Файл: Поведенческое, коммуникационное и системно-социальное понимание бизнеса..pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Поведенческое, коммуникационное и системно-социальное понимание бизнеса
6. Объекты предпринимательского бизнеса
7. Принципы предпринимательства
8. Предпринимательство как профессия
9. Профессиональные компетенции предпринимателей
Природные или произведенные материальные блага, предназначенные для личного, семейного, группового, ассоциированного потребления, являются потребительскими благами. К их числу относятся, например, бытовая техника, мебель, одежда, продукты питания.
Инвестиционные материальные блага включают сырье, машины, оборудование, комплектующие изделия, которые необходимы для производства других материальных благ, оказания услуг и выполнения работ. Например, автотранспортные средства, используемые для перевозки сырья или готовой продукции, следует отнести к инвестиционным материальным благам, а используемые в семейном быту — к потребительским.
В зависимости от того, кто именно является потребителем материальных благ, сами материальные блага разделяются на частные и общественные. К примеру, домашний автомобиль — это частное благо. Общественный парк, посещением которого наслаждаются многие граждане, становится общественным благом.
Материальные блага могут быть воспроизводимыми и уникальными. Уникальными являются те из них, которые не могут быть воспроизведены в силу различных обстоятельств (например, произведения искусства). Остальные материальные блага являются воспроизводимыми.
Нематериальные блага. Нематериальные блага не имеют предметной формы, их польза для человека состоит в эффекте результата оказанной услуги или выполненной работы.
Услуги составляют основу существования таких сфер общественной жизни, как образование, медицина, спорт, юриспруденция, культура, наука, информация, досуг. Вместе с тем оказание услуг осуществляется и в других областях (например, сервисное обслуживание техники, услуги по инсталляции программного обеспечения).
С процедурами выполнения работ можно столкнуться в процессе строительства любых объектов (строительные работы), ремонта (ремонтные работы); к числу таковых следует отнести и другие виды деятельности людей в разных областях экономики.
По критерию соответствия потребности в благах предложению благ целесообразно выделить свободные и ограниченные блага. Свободными, или постоянно доступными, благами являются те из них, потребность в которых всегда может быть удовлетворена. Таковыми могут быть лишь некоторые природные материальные блага, используемые в обычных обстоятельствах (например, такое природное благо, как воздух).
Все остальные материальные и нематериальные блага являются относительно ограниченными или абсолютно ограниченными. Это значит, что объемы потребности в них превышают их предложение. Ограниченность благ состоит не в ограниченности содержания данных благ (например, плохой вкус молока или неинтересный сюжет кинофильма), а в ограниченности доступа людей к использованию тех благ, необходимость в которых представляется им совершенно очевидной.
Относительная ограниченность благ возникает по таким причинам, как:
- опережение развития потребностей людей по сравнению с динамикой предложения благ (так называемое возвышение потребностей);
- относительная ограниченность природных ресурсов как потенциальных источников сырья для создания готовой продукции;
- относительная ограниченность производственных возможностей людей, участвующих в создании готовой продукции;
- относительная неравномерность географического распределения природных материальных благ, сырьевых и людских ресурсов, а также людей как обладателей потребностей в благах.
Абсолютно ограниченными становятся редкие блага. Если ограниченность благ не выражается в их редкости, принято говорить об их не только относительной ограниченности, но и относительной недостаточности, между тем редкие блага не достаются почти никому.
7. Принципы предпринимательства
Профессиональный предпринимательский бизнес организуется и развивается на основе пяти групп принципов, каковыми являются:
1) ориентирующие:
- принцип соответствия бизнеса профессиональному предпринимательскому призванию;
- принцип конкурентоспособности бизнеса;
2) стимулирующие:
- принцип многообразия форм успеха;
- принцип соответствия успеха в бизнесе признанию результатов деятельности предпринимателей окружением;
- принцип готовности «поймать удачу»;
- принцип многообразия мотивов;
- принцип сочетания эгоистических и общественных интересов в бизнесе;
3) организационно-поведенческие:
- принцип рациональной логики предпринимательского бизнеса;
- принцип сочетания конкуренции и сотрудничества в бизнесе;
- принцип сочетания стратегического, тактического и ситуационного уровней поведения;
4) эволюционные:
- принцип последовательного развития бизнеса от более простых форм к более сложным;
- принцип исторической специфики бизнеса в рыночно ориентированной экономике;
- принцип первоначального накопления капитала;
5) системные:
- принцип системности предпринимательского бизнеса;
- принцип постоянного развития бизнеса на основе интегративных (системных) качеств;
- принцип взаимосвязи центробежной и центростремительной тенденций в бизнесе;
- принцип разнообразия национальных моделей бизнеса;
- принцип формирования бизнеса как мировой системы.
8. Предпринимательство как профессия
Предприниматель — в современном значении, любой человек, лично осуществляющий хозяйственную деятельность и вступающий в рыночные отношения с другими хозяйствующими субъектами исключительно по своей воле.
Предприниматель — деловой человек, предприниматель, антрепренер, лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды. В современном значении предприниматель — человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность.
Предпринимательская деятельность или предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвилла). Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.
Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
Предпринимательством можно заниматься в разных сферах. Помимо общего предпринимательства, выделяют социальное и технологическое предпринимательство.
Формы предпринимательства:
- Индивидуальное
- Коллективное
- Полное товарищество
- Товарищество на вере
- Общество с ограниченной ответственностью
- Общество с дополнительной ответственностью
- Закрытое акционерное общество
- Открытое акционерное общество
- Государственное
Различают следующие виды предпринимательства:
- Производственная
- Промышленная
- Аграрная
- Торгово-посредническая
- Сфера услуг, в том числе
- Финансовая
- Страховая
Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
9. Профессиональные компетенции предпринимателей
Профессиональные компетенции предпринимателя — это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых в сфере профессионального предпринимательства.
1) Для занятия профессиональным предпринимательством необходимы профессиональные знания:
- экономических и правовых основ деятельности предпринимательских фирм на территории Российской Федерации и на международном рынке;
- специфики и закономерностей развития предметных сфер деятельности, на которые направляются профессиональные интересы, разделения труда в профессиональном предпринимательстве, видов и инфраструктуры предпринимательского бизнеса;
- специфики и закономерностей развития собственных профессиональных интересов и интересов окружения, мотивов поведения людей, противоречий в системе бизнеса, среды предпринимательского бизнеса как сообщества «играющих субъектов»;
- сущности и границ делового суверенитета, «коридоров независимости» в бизнесе;
- теории и практики конкурентоспособного бизнеса, основанного на развитии конкурентных преимуществ, избавления от конкурентных недостатков и укрепления конкурентных позиций;
- специфики и закономерностей развития межфирменной среды бизнеса, рынков, межфирменных конфликтов интересов, стратегии и тактики конкурентного и партнерского поведения, правовых основ деловых отношений и обязательств перед обществом (например, по уплате налогов);
- специфики и закономерностей развития внутрифирменной среды бизнеса, внутрифирменных отношений, внутрифирменных конфликтов интересов, организационного функционирования фирм аналогичного профиля;
- аспектов приобретения и поддержания предпринимательской власти, схем достижения и поддержания вертикали внутрифирменной предпринимательской власти, методов воздействия на внутри- и межфирменное окружение; специфики и закономерностей предпринимательского администрирования.
Для приобретения этих знаний необходимо изучение теоретических и практических основ экономики, права, социологии, социальной психологии, теории предпринимательства, теории конкуренции и других наук.
2) Наряду с профессиональными знаниями предпринимателю необходимо обладать профессиональными умениями. Профессиональные умения предпринимателей должны обнаруживаться в таких областях, как:
- создание предпринимательского бизнеса, раскрутка его новых направлений;
- создание новых предпринимательских фирм, а также участие в деятельности ранее созданных фирм;
- разграничение легального и нелегального бизнеса;
- организация производства, продвижения на рынок и продажи товаров (услуг, работ);
- организация рабочих мест, формирование и поддержание коллективов работников;
- финансовое управление;
- приобретение и поддержание административного авторитета в глазах работников фирмы, создание внутрифирменной вертикали власти;
- воспроизведение (репродукция) бизнеса через инвестирование;
- создание и внедрение новых бизнес-ориентированных систем производства и сбыта товаров, оказания услуг, выполнения работ, в том числе бизнес-проектирование;
- влияние на внутри- и межфирменное окружение с учетом особенностей среды бизнеса и интересов окружения;
- приобретение и поддержание административного авторитета в глазах внешнего окружения;
- формирование и поддержание привлекательного имиджа своего бизнеса, своей фирмы;
- политическое лоббирование (поддержка) интересов своего бизнеса;
- реорганизация и ликвидация бизнеса, закрытие фирм;
- умение создавать новые теории и концепции бизнеса.
3) Для компетентной работы предпринимателям необходимо обладать еще и определенными профессиональными навыками:
- добросовестный труд по ответственному владению бизнесом, в том числе по принятию административных решений и контролю их выполнения;
- адекватное предпринимательское поведение, применение разных стратегий и тактик предпринимательского поведения в различных ситуациях;
- профессиональное целеполагание и целедостижение в условиях, когда бизнес осуществляется самостоятельно, на свой страх и риск и за спиной предпринимателя никого нет;
- осуществление маневров управления своим бизнесом под воздействием ожидаемых и неожиданных обстоятельств;
- несение практических рисков утраты или усиления предпринимательской власти в условиях неопределенности среды бизнеса;
- личные коммуникативные навыки в деловом взаимодействии, навыки предпринимательского управления посредством разных технологий, в том числе посредством современных информационных и коммуникационных технологий;
- самоорганизация и саморазвитие, включая постоянное повышение профессиональной образованности и профессионального мастерства.
Среди профессиональных компетенций следует выделить ключевые профессиональные компетенции. Если, к примеру, человек не говорит и не понимает по-английски, он не может профессионально преподавать этот язык. Каждая профессия требует от работника вполне определенных ключевых компетенций, в том числе и профессия предпринимателя.