Файл: Компенсаторные языки жестов (дактилология и разговорная жестовая речь для глухих).pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Жестовая речь как средство коммуникации в сообществе глухих
Дактилология и морфологические особенности русского жестового языка
Основные типы соответствий: языковые и речевые
Пространственность и одновременность
Интонация в жестовом языке. Средства выразительности
Социальные проблемы инвалидов по слуху
Введение
Я выбрала эту тему, потому что, у меня проблемы со слухом (с кохлеарным аппаратом на правой ухе). Я немного знаю жесты, не то чтобы, как у глухих (они быстро делают жесты в разговоре). Иногда я использую жесты только с моей мамой (когда я глухая, например на пляже, в бане и т.д., она помогает мне как и что именно), остальные мы используем жесты - действия. В обществе я как "обычный" человек, могу слышать и говорить, иногда мне нелегко - кто то говорит быстро, невнятно, неприятно и даже в большой компании. Например, когда на лекциях учительница рассказывает неспеша и очень отчетливо с презентацией - я могу понять, а есть кто то диктует и быстро говорит, без презентации - я бы сдалась. Я много раз объяснила, а они не слушают, но иногда да. Вот в чем проблема, когда люди не помогают, впрочем, им наплевать глухих и слабослышащих людей. А есть некоторые доброжелательные - я бы со всей душой благодарна. Спасибо за понимание.
Жестовая речь как средство коммуникации в сообществе глухих
Использование жестового языка для обучении и воспитания учащихся с недостатками слуха является дискуссионным подходом. Специалисты высказывают разные точки зрения на эту сложную проблему в сурдопедагогике, затрагивающую круг вопросов лингвистического, психологического и социального характера.
Звуковой язык, основное средство коммуникации в современном человеческом обществе, возник много десятков тысяч лет назад. Столь же древнее и общение людей с помощью жестов. Некоторые ученые полагают, что жестовый язык предшествовал звуковому - люди общались с помощью жестов до того, как научились разговаривать.
Но и в наши дни, когда с появлением радио, телефона, телевидения, компьютера функции устной словесной речи продолжают расширяться, область применения жестов довольно обширна.
Жесты часто участвуют в устной речи. Причем используются по-разному - в зависимости от цели и ситуации общения. При непринужденном неофициальном общении жесты могут выступать в роли самостоятельных реплик. Например, жесты, выражающие разрешение, согласие, удивление. Зачастую они дополняют недостаточную информацию вербального текста: «Дайте мне, пожалуйста, вот такой бинт». В официальной обстановке лектор прибегает к жестам-указаниям на какие-либо наглядные пособия и жестам, выделяющим главное. Высказывания разговорной речи - результат взаимодействия вербальных и невербальных компонентов, но вербальная составляющая в них центральная.
Возможны и жесты без вербальной составляющей. Так, на уроке физкультуры учитель показывает при построении: ты - здесь, а ты - сам.
Однако совокупность жестов, используемых в качестве невербальных компонентов в высказываниях разговорной речи, не формирует самостоятельную коммуникативную систему.
Особая область применения жестов - искусство. В пантомиме, театральных монологах, песнях и танцах многих стран актеры сопровождают жестами - символами конкретные предметы, действия, переживания.
Жесты применяются на транспорте действует набор жестов, предусмотренный ПДД. Он включает систему распоряжений постовых - регулировщиков и жесты водителей.
В армии установлен набор жестов, в которых применяются цифры: жесты для управления строем и жесты как приказ к действию, если подача команд голосом нецелесообразна.
В спорте применяются международные жесты, поскольку они должны быть понятны всем участникам соревнований. Таким приказам не мешает шум трибун.
Помимо систем, имеющих сравнительно узкие коммуникативные функции, существуют жестовые системы, более универсальные по назначению и сложные по строению. Это жестовые системы некоторых племен североамериканских индейцев и австралийцев, членов ряда монашеских орденов, принимающих обет, молчания, а также жестовая речь глухих.
У индейцев и австралийцев главным средством общения является словесная речь. Жесты издавна применялись племенами в условиях войны и на охоте, когда беззвучное общение удобнее. У австралийцев юноша, прежде чем его принимали в коллектив взрослых охотников, проходил проверку на «умение молчать». Вдова в период траура (от месяца до года) должна была прекратить общение устной речью. В таких случаях люди использовались только жестами. Жестовая система индейцев сохранилась до настоящего времени и служит для межплеменного общения (сегодня насчитывается 65 диалектов и языков).
Жестовая система, принятая среди членов некоторых монашеских орденов, как и жестовая речь индейцев, является своеобразной лингвистической системой. Между тем их функции различны: если индейцы довольно редко пользуется жестами, для монахов, давших обет молчания, жестовая речь - главное средство межличностного общения. Пользуются они, конечно, и письменной формой словесного языка: пишут, читают.
Таким образом, все кинетические системы, о которых шла речь, различаются по структуре (составу, принципам устройства, уровню «коммуникативной самостоятельности») и функциям (сфера и частота использования).
Система жестового общения глухих имеет сложную структуру и имеет две разновидности - разговорную и калькирующую. В качестве основной смысловой единицы здесь выступает жест - кинетический акт, в котором, прежде всего, участвуют руки. Двигательная природа жеста и его визуальное восприятие обусловливают такие особенности жестового языка, как возможность определенным образом расположить жест в пространстве и выполнить одновременно два жеста двумя руками. В устной речи мы не можем одновременно сказать два слова.
Область функционирования разговорной жестовой речи (РЖР) - непринужденное, неофициальное межличностное общение. Ей присущи специфические грамматические закономерности: отсутствие частей речи (одним жестом можно показать слова «утюг», «гладить», «глажение»), нет грамматических окончаний и предлогов (жест дает информацию о пространственных взаимоотношениях предметов). Поэтому многие ученые считают этот язык примитивным.
Каждый жест имеет три компонента: конфигурацию (положение пальцев рук), пространственное положение и направление, движение. Например, жесть «мать»:
- конфигурация - дактильный знак «В»;
- пространственное положение - около лица, направление справа налево;
- движение - плавное, непрерывное.
Жест «директор»:
- конфигурация - дактильный знак «П»;
- пространственное положение - около талии;
- движение - отсутствует.
Дети с нарушение слуха овладевают жестами дома. Поскольку усвоение такими детьми устной речи - процесс длительный, а выученных слов для общения со взрослыми не хватает, сначала появляются естественные жесты, а потом условные. Закономерно, что в семьях слышащих родителей эти жесты локальны; в семьях, где родители тоже имеют нарушения слуха, жесты могут быть универсальными. Когда ребенок попадает в специальную школу, разговорная жестовая речь совершенствуется. Дети из семей слышащих быстро догоняют своих сверстников, которые уже овладели РЖР дома, поскольку межличностная коммуникация в детском коллективе осуществляется, в основном, при помощи РЖР.
Различные системы калькирующей жестовой речи (далее — КЖР) и русского жестового языка
Г.Л. Зайцева в своей книге33 подробно описала структуру жестовой речи (1988), Она показала, что нужно различать два ее вида:
1) разговорную жестовую речь, которой пользуются для общения между собой глухие люди, и
2) калькирующую жестовую речь, которой пользуются преимущественно переводчики при официальных формах общения. Позже термин «разговорная жестовая речь» и «разговорный жестовый язык» был заменен на «Русский жестовый язык».
Многие исследования систем общения глухих показали, что русский жестовый язык (РЖЯ) представляет собой особую полноценную лингвистическую систему, отличающуюся от звучащего языка как любой иностранный язык.
Наряду с РЖЯ существует и неотрывно сопровождает процесс коммуникации глухих калькирующая жестовая речь.
Калькирующая жестовая речь (КЖР) — вторичная знаковая система общения, калькирующая лингвистическую и морфологическую структуру словесного языка, где жесты являются эквивалентами слов. Калькирующей жестовой речью часто пользуются позднооглохшие или слабослышащие люди, переводчики на официальных мероприятиях.
КЖР используется, главным образом, на телевидении, в сфере образования, конференциях, собраниях и т. п. КЖР применяется в официальной сфере при обслуживании лиц с нарушениями слуха. КЖР используют для общения слабослышащие, позднооглохшие и глухие, владеющие русской устной или письменной речью. КЖР активно применяется в сфере культуры.
Многие исследователи стремятся разделить эти два вида жестовой коммуникации, утверждая, что ничего общего между ними нет. Позволим себе не согласиться. РЖЯ – язык, на котором глухие общаются между собой. Информация на РЖЯ наиболее доступна для них. Переводчику необходимо понимать его основные закономерности, нормы, чтобы понимать носителей языка. Однако, при переводе потока информации, особенно в образовательной организации, невозможно обойтись без калькирующей жестовой речи. Применение КЖР подразумевает обязательную артикуляцию говорящего.
КЖР использует эквиваленты слов, словосочетаний – жесты – для передачи информации. В случае, когда необходимо объяснить какое-либо понятие, переводчик переходит на РЖЯ. При калькирующем переводе во время мероприятий применяются также некоторые приемы РЖЯ. Но в целом порядок слов при КЖР базируется на синтаксисе русского языка. Исключение составляет перевод устойчивых выражений, поговорок, пословиц. Применение КЖР требует применения жестов-эквивалентов с учетом контекста. Например, слово «мир» в зависимости от контекста и вкладываемого смысла будет переведен как «планета», «дружба» или «покой»; «свет» - «планета», «свет от верхнего источника» или «светло».
Перевод посредством калькирующей жестовой речи, особенно если это синхронный перевод, требует от переводчика большого профессионализма и владения двумя системами: КЖР И РЖЯ.
Калькирующая жестовая речь может содержать 3 вида лексических единиц:
1. Жесты-эквиваленты, заимствованные из РЖЯ
2. Дактильное обозначение слова
3. Жесты в сочетании с дактилем (приставки, окончания).
В лексике КЖР выделяют два класса.
Первый класс - жесты из РЖР.
Второй класс - собственно жесты; слова русского языка, воспроизводимые при помощи дактильной азбуки; лексемы, содержащие жест и несколько дактилем.
Используется КЖР, как правило, в официальной обстановке - на лекциях и других мероприятиях при необходимости сурдоперевода. Глухие в общении эту речь не используют, потому что, чтобы калькировать, нужно в совершенстве владеть словесным языком.
Люди создали разные жестовые системы. Их главное объединяющее свойство - способ передачи и восприятия информации. Существуют национальные жестовые системы глухих. Жестовые системы разных стран отличаются своеобразием лексики и грамматического строя. Кроме того, есть международный язык жестов, так называемый жестуно (своего рода эсперанто). Его основное назначение - облегчить общение глухих из разных стран на мероприятиях, организуемых Всемирной федерацией глухих (съезды, симпозиумы, состязания неслышащих спортсменов).
В школах для учащихся с нарушениями слуха жестовая речь не используется. Обучение строится на основе словесной устной и письменной речи с использованием вспомогательного средства - дактилогии. Это необходимо, поскольку главная задача школы - социализировать обучающихся и интегрировать их в среду слышащих. Слабослышащие учащиеся живут в обществе, общаются между собой и с друзьями из таких же школ, некоторые - со своими глухими родителями. Их средством общения является жестовая речь. Она находит применение и в творчестве детей. В школе слабослышащих работает кружок жестовой речи и жестового пения. В масштабах города, а иногда и страны организуются конкурсы жестового пения. Учащиеся нашей школы - многократные лауреаты таких конурсов.
В условиях инклюзивного образования в современной общеобразовательной школе, среди нормально развивающихся детей появляются неговорящие дети с ограниченными возможностями здоровья:
- глухие и слабослышащие;
- дети с параличами;
- дети с расстройствами аутистического спектра.
В школах для умственно отсталых 80% учащихся - неговорящие. Для этих категорий детей, их учителей, родителей, сверстников необходимы альтернативные способы коммуникации. Применение жестовой речи способствует повышению эффективности общения учащихся в разных коммуникативных ситуациях, в том числе в условиях непринужденного, неофициального разговора (со сверстниками, родителями, родственниками и др.). Использование жестовой речи позволяет значительно увеличить объем учебной информации, расширить круг изучаемых дисциплин.