Файл: Компенсаторные языки жестов (дактилология и разговорная жестовая речь для глухих).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, дом, метель, дождь, холодно, бояться, любить, дружить.

В принципе, даже у самых изменённых жестов можно найти этимологию их первоначального рисунка. Например, здравствуйте – желаю здоровья; спасибо – сердце + память, и т.д.

Синкретизм

Синкретизм жеста заключается в передаче в совокупности значений предмета-орудия и действия предметом («ручка» и «писать», «еда» и »кушать»), состояния-качества-признаки («молодой» и «молодость», «свежесть» и «свежий») и др. Это явление подчиняется определѐнным закономерностям. Например, может использоваться один жест для обозначения действия и орудия действия («топор» – «рубить»); действия исполнителя и орудия действия («лыжи»– «ходить на лыжах»). Следует отметить, что благодаря вниманию лингвистов к жестовому языку, в последние годы явление синкретизма активно изучается, найдены жесты- эквиваленты и способы уточнения нужных понятий. Так, например, разграниены жесты исполнителя и качества действия («организатор» – «организованный»; «лыжник» – «лыжный»). Обнаружено, что в первом случае, для конкретизации значения, добавляется жест «человек», обозначающий принадлежность человеку или роду, во втором добавляется жест «связь», обозначающий отнесенность признака к конкретному предмету. Такие сочетания жестов называются сложными жестами (компаундами).

Конкретность

Если в звучащем языке слово носит достаточно широкое обобщённое понятие - посуда, овощи, предметы, большой, маленький (обобщённое опосредование), то для жеста характерна конкретность, т.е. отсутствие в жесте широкого обобщения.

Слова такого рода ограниченного изображением признака предмета и характера действия, показываются иными жестами, конкретно и точно передающими действия, признаки, смысл, т.е. их контекст. Это, как считает Р.М. Боскис, указывает на многословность жестового языка.

Так, посуда = тарелка + стакан + разный, овощи = помидор + огурец +разный

Пространственность и одновременность

В жестовом языке существует явление, называемое синхронная структура языка, которая позволяет передавать информацию параллельно, например, в предложении «стулья стоят вдоль стен напротив» может быть передано с помощью одного-единственного жеста, причём, можно передать и место положение стульев в комнате, и их количество и положение рассказчика по отношению к стульям одним жестом, в то время как звучащие языки функционируют секвентильно, то есть все выраженное одним жестом будет описано словами последовательно одно сообщение за другим: участники стоят передо мной в шеренгу, свет горел по всему периметру потолка, перевернуть стулья и поставить их на стол.


Интонация в жестовом языке. Средства выразительности

Равно, как в звучащий речи существует интонация, так и в жестовой речи существует понятие эмоционально-выразительной составляющей, проще говоря, той же интонации и способы её передачи различными средствами выразительности жестового языка. К ним относятся:

  • мимика лица,
  • логическое ударение, через ускорение или замедление исполнения жеста,
  • психологическая пауза,
  • введение жестов – параллелизмов,
  • использования жестов-диалектов,
  • включение второй руки и т.д.

Например, Здравствуйте….(равнодушно, радостно, ехидно)

(логическое ударение) За мной придёт машина

(пауза) А теперь…сюрприз!

(параллелизмы)Он едет, едет сейчас, едет торопится и т.д.

(вторая рука)Сколько можно, ну сколько?!

Он на меня смотрел, смотрел, смотрел…

Нотация жеста

Существует несколько общепринятых систем нотации жестовых языков, они обладают разной степенью подробности и иконичности и ориентированы на описание различных явлений в жестовых языках.

Первая система транскрибирования жестов была разработана У. Стоуки. Она состояла из 55 символов, образующих три группы в соответствии стремя параметрами (место выполнения жеста, характер движения и форма руки), которые Стоуки считал релевантными для структуры жеста. Для обозначения места выполнения жеста и характера движения руки использовались иконические значки, например символ [ ] обозначал туловище (пространство от плеч до бёдер), символ \ обозначал руку от плеча до локтя: символом > изображалось движение вправо, а символом < показывалось движение влево. Для обозначения формы руки Стоуки использовал цифры (например, символ 5 обозначал раскрытую ладонь с растопыренными пальцами) и буквы английского алфавита в соответствии с американской дактильной азбукой. Ориентация руки обозначалась в транскрипции нижним индексом при символе формы руки. Порядок символов при записи жеста был фиксирован: сначала указывалось место выполнения жеста, после форма руки, в конце характер движения руки.

Нотация Стоуки легла в основу принципа организации первого словаря американского жестового языка, в котором место жеста определялось по собственной форме жеста (отражённой в транскрипции), а не, как до этого, по переводу жеста на английский язык.


В качестве недостатков нотации Стоуки отмечается, что она не позволяет фиксировать выражение лица, которое является неотъемлемой составляющей многих жестов. Далее, нотация Стоуки фонематична и позволяет записать только те значения параметров жеста, которые Стоуки считал смыслоразличительными для американского жестового языка. Таким образом, данная нотация, с одной стороны, не позволяет описать такие параметры выполнения жеста, как, например, резкость/плавность и амплитуда движения, напряжённость/расслабленность руки, которые, как показали дальнейшие исследования жестовых языков, вносят существенный вклад в смысл жеста. С другой стороны, данную нотацию невозможно без изменений применять и для транскрибирования других жестовых языков. Модифицированная версия нотации Стоуки используется, например, в словаре британского жестового языка. В силу того, что в современных исследованиях применяется не исходная версия данной транскрипционной системы, а её различные модификации (например [Mandel 1993]). Говоря о нотации Стоуки подразумевают целое семейство родственных транскрипционных систем.

Другой широко известной системой транскрипции жестовых языков является Гамбургская система нотации (Hamburg Notation System, сокращённо HamNoSys). Транскрипция изначально разрабатывалась таким образом, чтобы применяться для записи как можно большего числа жестовых языков: все параметры формы жеста отображаются в ней с помощью иконических значков (в отличие от транскрипции Стоуки, где символы для формы руки не были иконическими). HamNoSys ориентирована на очень подробное описание жеста. В ней используется около двухсот символов, обозначаются не только место выполнения жеста, форма и траектория движения руки, но и ориентация руки, немануальные жесты (мимика говорящего). При записи жеста сначала записывается форма руки (рук), далее ориентация, место выполнения жеста и характер движения. Жесты в транскрипции HamNoSys довольно сложны для визуального восприятия, однако эта система записи отлично подходит для компьютерной обработки.

Транскрипция HamNoSys использовалась в многочисленных тематических словарях немецкого жестового языка, разрабатываемых в Гамбурге, словаре австралийского жестового языка, новозеландского жестового языка и других.

Если проводить аналогии с записью звучащей речи, нотацию Стоуки можно сравнить с фонематической транскрипцией, HamNoSys - с фонетической. По иному принципу строится транскрипционная система Беркли (BTS). В основе ВТS лежит принцип выделения в жесте "значимых элементов", её можно сопоставить с глоссированием. Одни и те же элементы жестовой структуры могут в зависимости от смысла жеста получать разное содержательное наполнение. Значение компонента жестовой структуры указывается при помощи специального индекса. Так, например, движение руки при выполнении жеста по прямолинейной траектории передаётся символом L (Linear). Индекс -src'X обозначает удаление от фиксированной точки пространства: индекс -gol'X - приближение к определённой точке пространства. Соответственно, в зависимости от того, какой индекс будет предшествовать символу L, движение руки будет интерпретироваться как обозначающее удаление (-src'-L) или приближение (-gol'L ) некоторого объекта к чему-либо. Жест в транскрипции представляет собой последовательность элементов, снабжённых индексами: сначала записывается форма пассивной руки, потом форма активной руки, движение руки, ориентация руки. BTS была разработана для транскрибирования жестового дискурса, поэтому нотация включает в себя символы для обозначения дискурсивного поведения говорящего - различных выражений лица, интенсивности выполнения жестов, пауз, ошибок в выполнении жестов и т. п.


Описанные выше системы записи жестов были разработаны лингвистами для научных исследований. В отличие от них транскрипция Sign writing была создана специалистом по записи движений человеческого тела, профессиональной танцовщицей, и из исследовательского инструмента быстро превратилась в форму записи жестовой речи для повседневного применения.

В Sign writing жест не записывается как линейная последовательность символов, а изображается пиктограммой, включающей иконические изображения рук, их движений (сразнообразных стрелок), их расположения относительно друг друга и говорящего, при необходимости передаётся выражение лица или направление взгляда, сопутствующие жесту. Цепочка жестов записывается сверху вниз. Транскрипция позволяет точно и наглядно отображать жесты, при этом остаётся простой для восприятия.

Все большее число носителей жестовых языков пользуются системой Sign writing, считая её письменной формой своего родного языка. На основе Sign writing каждый язык вырабатывает собственную орфографию: в датском жестовом языке перестали использовать символ для соприкосновения двух рук: в жестовом языке Никарагуа начали подчёркивать имена собственные. Растёт число книг, переведённых с помощью Sign writing на жестовые языки. Но Sign writing продолжает использоваться и как система нотации в лингвистических исследованиях (например, в институте Солка, штат Калифорния применяется для создания словарей жестовых языков (см., например, онлайновый словарь фламандского жестового языка).

Один из вариантов нотации жеста русского жестового языка предложен Л.С. Димскис (1988), выделившей более 30 конфигураций, около 50 типов движения, более 70 характеристик локализаций и т.д.

Социальные проблемы инвалидов по слуху

Личность носителя жестового языка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками и рассматривается как совокупность психологических и социологических характеристик, тесно взаимодействующих между собой. Окружающая социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Развитие личности и самосознания детей с нарушениями слуха протекает в сложных условиях, связанных с трудностями в общении с окружающими людьми, замедлением процесса переработки информации, с более бедным и менее разнообразным опытом, ограниченными возможностями спонтанного усвоения. Воздействие потери слуха.


Функциональное воздействие

Прежде всего, потеря слуха сказывается на способности человека общаться с другими людьми. У детей, страдающих глухотой, часто наблюдается задержка в развитии разговорной речи. Потеря слуха и заболевания ушей, такие как средний отит, могут приводить к значительному неблагоприятному воздействию на успеваемость детей. Но предоставление людям с потерей слуха возможностей для общения позволяет им принимать участие в общественной жизни на равных основаниях с другими людьми. Общение может происходить с помощью разговорной/письменной речи или жестового языка.

Социальное и эмоциональное воздействие

Ограниченный доступ к услугам и лишение возможностей для общения может оказывать значительное воздействие на повседневную жизнь, вызывая чувство одиночества, изоляции и безысходности, особенно среди пожилых людей, с нарушением слуха. Человек с врожденной глухотой, не получивший возможности для обучения жестовому языку в детстве, может чувствовать себя изолированным от социального общения.

Экономическое воздействие

В развивающихся странах дети, страдающие потерей слуха и глухотой редко получают какое-либо образование. Среди взрослых людей, страдающих глухотой, отмечается гораздо более высокий уровень безработицы. По сравнению с общим работающим населением среди работающих глухих людей отмечается более высокая процентная доля людей, занимающихся менее квалифицированной работой. Улучшение доступа к образованию и службам профессиональной реабилитации и повышение осведомленности, особенно среди работодателей, о нуждах людей, с нарушением слуха, может способствовать снижению уровней безработицы среди этой группы людей. Помимо экономического воздействия на индивидуальном уровне потеря слуха оказывает значительное воздействие на социальное и экономическое развитие отдельных сообществ и стран.

Для формирования гармоничной личности, для развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой для установления правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Э. Эриксон считает наличие в младенчестве тесного и эмоционально насыщенного контакта с матерью основой развития самостоятельности, уверенности в себе, независимости и в то же время теплого, доверительного отношения к другим людям. В этот период ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру, что становиться основой формирования позитивного самоощущения. В дальнейшем недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере отношений с другими людьми, что может привести к страху перед общением.