Файл: Компенсаторные языки жестов (дактилология и разговорная жестовая речь для глухих).pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 313
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Жестовая речь как средство коммуникации в сообществе глухих
Дактилология и морфологические особенности русского жестового языка
Основные типы соответствий: языковые и речевые
Пространственность и одновременность
Интонация в жестовом языке. Средства выразительности
Социальные проблемы инвалидов по слуху
Большое влияние на внутрисемейные отношения оказывает наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. Так, установлено, что в семьях, где глухой ребенок и глухие родители, складываются эмоциональные отношения, близкие к тем, которые характерны для семей слышащих. В начале подросткового возраста у глухих детей, имеющих глухих родителей, выявляются примерно равные положительные эмоциональные отношения с матерью, отцом, братьями и сестрами. В несколько большей степени, чем у слышащих, отмечаются проявления отрицательных отношений к отдельным членам семьи. Эмоциональное благополучие глухого ребенка в такой семье обусловлено, по мнению В. Петшака, тем, что при общении с помощью жестового языка, понятного обеим сторонам, достигаются более полный контакт и взаимопонимание. В отличие от них слышащие родители не могут наладить столь же успешное общение со своими детьми с помощью небольшого набора слов и высказываний, уже усвоенных детьми, и естественных жестов.
У глухих детей младшего школьного и подросткового возраста, имеющих слышащих родителей, обнаруживается меньше положительных эмоциональных проявлений к родителям, чем у слышащих детей или глухих, имеющих глухих родителей; у них отмечается примерно такое же число проявлений положительных эмоций по отношению к братьям и сестрам и резко отрицательное эмоциональное отношение к отцу, что составляет их специфическую особенность. При этом наиболее благополучные эмоциональные отношения у них складываются с братьями и сестрами. Дети открыто выражают свои чувства по отношению к ним. Отношения с матерью эмоционально обеднены, а отношения с отцом чрезмерно насыщены отрицательными эмоциями. Можно предположить, что многие слышащие родители глухих детей не умеют устанавливать с ними естественные родственные отношения. Матери, вероятно, недостаточно одобряют своих детей за хорошие поступки и обнаруживают равнодушие при их плохом поведении. Отцы, напротив, стремятся проявить по отношению к детям "мужской характер" и внушить им правила хорошего поведения, но делают это неумело. К концу подросткового возраста достигается сходство эмоциональных отношений в семьях, воспитывающих глухих и слышащих детей.
На развитие личности ребенка и на формирование отношений в семье чрезвычайно влияет такой фактор, как пребывание ребенка в учреждении интернатского типа. Родители, узнав о глухоте ребенка, помещают его в специальное детское учреждение в сравнительно раннем возрасте и перестают принимать достаточное участие в его воспитании. Зачастую это делается из соображений общего порядка: из-за невозможности обеспечить дома надлежащий присмотр за ребенком, из-за неумения справляться с задачами обучения речи. Дело осложняется тем, что специальные дошкольные учреждения имеются только в крупных городах, что вынуждает родителей отдавать детей на интернатский режим, расставаясь с ними длительный срок.
Л.С.Выготский расценивал постоянное пребывание глухого ребенка в стенах специального учебного учреждения как отрыв его от нормальной среды. Эта искусственная среда во многом отличается от того нормального мира, в котором ребенку придется жить. Если взять равное количество времени, исключая сон (24ч.-8ч.=16ч.), то у обычного ребенка школа занимает 30% от всего времени => 70% свободного времени и возможность быть с семьей, у ребенка с нарушением слуха, обучающегося в спецшколе остается 25% времени, чтобы быть дома с родителями. Понятно, что с глухими детьми нужно больше заниматься и это делают специалисты в школе, но это неизбежно приводит к изолированности детей от родителей, даже в том случае, если дети не постоянно живут в интернате. Если же родители живут в другом населенном пункте, ситуация еще более усугубляется. Длительное пребывание детей в однообразных условиях при отсутствии возможности широкого общения со здоровым окружением накладывает отпечаток на личность детей, уровень их социализации, что затрудняет их адаптацию в обществе по окончании обучения и достижении 18-ти летнего возраста.
В результате из-за отсутствия общения с близкими людьми не только не развиваются, но и систематически атрофируются тс силы, те средства, которые могли бы потом помочь ребенку войти в жизнь. Так, семейное воспитание, с самого раннего детства формирующее нравственную основу личности, дающее человеку запас ласки, доброты, любви, рано уходит из жизни большинства глухих детей, и без того лишенных многого в отношениях с окружающими. Глухие дети, родившиеся в семьях, в которых есть глухие члены семьи, находятся в ситуации более выгодной, чем глухие дети из семей слышащих. Ведь опека над детьми с недостатком слуха требует умения и практики
Итак, социальные проблемы, с которыми сталкиваются глухие с детства:
- Эмоциональная депривация (сильнее у глухих детей слышащих родителей)
- Недоступность информации
- Сложность в донесении своих взглядов, потребностей, интересов до общества
- Стигматизация.
- Низкий уровень подготовки в специализированных школах
- Трудности в получении профессионального образования
- Низкая конкурентоспособность на рынке труда
- Малообеспеченность
Рассмотрев социальную составляющую, мы считаем необходимым перейти к рассмотрению вопросов строения органа слуха и причин, приводящих в потере слуховой функции.
В переводческой практике часто встречаются случаи, когда окружающие, видя, что человек не слышит, начинают громко кричать, при этом смущая глухого человека, или, видя слуховой аппарат, наоборот, считают, что человек реабилитирован и не нуждается в четкой артикуляции, визуальных средствах передачи информации. Зачастую, переводчику приходится разъяснять окружающим, что применение технических средств не делает глухого слышащим, и с тяжелой потерей слуха аппарат не помогает разбирать речь. И кохлеартная имплантация – не панацея и совершенно не отменяет реабилитационных мероприятий.