Файл: История театра Древнего Рима. Римский театр императорской эпохи.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 321
Скачиваний: 5
В Риме цирк был сооружен между склонами Авентинского и Палатинского холмов и примыкающей к ним долиной примерно в 600 м длиной и 150 м шириной. Места для зрителей существовали на склонах холмов еще во времена республики. После предпринятых Юлием Цезарем и оконченных Августом сооружений цирк стал одним из красивейших зданий в Риме. Места для зрителей отделялись от ипподрома рвом в 3 м. Они поднимались вверх и были разделены на три этажа. Нижний был каменный, остальные — деревянные.
Цирк перестраивался и украшался несколько раз. После всех этих перестроек и расширений он мог вмещать сто восемьдесят — сто девяносто тысяч человек. Самые нижние места, лежащие ближе всего к ипподрому, были предназначены для сенаторов.
Женщины в цирке сидели вместе с мужчинами, тогда как на других зрелищах они имели особые места. Еще во времена республики в цирке устраивались потешные сражения между молодыми гражданами в полном вооружении.
В императорскую эпоху начали устраивать уже сражения целых отрядов пехоты и конницы или же бои зверей и гладиаторов. Так было до постройки амфитеатра Колизей. Внимание зрителей в цирке привлекали главным образом состязания колесниц. Опытные наездники, вербовавшиеся обычно из вольноотпущенников, рабов и низших слоев свободного населения, пользовались огромной популярностью. Некоторые из них при жизни зарабатывали колоссальное состояние, а после смерти почитатели ставили им статуи, которые должны были увековечить их победы.
В амфитеатрах главным образом устраивались гладиаторские игры, и здесь же происходила казнь преступников, которых бросали на растерзание диким зверям. Самым знаменитым был грандиозный амфитеатр, строительство которого было закончено в конце I в. н. э., так называемый Колизей. Эта обширная эллиптическая постройка имела в длину 189 м, в ширину 156 м, высота же ее достигала 48,5 м. Среднюю часть Колизея занимала покрытая песком арена, под которой находились многочисленные подвальные помещения глубиной до 9 м. Арену концентрически обрамляли постепенно возвышавшиеся места для зрителей. С наружной стороны Колизей представлял собой четырехъярусное здание. Обширные галереи нижних ярусов служили во время антрактов как фойе, здесь же можно было укрыться и в случае дождя. Колизей вмещал до пятидесяти тысяч зрителей.
Почетные зрители размещались на подиуме (особое возвышение в цирке или амфитеатре с местами для зрителей), примыкавшем к арене.
Гладиаторские бои были известны в Риме еще во времена республики, но особенно широкий размах они получили в императорскую эпоху. Во время празднеств, устроенных императором Траяном (98—117) по случаю покорения Дакии и продолжавшихся четыре месяца, сражались десять тысяч человек.
Гладиаторами были военнопленные, рабы, осужденные преступники и добровольцы. Искусству сражаться гладиаторов обучали в императорских и частных школах, где они держались в строгом заключении и были безоружны.
В императорских школах их охраняли солдаты. Применялись такие наказания, как заковывание в кандалы, бичевание и прижигание раскаленным железом. Обучение гладиаторов и торговля ими были прибыльным делом.
Самый способ борьбы гладиаторов был разнообразным: иногда выступали в единоборстве друг против друга два гладиатора, иногда дрались целые отряды.
Когда один из борцов бывал побежден, но оставался еще жив, зрители решали, даровать ему жизнь или смерть. В первом случае зрители махали платками и подымали вверх большой палец, во втором случае большой палец опускался вниз. На арене амфитеатра, наполненной водой, иногда разыгрывались морские сражения.
Корабли сцеплялись друг с другом, и воины старались прыгнуть на палубу вражеского корабля. В ряде случаев эти битвы гладиаторов оказывались театрализованными и разыгрывались на какой-либо сюжет (обычно мифологический).
Так, одна часть гладиаторов изображала греков, другая — троянцев, греки шли на штурм Трои. Нечего и говорить о том, что подобные зрелища амфитеатра и цирка имели мало общего с театральным искусством в собственном смысле этого слова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Две с половиной тысячи лет отделяют наше время от века величайшего подъема античной драматургии и театра. За такой срок очень многие явления исторической жизни далекого прошлого начисто исчезли из памяти человечества, многое же из того, что сохранилось, стало чужим, для современного человека, но интересным лишь для историков древности и археологов.
Об античной культуре, по крайней мере, о произведениях наиболее крупных ее представителей, этого сказать нельзя. Их не забыли и, по всей вероятности никогда не забудут. И не только потому, что культура современного человечества генетически связана многими нитями с античностью и античные художники занимают в истории искусства почетное место прародителей. Связь тут гораздо более тесная. Многие произведения античных авторов живут и сейчас и продолжают оказывать на нас в ряде случаев не менее сильное впечатление, чем произведения наших современников.
Это значит, что в том сложном комплексе явлений и процессов, который мы называем действительностью, античная культура заняла свое определенное место.
Заключение
Достигнув больших идейных и художественных высот, античный театр заложил основы всего последующего развития европейского театра. Можно смело утверждать, что театры Древней Греции и Древнего Рима стали основой для последующего развития театрального искусства, которое продолжается и в наши дни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Научная, учебная и специальная литература
- Апулей. Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии; Метаморфозы: в XI книгах; Флориды / Пер. М.А. Кузмина и С.Л. Маркиша; Отв. ред. М.Е. Грабарь – Пассек; Ред. изд-ва О.К. Логинова. – М.: Изд-во АН СССР, 1956. – 435 С.
- Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Том 5./ Под редакцией В. Адоратского. – Москва: Госполитиздат, 1938. – Институт Маркса-Энгельса-Ленина при ЦК ВКП (б). – 341 С.
- История зарубежного театра/ Под редакцией проф. Г.Н. Бояджиева и проф. А.Г. Образцовой. Из-во «Просвещение», Москва, 1981. – 360 С.
- Луций Анней Сенека, Трагедии. / Серия «Сокровища мировой литературы». М.—Л., Изд.: «Academia», 1933. – 440 С.
- Риторические наставления / Марк Фабий Квинтилиан; перевод с лат. А.Никольского, 1834. – Санкт-Петербург, типография Императоркой Российской Академии, часть 1. Книга II. – 505 С.
- Трагедии / Сенека Луций Анней; пер. С.М.Соловьева. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 295 С. – (Серия: Антология мысли).
- Большая Советская Энциклопедия. 2-е издание. В 51 томе./ Том 18. – М.: Государственное научное издательство «БСЭ», 1953. – 620 С.
-
История зарубежного театра/ Под редакцией проф. Г.Н. Бояджиева и проф. А.Г. Образцовой. Из-во «Просвещение», Москва, 1981. – с. 25. ↑
-
Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, том. V, - с. 6. ↑
-
Трагедии / Сенека Луций Анней; пер. С.М.Соловьева. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – (Серия: Антология мысли). – с. 57. ↑
-
Риторические наставления / Марк Фабий Квинтилиан; перевод с лат. А.Никольского, 1834. – Санкт-Петербург, типография Императорской Российской Академии, часть 1. Книга II./ гл. XI. – с. 125. ↑
-
Пиррихой назывался вначале воинственный танец дорян; в изучаемую нами эпоху слово это означало танцевальный спектакль. ↑
-
Апулей. Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии; Метаморфозы: в XI книгах; Флориды / Пер. М.А. Кузмина и С.Л. Маркиша; Отв. ред. М.Е. Грабарь – Пассек; Ред. изд-ва О.К. Логинова. – М.: Изд-во АН СССР, 1956. – с. 291. ↑
-
Никомедия — город в Вифинии, северо-западной области Малой Азии. ↑