Файл: Обращения граждан: понятие, виды, правовые основы их рассмотрения.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. место права граждан на обращение в системе конституционных прав человека и гражданина
1.2. Основные принципы работы с обращениями граждан в РФ
1.3. Особенности правового регулирования рассмотрения обращений граждан в административном порядке
ГЛАВА 2. Особенности работы с обращениями граждан в федеральных органах исполнительной власти
2.1. Поступление обращений и их регистрация
2.2. Организация личного приёма граждан
Введение
В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами.
Так уж сложилось исторически, что с давних времён в России государственная власть была необычайно влиятельной. И в основном на власть люди возлагали надежды, часто неоправданные. В лице царя от века видели наместника Бога, гаранта справедливости и защитника всех “сирых и убогих”.
И в сущности до сего дня мало что изменилось. Царя заменил “вождь”, Генеральный секретарь, теперь - Президент.
Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.
Первоочередной целью данной работы является более подробное изучение необходимого материала и разобраться, каков же все-таки порядок рассмотрения обращения граждан в органы государства.
В деятельности любого органа государственной власти и органа местного самоуправления особое место занимает работа с обращениями граждан. Под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу: письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина.
Данная работа состоит из 2 глав, которые содержат в себе основные понятия и порядок рассмотрения обращения граждан в органы государства.
ГЛАВА 1. Основы правового регулирования работы с обращениями граждан в федеральных органах исполнительной власти
1.1. место права граждан на обращение в системе конституционных прав человека и гражданина
Право обращений регулируется нормами конституционного (государственного) и административного права. Прежде всего, речь идёт о правах и свободах, входящих, наряду с правом на обращения, в группу политических. Как известно, эта часть главы 2 Конституции РФ открывается правом на свободу мысли и слова (ст. 29). Как известно, свобода слова может быть выражена в различных формах, в том числе и в письменной. Очевидно, что одной из форм выражения свободы слова может рассматриваться право граждан на обращения. В этой связи принципиальное значение для обеспечения права граждан на обращения приобретает конституционная гарантия, закреплённая частью 3 ст.29 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Часть 5 ст.25 Конституции PФ устанавливает гарантии свободы массовой информации. Очевидно, что свобода массовой информации в сочетании с правом граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч.4 ст.29) предполагает наличие права граждан направлять обращения в органы государственной власти и местного самоуправления через средства массовой информации.
Следующее политическое право граждан, закреплённое действующей Конституцией РФ - это право на объединение. Как известно, в широком смысле право на объединение имеет целью удовлетворение социально-экономических и культурных потребностей граждан, а также их участия в осуществлении политической власти. Естественно, что одной из форм связи общественных объединений и органов государственной власти и местного самоуправления является направление ими в эти органы коллективных обращений граждан. Последнее обстоятельство представляется принципиальным. Речь идёт не о решениях руководящих органов этих объединений, которые также могут быть направлены в те или иные властные органы, а именно о коллективных обращениях граждан - членов данного объединения.
Дело в том, что право на обращения является субъективным правом граждан и их объединений, но оно не может подменяться решениями руководящих органов общественных объединений, каким бы демократическим путём они не были сформированы.
В связи с рассматриваемым вопросом представляется необходимым обратить внимание на проблему направления гражданами обращений в общественные объединения. Сегодня функции государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений строго разграничены. Поэтому направление гражданами обращений в общественные объединения носит не публично-правовой, а корпоративный характер. Естественно, что общественные объединения не вправе разрешать по существу те или иные жалобы и предложения, связанные с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления.
Следующее конституционное право граждан, входящее в группу политических, - это право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование1. Смысл этого субъективного права состоит в том, что граждане участвуют в публичном мероприятии с целью привлечь внимание властей к какому-то общественно значимому вопросу, оказать на них давление. Вместе с тем, ответной реакцией тех органов, на которые призвана воздействовать та или иная акция, должно быть решение, удовлетворяющее или не удовлетворяющее требования манифестантов. Это решение должно приниматься не на основе анализа выступлений на митинге или транспарантов демонстрации, а на основании какого-то обращения, принятого в ходе публичного мероприятия или заранее подготовленного его организаторами и переданного полномочному органу. Таким образом, право на обращения является важнейшей составной частью права граждан на мирные собрания, придающей публичному мероприятию завершённый, общественно значимый характер.
1.2. Основные принципы работы с обращениями граждан в РФ
Как известно, принципы - это руководящие начала, лежащие в основе механизма правового регулирования тех или иных общественных отношений. Естественно, что большинство правовых принципов, регламентирующих поведение человека в обществе, закреплено Конституцией страны.
В частности, одним из принципов, лежащих в основе данного института, должен быть принцип всеобщности. Смысл этого принципа состоит в определении субъекта права обращения. Если говорить о политическом характере права на обращения, то его субъектами могут быть только граждане РФ. Такой подход означает лишение находящихся на территории России иностранцев права обжаловать действия её должностных лиц.
В этой связи нельзя не поддержать подход авторов проекта Федерального закона «Об обращениях граждан», распространяющих это право на «иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации», хотя вполне естественно, что право на обращение последних должно быть несколько ограничено. В частности, лица, не являющиеся гражданами России, не должны вносить предложения и подавать петиции, т.к. участие в управлении государством - право и прерогатива граждан этого государства.
Таким образом, принцип всеобщности означает, что любое физическое лицо в соответствии с Российским законодательством обладает правом на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, за исключением случаев, установленных законом и нормами международного права. Эти изъятия касаются тех обращений, которые носят политический характер, субъектами которых выступают исключительно граждане РФ, или противоречат международно-правовым обязательствам РФ.
Следующий принцип - это принцип свободы подачи обращений. Смысл его состоит в том, что субъекты права обращений вправе направить в государственные органы и органы местного самоуправления любые по содержанию обращения, кроме прямо нарушающих закон. Иными словами, в компетентные органы могут быть направлены любые жалобы, любые обращения, любые заявления и петиции, не противоречащие действующему законодательству. А в отношении гражданской инициативы, направленной в федеральный Парламент, должно действовать единственное ограничение - не противоречие Конституции РФ.
Здесь возникает новая проблема: в случае подачи жалобы, на ком должно лежать бремя доказывания вины? Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» гласит, что жалоба гражданина, направленная в суд, рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства (ст.6). Это означает, что вина ответчика презюмируется. Истец даже, в соответствии с Законом, не обязан формулировать точно, какая правовая норма, с его точки зрения, нарушена. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», наоборот, требует от лица, направившего в суд запрос или жалобу, не только точно сослаться на нарушенный Закон, но и приложить его текст к жалобе.
Ещё один принцип – принцип равноправия. Принцип равноправия в данном случае имеет две стороны. Первая - равноправие граждан в части реализации права на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Здесь имеет место прямое действие статьи 19 Конституции РФ, устанавливающей равенство граждан перед законом и судом, и задача законодателя сводится лишь к обеспечению в текущем законодательстве, регламентирующем порядок реализации права граждан на обращения, реализации гарантий этого принципа.
А вот вторая сторона действия этого принципа не столь очевидна. Речь идёт о равноправии сторон: истца и ответчика в суде, заявителя и виновного должностного лица в процессе административного производства по жалобе. Дело в том, что гражданин в соответствии со статьёй 45 Конституции РФ вправе обжаловать действия любого государственного органа, органа местного самоуправления или их должностного лица в административном порядке. Это означает, что, в конечном счёте, ответчиком по жалобе гражданина оказывается государство, поскольку оно не только обязано наказать виновное лицо, но и восстановить нарушенное право гражданина, в том числе - и путём материальной компенсации понесённого им ущерба.
Равноправие сторон должно быть обеспечено как в условиях судебного, так и административного порядка разрешения жалобы. В этой связи возникает необходимость нормативного закрепления ещё одного принципа реализации права граждан на обращения - принципа гласности.
На сегодняшний день данный принцип, пришедший в государственное (конституционное) право из политической сферы, не имеет чётко определённого содержания, но в отношении реализации права на обращения он может означать открытость процесса рассмотрения обращения, с участием заинтересованного лица (лиц) - субъектов конкретного обращения и их законных представителей.
Итак, подводя итог сказанному можно прийти к следующим выводaм. Правовой механизм реализации права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления должен быть основан на следующих принципах (смысл некоторых из них мы постарались раскрыть выше): всеобщего права на обращения, свободы подачи обращений, равноправия и равной ответственности гражданина и государства, гласности разбирательства, объективности, подведомственности обращений, комплексном подходе к рассмотрению, законности всего порядка работы с обращениями граждан.
Перечисленные принципы имеют ряд особенностей, учитывающих специфику регулируемых правоотношений, и самостоятельное содержание. В частности:
1. Принцип всеобщего права на обращения означает, что любое физическое лицо обладает в соответствии с российским законодательством правом на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, за исключением случаев, установленных законом (требующих наличия российского гражданства) и нормами международного права.
2. Принцип свободы направления обращений означает, что субъекты права на обращения вправе направлять в государственные органы и органы местного самоуправления любые по содержанию обращения, кроме прямо нарушающих закон.
3. Принцип равноправия означает, что любой человек, независимо от гражданства, законности нахождения на территории РФ, социального происхождения, пола, национальности, возраста и иных социальных признаков, вправе направлять обращения в органы государственной власти и местного самоуправления. Равноправие сторон должно соблюдаться в процессе всех видов разбирательства обращений граждан.
4. Принцип равной ответственности должностного лица за действия и решения, нарушающие права, свободы и законные интересы человека, и инициатора обращения за сообщение заведомо ложных или искажённых сведений. При этом сбор доказательств законности тех или иных действий должен быть возложен на орган, занимающийся рассмотрением обращения гражданина.
5. Принцип гласности означает открытость процесса рассмотрения обращений, участие в нём заинтересованного лица (лиц) - субъектов конкретного обращения, и их законных представителей. Разбирательству должны подлежать все без исключения обращения граждан,- в том числе - анонимные. Законодательно должны быть установлены гарантии безопасности граждан - инициаторов обращения, а также неразглашения сведений об их личной жизни, ставших известными в ходе рассмотрения обращения. В случае выявления в обращении сведений клеветнического характера, орган, рассматривающий обращение, обязан передать материалы проверки компетентным правоохранительным органам для возбуждения уголовного дела по факту клеветы.