Файл: Мотивация – от теории к практике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

1. Теоритические основы мотивации

1. Поддержание жизнедеятельности.

2. Безопасность.

3. Принадлежность.

4. Самоуважение.

5. Самоактуалuзация.

2. Практические аспекты мотивации

1. Компенсационная.

2. Рекреационная.

3. Идеологическая.

4. Дополняющая.

1. Выяснение потребности.

2. Составление банка стимулов.

3. Правильное предложение.

2.1 Практические аспекты материальной мотивации персонала

1. Повременная система оплаты труда.

2. Сдельная система оплаты труда.

3. Ставка + надбавка за высокие индивидуальные результаты (в виде премий, комиссионных и прочих).

4. Ставка + надбавка на группу (за высокие показатели работы бригады, цеха, отдела).

5. Ставка + надбавка по результатам работы всей компании (на основе общекорпоративного критерия).

6. Премиальная надбавка в соответствии с заслугами работника (бонусы).

7. Участие в прибылях в соответствии с оценками финансовых показателей фирмы.

2.2. Практические аспекты нематериальной мотивации персонала

1. Организация отдыха сотрудников.

2. Комфортные условия.

3. Стимуляция творческого труда.

Заключение

Список использованной литературы

Введение.

Тема мотивации персонала волнует многих работодателей. Трудно найти второй столь же актуальный на сегодняшний день вопрос для обсуждения в деловых кругах: продолжающийся финансовый кризис существенно уменьшил и количество оставшихся на рынке компаний, и их обороты, и количество работающих граждан. В этих условиях любой работодатель стремится найти универсальное средство для решения проблем. И большинству кажется, что искать следует именно в мотивации персонала.

Система мотивации персонала должна быть направлена на поиск взаимосвязей целей компании и целей самих сотрудников. Подобная состыковка личных и корпоративных целей эффективна, когда сотрудники четко осознают возможность влиять на свой доход (а не просто получать стандартный оклад, который не зависит от качества труда).

Стимулирование труда предполагает создание условий, при которых в результате активной трудовой деятельности работник будет трудиться более эффективно и более производительно, чем работодатель может от него требовать. Стимулирование труда создает условия для осознания работником, что он может трудиться более производительно, и возникновения желания, рождающего, в свою очередь, потребность, трудиться более производительно. Поэтому и появляются у работника мотивы к более эффективному труду и реализации этого мотива в процессе труда.

Чтобы в наибольшей степени соединить интересы и потребности работников с задачами компании, нужно разработать наиболее эффективную систему мотивации труда, что является основной задачей службы управления персоналом.

Разработка системы мотивации труда или совершенствование существующей системы мотивации, в свою очередь, позволит организации повысить свою конкурентоспособность и оптимизировать прибыль.

1. Теоритические основы мотивации

Под мотивацией персонала принято понимать систему стимулирующих воздействий, побуждающих сотрудников организации к трудовой деятельности. Общепринятая классификация делит ее на две большие группы - материальную и нематериальную мотивацию. В настоящее время в современных компаниях имеется явный перекос в сторону материальных стимулов. Почему этот перекос имеет место? У каждой личности есть потребности, которые необходимо удовлетворять. Для этого нужны деньги, которые люди зарабатывают, продавая работодателям свою рабочую силу. Таким образом, если поставить заработную плату в зависимость от выполнения целей компании, то люди станут лучше работать, повышать производительность труда, создавать дополнительную прибыль организации.


Когда речь идет о научной теории мотивации, в первую очередь упоминается имя Абрахама Маслоу (психолог, основатель гуманистической психологии). Многим известна так называемая пирамида Маслоу - общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение его идей. Изначально эта концепция была изложена в работе «Теория человеческой мотивации».

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив, что человек не может испытывать потребности более высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах (рисунок 1). В основании - физиология (утоление голода, жажды и т.п.). Выше разместилась потребность в безопасности, над ней - нужда в привязанности и любви, а также в принадлежности к какой-либо социальной группе. Следующая ступень - необходимость в уважении и одобрении. Затем следуют познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации) и нужда в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). Наивысшая ступень пирамиды - духовные потребности (познание, самоактуализация, самовыражение и пр.).

Следует сделать несколько существенных оговорок. Во-первых, теория Маслоу, как и любая психологическая теория, носит статистический характер и объясняет человеческое поведение "в общем". Ее нельзя применить в качестве математической модели для объяснения поведения конкретного человека (сотрудника организации). Во-вторых, данная схема хорошо объясняет поведение людей в обыденной жизни, но не в критических или экстремальных ситуациях[1].

Пирамида Маслоу

/ \

/ \

/ \

/ \

/ \

/ Духовные \

/ потребности \

/ (познание, \

/самоактуализация,\

/ самовыражение) \

───────────────────────

─────────────────────────

/ Эстетические потребности \

/ (жажда гармонизировать \

/ жизнь, наполнить ее красотой, \

/ искусством) \

─────────────────────────────────────

───────────────────────────────────────

/ Познавательные потребности \

/ (жажда знаний, желание воспринимать как \

/ можно больше информации) \

───────────────────────────────────────────────

─────────────────────────────────────────────────

/ Потребность в уважении и одобрении \

─────────────────────────────────────────────────────


───────────────────────────────────────────────────────

/ Потребность в привязанности и любви, принадлежности к \

/ какой-либо социальной группе \

──────────────────────────────────────────────────────────────

────────────────────────────────────────────────────────────────

/ Потребность в безопасности \

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

───────────────────────────────────────────────────────────────────────

/ Физиологические потребности (утоление голода, жажды и т.п.) \

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Рисунок 1

Ниже приведена краткая характеристика выделенных Маслоу потребностей, в контексте теории мотивации.

1. Поддержание жизнедеятельности.

Физиологические потребности стоят на первом месте у всех живых существ, в том числе у человека. К ним относится удовлетворение голода и жажды, наличие жилища, в котором можно не опасаться за свою жизнь. Пока эти потребности не будет удовлетворены, все остальные заботы или соображения не имеют значения.

Инстинкт выживания дает о себе знать во время войн, революций и стихийных бедствий, когда большое количество людей впадают в панику и в страхе начинают метаться. Единственное, о чем они способны думать, как остаться в живых.

В современном обществе потребность в выживании, как правило, удовлетворяется, кроме экстремальных случаев. По данным исследований, за период с 1732 года по настоящее время в Соединенных Штатах Америки ни один человек не умер от голода за исключением нетипичных или непредсказуемых ситуаций. Эта потребность в значительной мере удовлетворена и не может быть сильным фактором мотивации. Такое положение вещей характерно для всех развитых стран, уровень благосостояния которых позволяет найти достаточно ресурсов для обеспечения тех, кто сам не может себя обеспечить.

2. Безопасность.

Когда физические потребности удовлетворены, человека начинают волновать потребности следующего уровня иерархии - это дефицитарные потребности в физической, финансовой и эмоциональной безопасности.


Для обеспечения физической безопасности человеку необходимо иметь дом или крышу над головой, одежду и пищу, а также достаточно разных других ресурсов. Финансовая безопасность означает владение достаточным количеством денег для обеспечения всем необходимым себя и своей семьи. В наши дни один из самых сильных страхов, который испытывают взрослые люди, -это страх бедности или нищеты, страх потери денег. Этот глубинный страх лежит в основе многих лежит в основе многих политических и социальных проблем. Для удовлетворения потребности в эмоциональной безопасности человеку необходимо чувствовать себя защищенным в отношении с самыми близкими людьми. Он хочет знать, что его принимают, уважают и ценят дома и на работе. В противном случае он попытается каким-то образом восполнить этот дефицит.

3. Принадлежность.

Человек - существо социальное. С младенчества и раннего детства личность каждого человека формируется под влиянием окружающих людей.

Самооценка людей и самоуважение в значительной мере зависят от того, что думают о них другие. По этой причине отвергнутый обществом или группой людей человек испытывает огромную тревогу и стресс. Руководитель, воспитывающий высокоэффективного работника, обязан сформировать рабочую среду, в которой он мог бы работать с полной отдачей. Если люди чувствуют, что их принимают, ценят и считают хорошими сотрудниками, если они чувствуют себя частью чего-то большого и важного, потребность в принадлежности можно считать удовлетворенной. После этого человек направляет свое внимание на более высокие цели, такие как производительность, эффективность и внесение ценного вклада в компанию. В мире труда эти три основные потребности обеспечиваются за счет формирования безопасной рабочей среды, предоставления гарантированного дохода и создания у сотрудников ощущения принятия и уважения.

4. Самоуважение.

Под потребностью в самоуважении подразумевается стремление человека ощущать значимость, чувствовать, что его высоко ценят и одобряют. Маслоу называет это бытийными потребностями.

Сотрудник начинает развиваться только тогда, когда удовлетворяет потребность в самоуважении за счет качественного выполнения работы, достижения больших успехов, высокой эффективности и внесения значимого вклада в компанию.


Самоуважение лучше всего определить как способность человека нравиться самому себе. Чем больше вы нравитесь себе и уважаете себя, тем выше ваша самооценка и, соответственно, тем лучше вы выполняете свою работу. Чем больше вы нравитесь себе, тем большую симпатию испытываете к другим. Чем больше вы нравитесь себе и другим, тем большую симпатию они к вам испытывают и хотят работать вместе с вами.

5. Самоактуалuзация.

Первоначально самым высоким уровнем иерархии потребностей, выделенных Маслоу, была самоактуализация. Под этим ученый понимал стремление стать тем, кем вы способны стать. В каждом из нас заложена потребность полностью реализовать свой потенциал. Человек может испытывать счастье, вдохновение и мотивацию только тогда, когда он чувствует, что достиг в своей жизни максимума, на который был способен. Когда он учится, развивается, покоряет такие высоты, каких ему не удавалось достичь в прошлом, у него появляется чувство, что он перешагнул границы своих возможностей. Это и есть самоактуализация.

Люди, достигшие самоактуализации, чаще всего счастливы, спокойны, позитивно настроены, креативны, объективны, проницательны и честны, они относятся к другим с искренним уважением и благодарностью. По мнению Маслоу, самоактуализация - это самый высокий уровень потребностей, которого мы можем достичь.

В течение жизни потребность в самоактуализации может быть не удовлетворена в полной мере. Даже когда человек чувствует, что раскрыл весь свой потенциал, он ставит перед собой еще более высокие и интересные цели, стремится сделать больше и стать лучше. И каждый шаг в сторону более полной самоактуализации делает его еще более счастливым и повышает его мотивацию в достижении своих целей[2].

Изучая теорию мотивации, следует обратиться к трудам другого знаменитого ученого - Фредерика Герцберга (социальный психолог, специализирующийся на проблемах труда и деятельности компаний). В 50-х годах прошлого столетия он, как и Маслоу, изучал потребности человека. В результате проведенных исследований им была выдвинута доктрина, которую сейчас принято называть двухфакторной теорией мотивации Герцберга. В итоге своих экспериментов Герцберг и его сотрудники пришли к выводу, что все факторы, которые характеризуют степень удовлетворенности человека выполняемой им работой, можно условно подразделить на две категории (см. схему 1 и схему 2):