Файл: Роль мотивации, установок и эмоциональных реакций на процесс запоминания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление

Глава 1. Запоминание и память.

Глава 2. Мотивация, мотив, мотивированность

Глава 2.1. Исследования, посвященные изучению влияния мотивации на процесс запоминания

Глава 3. Влияние установок на процесс запоминания

Глава 3. 1. Влияние сознательной установки на запоминание на процесс произвольного и непроизвольного запоминания

Глава 3.3. Как характер осознанной установки или характер намерения на запоминание влияет на результат запоминания

Глава 3.4. Влияние на запоминание конфликта между имеющимися у испытуемого установками, сознательными и несознательными, и содержанием задачи на запоминание

Глава 4. Влияние эмоциональных реакций на процесс запоминания

Глава 4.1 Исследования, посвященные изучению влияния эмоциональных реакций на процесс запоминания

Список литературы, совсем не полный и не готовый

Общая психология. Узнадзе Д.Н.

никаких действий.»

Глава 3.3. Как характер осознанной установки или характер намерения на запоминание влияет на результат запоминания

Стоит отметить, что запоминание можно отрегулировать, то есть от характера намерения на запоминание (по таким критериям, как полнота, точность, длительность) зависит характер запоминания. Иллюстрацией этому может послужить эксперимент, поставленный А. Ааля [Рубинштейн общая психология]. Школьникам на заучивание давалось по два равных отрывка текста. Условия ставились такие: один отрывок им нужно было воспроизвести на следующий день, а второй ­-  через две недели. Но опрос производился не в одну из обозначенных временных рамок, а через неделю. В результате школьники наиболее полно и точно рассказали отрывок, который намеревались запомнить на дольше - на две недели.

Глава 3.4. Влияние на запоминание конфликта между имеющимися у испытуемого установками, сознательными и несознательными, и содержанием задачи на запоминание

Исследователи Левин и Мэрфи[1] предположили и экспериментально доказали, что когда смысл заучиваемого материала входит в конфликт с личностными ценностями объекта исследования, а именно с предпочитаемой политической идеологией, то такой материал испытуемый запоминает медленнее и быстрее забывает.

Мы не можем предположить, какую именно природу имели установки испытуемых в контексте предпочитаемой ими политической идеологии: либо и бессознательную и сознательную, либо же только сознательную (это зависит от личности каждого испытуемого и и его личной истории). И, несомненно, здесь имеет смысл рассматривать влияние аттитюда, ведь противостояние политических идеологий относится к социальным явлениям.


Перейдем к самому эксперименту. Представителям противоположных идеологий предложили заучить два текста: один с направленностью их идеологии, другой - с направленностью идеологии противоположной. Испытуемые получали тексты в различном порядке и заучивали их раз в неделю на протяжении пяти этапов. Один этап состоял из двукратного прочтения текста и воспроизведения через пятнадцать минут. Таким образом можно было проследить динамику сохранения материала в памяти. Было выявлено, что у антикоммунистически настроенных лиц не только медленнее происходило заучивание прокоммунистического текста, но и сам текст забывался гораздо быстрее. То же относится и к прокоммустическим лицам - запоминание антикоммунистических текстов давалось им тяжелее. В среднем, текст своей идеологии был запомнен на 54% от текста, а текст противоположной идеологии запомнился всего на 23,5%, то есть, в два раза хуже.

Глава 4. Влияние эмоциональных реакций на процесс запоминания

Перед нами поставлен вопрос - влияет ли эмоциональная реакция на запоминание, а также то, какой из эмоциональных стимулов влияет больше - позитивный ли, негативный ли, или нейтральный, и как все это влияет на тот или иной вид памяти. В научных кругах ведется спор, какой эмоциональный стимул влияет больше - позитивный или негативный. У обеих точек зрения существует обширная доказательная база, которую сложно не брать в расчет. Помимо того, что интересно, ни один человек, основываясь на своем жизненном опыте, однозначно ответить на этот вопрос не сможет. Видимо, механизмы нашей психики так сложны, что прямолинейной логики в этой области в них не предполагается.

Представители психоаналитической концепции, в том числе, сам основатель психоанализа З. Фрейд[6], обратили внимание на то, что болезненные, тягостные воспоминания забываются. Они «вытесняются» из сознания в бессознательное, изредка напоминая о себе в сновидениях или в виде неправильно прочитанных, написанных и произнесенных слов. В литера­туре встречается множество опи­саний забывания психотравмирующего опыта. Например, был описан случай, когда девушка после смерти матери забыла об этом событии и отказывалась этот факт признавать[7].

Однако в рамках эволюционной идеи является логичным обратное - что для адаптации и выживания в агрессивных условиях окружающей среды более важно сохранение негативного опыта. Эту концепцию можно назвать когнитивным отражением теории условных рефлексов. Для выживания вида необходимо хранить и передавать из поколения в поколение как можно более подробные сведения о возможных угрозах и способах их избежания и преодоления. С. Тейлор в своей теории «Мобилиза­ции-минимизации» говорит о том, что «опас­ные стимулы вызывают самую глубокую когнитивную переработку и наиболее надежно отпечатываются в памяти»[8].


Рискну предположить, что существование настолько противоположных подходов психики к действию с памятью о неприятных и травмирующих событиях вызвано тем, что путь эволюции не линеен. Раз существуют разные реакции психики по вышеупомянутому вопросу, то каждая из них выдержала проверку на выживаемость индивидов. Но нельзя забывать о том, что эволюция всегда продолжается, и, быть может, когда-нибудь останется только один способ реагирования психики на эмоционально отрицательные события.

Глава 4.1 Исследования, посвященные изучению влияния эмоциональных реакций на процесс запоминания

Теперь я считаю нужным проверить данные взгляды и гипотезы путем обзора научных исследований на тему влияния эмоциональных реакций на запоминания и того, какой же эмоциональный стимул - позитивный, негативный или нейтральный, влияет на запоминание больше. Это будет сделано на базе трех исследований. Первым будет рассмотрен эксперимент Э. Лофтус. Вторым будет рассмотрен отечественный эксперимент, в котором изучалось влияние эмоционального стимула на запоминание, точнее, на кратковременную память, а третьим будет рассмотрен иностранный эксперимент, в котором исследовалось влияние эмоциональных реакций на долговременную память.

Э. Лофтус был произведен эксперимент[7], в котором участвовали две группы испытуемых. Обе группы были посажены на скамейку около двери в комнату ждать начала опыта. Участники первой группы слышали происходящее за дверью обсуждение некоторых технических деталей. После этого дверь открывалась и испытуемые видели человека с некоторым прибором, который их приветствовал и уходил. Вторая группа слышала за дверью крики и шум борьбы, после чего из-за двери выходил человек с «окровавленным» ножом. Через некоторое время участников эксперимента просили подробно описать внешность человека, которого они увидели. Те из них, кто стал свидетелем постановочного преступления, смогли вспомнить гораздо меньше, чем представители первой группы. При этом они неправильно описывали увиденного человека, так как их внимание было сосредоточено на ноже. Эффект искажения запоминания в стрессовой опасной ситуации получил название «эффект оружия».


То, что видели обе группы участников и как сразу это запечатлели, конечно, относится к процессу запоминания и его отложению в памяти. В данном эксперименте  негативно эмоционально окрашенный стимул повлиял больше, чем нейтральный.

Кандидат психологических наук Черлюнчакевич Анна Игоревна и студент НАНО ВО «Института Мировых Цивилизаций» Беляков Данил Олегович поставили эксперимент на тему связи эмоциональной реакции и запоминания. Как мы установили выше, влияние эмоционально негативного стимула выше, чем влияние эмоционально нейтрального стимула, в этом же эксперименте ученые решили проверить наличие влияния на запоминание всей этой группы эмоциональных стимулов, и позитивного в том числе. Исследователи предположили, что окраска запоминаемой информации в цвет, любимый и нелюбимый для человека, повлияет на качество и количество запоминаемого. То есть, если информация будет любимого цвета испытуемого, то это положительно повлияет на вышеперечисленные свойства запоминания, а информация нелюбимого цвета  на запоминании скажется отрицательно.

Для выявления любимого и нелюбимого цвета испытуемого был использован восьми цветовой тест Люшера

Затем, ради проведения основного эксперимента, они набрали группу испытуемых из двенадцати человек. Сначала они проходили простой числовой тест, составленный для выявления характеристик зрительной кратковременной памяти. Он состоял из трех строк по пять чисел в каждой, а на запоминание отводилось 20 секунд. Затем испытуемых попросили воспроизвести то, что им удалось запомнить. Как только экспериментаторы получили результаты, они предложили испытуемым пройти тест Люшера снова - на этот раз всем двенадцати людям. Получив информацию о наиболее эмоционально значимых цветах, исследователи разработали другой числовой тест на зрительную память. Особенность данного теста состояла в том, что на этот раз цифры были окрашены в цвета, а именно таким образом: сначала самый любимый цвет каждого из испытуемых, потом эмоционально нейтральный, а последний - самый не любимый цвет каждого испытуемого. Введение нейтрального элемента в тест позволило обеспечить чистоту результата.

Потом испытуемые снова участвовали в первоначальном тесте.

  И вот какие выводы получили экспериментаторы: в первом тесте, где цифры не имели эмоциональной окрашенности, чисел было запомнено меньше ( а именно 4,3 числа в среднем из 15 чисел). Во втором же тесте, где были окрашенные эмоционально цифры, было больше запомненных чисел - 5,1 в среднем из 15 чисел.


Таким образом, можно заключить, что в данном исследовании эмоционально окрашенная информация запоминается лучше.

В иностранном научном журнале «Frontiers in Psychology» опубликована статья под названием «Dynamic Influence of Emotional States on Novel Word Learning», то есть, если перевести, это «Динамическое влияние эмоциональное состояния на изучение новых слов». В русскоязычном электронном ресурсе-обозревателе научных открытий и новостей «N+1» есть сокращенное обозревание этой статьи, в связи с чем пришлось обратиться и к иностранному оригиналу.

В этой статье говорится о том, что эмоционально окрашенные стимулы влияют на эффективность запоминания новых слов. Это выяснили ученые из Китая, а именно Jingjing Guo, Tiantian Zou и Danling Peng. Они предположили динамическое влияние эмоциональных состояний на изучение новых слов и исследовали его.

В эксперименте приняли участие двадцать китайских студентов. Их задачей было запоминание восемнадцати  новых слов на языке, который был им незнаком - на корейском. Сначала испытуемым предъявляли изображения, имеющие позитивную, нейтральную и негативную эмоциональную окраску, чтобы получить от студентов соответствующее стимулу эмоциональное состояние. Затем испытуемым показывали иероглиф на неизвестном им языке (корейском) и одновременно картинку с объектом, которая этот иероглиф обозначала. Значение самого слова они понять не могли, только категорию - был ли этот объект одушевленным или нет. И теперь перед испытуемыми ставилась задача постепенно, одно за другим, выучить новые слова, на деле представляющие собой вышеупомянутый комплект из иероглифа и изображения, его обозначающего, и это заучивание представляло из себя четыре последовательные фазы. Чтобы удостовериться, что комплект, предъявляемый для изучения, несет в себе эмоциональную составляющую для студентов, экспериментаторы оценивали эмоциональное состояние студентов путем опроса после каждого ознакомления с новым словом и его заучивания.

Студенты, как только осуществили запоминание нового неизвестного им слова, должны были рассказать о простейшем свойстве объекта, обозначающего это слово, а именно, сказать, был ли он одушевленным или нет. Экспериментаторы это задумали для того, чтобы удостовериться, что слово действительно было запомнено. К тому же, запоминание и оценка по категории «одушевленность/неодушевленность», а не по значению слова, была выбрана специально - эмоциональная окраска значения слова могла нарушить чистоту эксперимента из-за влияния эмоциональной обработки предшествующего стимула на новый.