Файл: Роль мотивации, установок и эмоциональных реакций на процесс запоминания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление

Глава 1. Запоминание и память.

Глава 2. Мотивация, мотив, мотивированность

Глава 2.1. Исследования, посвященные изучению влияния мотивации на процесс запоминания

Глава 3. Влияние установок на процесс запоминания

Глава 3. 1. Влияние сознательной установки на запоминание на процесс произвольного и непроизвольного запоминания

Глава 3.3. Как характер осознанной установки или характер намерения на запоминание влияет на результат запоминания

Глава 3.4. Влияние на запоминание конфликта между имеющимися у испытуемого установками, сознательными и несознательными, и содержанием задачи на запоминание

Глава 4. Влияние эмоциональных реакций на процесс запоминания

Глава 4.1 Исследования, посвященные изучению влияния эмоциональных реакций на процесс запоминания

Список литературы, совсем не полный и не готовый

Общая психология. Узнадзе Д.Н.

Вступление

Темой данной работы является роль мотивации, установок и эмоциональных реакций на процесс запоминания.


Цель данной работы состоит в изучении роли мотивации, установок и эмоциональных реакций на процесс запоминания.


Объектом исследования выступает процесс запоминания.

Предметом исследования является изучение взаимосвязи мотивации, установок и эмоциональных реакций на процесс запоминания.

Актуальность данной работы: Вопрос влияния психологических факторов на процесс запоминание начал рассматриваться еще в прошлом веке. Влияние мотивов в контексте данного исследования рассматривали Истомина, Хайлер и О’Келли, Фресс, Пиаже, Розенцвейг, Гликсман.
Влияние установок изучали Смирнов, Левин, Мэрфи, Зинченко, Лурия. Влияние эмоциональных реакций рассматривали Фрейд, Тейлор, Рейковский, Бауэр, Хомская, Батова. Необходимость дальнейшего изучения темы подтверждается словами таких современными исследователей, как М. В. Фликман и Б. М. Величковский.Кандидат психологических наук Мария Фликман утверждает, что психологические познавательные процессы являются значительной частью когнитивной науки. В их число входит и память. Стоит упомянуть и то, что, по мнению М. Фликман, в наше время изучению эмоциональных и социальных аспектов познания уделяется все большее внимание. Это означает, что тема исследования моей работы является актуальной, так как в ней будет исследован и эмоциональный аспект, и социальный ( в том значении, что будет исследоваться мотивация и установки людей, что, непосредственно, связано с взаимоотношениями и взаимодействиями между людьми).

Доктор психологических наук Б.М. Величковский подчеркивал важность изучения теоретических вопросов в когнитивной психологии. К тому же, ученый говорил и о важности практического применения знаний когнитивной науки и ее методов касательно разных прикладных областей, в том числе такой, как образование, и, что значит, обучение, которое невозможно без процесса запоминания. Также Б.М. Величковский считает привлекательной для исследования тему, связанную с влиянием личностных и эмоционально-оценочных отношений на память.

Теоретическая значимость работы состоит в исследовании взаимосвязи психологических факторов, влияющих на процесс запоминания, таких, как мотивация, установки и эмоциональные реакции, а также в анализе и даже иногда критике исследований и подходов к ним ученых, занимавшихся данной научной областью. Кроме того, каждая новое систематизирование научных знаний в той или иной области облегчает работу дальнейшим исследователям.


Практическая значимость работы состоит в выявлении наличия и степени влияния психологических факторов, а именно мотивации, установок и эмоциональных реакций, на процесс запоминания. Запоминание является неотъемлемой частью учебного процесса, в связи с чем изучение факторов, влияющих на продуктивность запоминания, позволит любым обучающимся, в том числе и студентам, повысить эффективность своей образовательной деятельности.

Гипотеза, выдвигаемая в данной работе, состоит в предположении о том, что существует влияние, как и позитивное, так и негативное, мотивации, установок и эмоциональных реакций  на процесс запоминания.

Структура данной работы:

В основной части работы содержатся четыре главы, а также их разделы.

В первой главе предоставляется теоретическая информация о таком психическом процессе, как память.

Во второй главе рассматривается влияние мотивации на процесс запоминания.

Во третьей главе изучается связь между установками и процессом запоминания.

В четвертой главе исследуется влияние эмоциональных реакций и различных видов эмоциональных стимулов на процесс запоминания.

В заключении будут представлены выводы по всем приведенным в работе экспериментам, что включает в себя их анализ.

Глава 1. Запоминание и память.

Запоминание является процессуальной стороной памяти. Запоминание представляет собой закрепление новой информации при помощи объединения ее с уже существующими в психике знаниями.

В психике человека сначала происходит тем или иным путем получение информации любого рода. Затем эта информация отпечатывается в психике. И, далее, там закрепляется. Далее она может воспроизводиться. Воспроизведение может возникать как узнавание при повторном контакте с информацией, или как припоминание, когда, казалось бы, забытая информация может быть сознательным усилием выведена на поверхность памяти, или как реминисценция, при которой информация, казавшаяся забытой, воспроизводится в памяти непроизвольно, или в виде воспоминания, которое воспроизводит информацию, с которой был контакт в прошлом. И, затем, информация порой может забываться.

Дело в том, что сам термин “память” не обязательно обозначает процесс, иногда он может нести просто значение явления, имеющего отношение к психике и психическому процессу под названием “память”. Тем не менее, чаще всего под памятью имеют в виду психический процесс.
Рассмотрим классификацию памяти как психического процесса, предложенную Л. И. Суторминой. Согласно этой классификации, память человека разделяется по трем признакам, и в каждом признаке существуют свои виды памяти.


Первый признак - это характер психической активности. По нему память делится на двигательную (моторную), эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Второй признак - это характер целей деятельности. По нему память делится на произвольную и непроизвольную.

Третий признак - это продолжительность сохранения информации. По нему память делится на долговременную, кратковременную, оперативную и иконическую.

Теперь обозначим краткую характеристику какого из видов памяти.

Двигательная память, которую еще называют моторной - это процесс, при котором те или иные совершенные физические движения запоминаются, сохраняются  и воспроизводятся. Она происходит без участия сознания.

Эмоциональная память - это процесс запоминания любых видов эмоций и чувств.

Образная память - память на образы и представления. Существует несколько типов образной памяти: осязательная, зрительная, обонятельная, вкусовая и слуховая. Как можно заметить, типы образной памяти согласованы с видами наших сенсорных анализаторов. Профессор психологии В. В. Нуркова заметила, что указанные виды памяти редко можно наблюдать в чистом виде, но можно увидеть доминирование определенного типа образной памяти [Нуркова В. В. — Общая психология. В 7 томах. Том 3. Память]. Ярким примером является преобладание моторной памяти у гимнастов или вкусовой у дегустаторов.

Иконическая память заключается в сохранении данных на рецепторах в течении небольшого времени непосредственно после восприятия.

Оперативная память обеспечивает хранение информации в момент выполнения действия.

Кратковременная память позволяет запоминать информацию на определенный заданный человеком срок. После достижения поставленной цели информация исчезает из памяти.

Долговременная память позволяет хранить информацию на протяжении неограниченного периода времени.

Запоминание может происходить при каждом виде памяти, но в рамках данной работы объектами исследования будут выступать только образная, словесно-логическая, произвольная, непроизвольная, долговременная, кратковременная, и оперативная виды памяти.

Глава 2. Мотивация, мотив, мотивированность

По мнению профессора Нурковой, «Психологические факторы, которые побуждают, направляют, поддерживают и прекращают специфические виды деятельности, называются мотивацией»[ ]. В учебнике «Юридическая психология» И. Н. Сорокотягина и Д. А. Сорокотягиной определение термину дается такое: «Мотивация представляет собой характеристики совокупностей мотивов, свойственных тому или иному лицу, той или иной форме поведения»[ ]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что мотивация является совокупностью мотивов. Ж. Годфруа определяет мотив как «соображение, по которому субъект должен действовать». А. Н. Леонтьев определяет мотив как «то объективное, что отвечает за потребности, побуждает и направляет деятельность». Обобщив все эти определения, можно сделать вывод, что мотив представляет собой побуждение к действию. Человеческая деятельность определяется множеством взаимосвязанных мотивов. Мотивы могут быть двух видов: направленные внутрь или направленные вовне. Мотивы, направленные внутрь, базируются на человеческих потребностях, интересах и эмоциях. Внешние мотивы основаны на ситуационных целях или факторах среды.


Говоря о мотивации к запоминанию, нужно упомянуть теорию и метод П.Я. Гальперина поэтапного формирования умственных действий при обучении первым этапом является мотивационный[Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976. — 151 с.]. Его суть состоит в ознакомление учащихся с целью обучения, и, как еще отметил Гальперин и что важной для данной работы, в создании познавательной, мотивации. Таким образом, познавательная мотивация при обучении доказана и имеет право на свое существование, а в обучение, несомненно, входит и запоминание. Следовательно, мотивацию к познанию можно отождествить с мотивацией к запоминанию.

Также, говоря о мотивации к запоминанию, нельзя не упомянуть такое явление, как противоборство мотивов. На протяжении жизни человек сталкивается с возникновением конфликтующих побуждений - борьбой мотивов. Подобная борьба может иметь различную временную протяженность. При этом долгие конфликты мотивов могут приводить к большим затратам сил и иногда быть мучительными.

Глава 2.1. Исследования, посвященные изучению влияния мотивации на процесс запоминания

Деятельностный подход занимает особое место в отечественной психологии. Сторонники этого подхода не оставили вопрос запоминания, как и вопрос о любой другой психической деятельности, без внимания. З. М. Истомина[4] (1948) была заинтересована влиянием мотива на данную деятельность. Ее исследование было посвящено роли мотива в успехе запоминания. Исследование включало в себя две серии опытов. В первой серии опытов дошкольники в условиях классического лабораторного эксперимента должны были воспроизвести вслед за экспериментатором ряд слов. Во второй же серии опытов дети помещались в иную, более комфортную для них среду, и цель запоминания необходимых слов была замаскирована под игровую деятельность. Таким образом, для детей появлялся ясный для них мотив запоминания, вытекающий из их игровой деятельности. И, как оказалось в итоге, дети из второй серии экспериментов показали лучшие результаты, чем дети из первой серии экспериментов.

Кроме мотива, влияет на запоминание  уровень мотивированности субъекта. Последнее получило подтверждение в эксперименте, проведенным Хайлером и О’Келли[1](1949). Перед испытуемыми, которыми являлись две группы студентов, была поставлена одинаковая задача - выучить двадцать бессмысленных слогов за пять предъявлений. Но разница была в озвученной роли испытуемых для эксперимента. Одна группа студентов считала,  что выполняет задание для простой стандартизации материала, что оценивалось экспериментаторами как слабая мотивация. Вторая группа считала, что они будут оценены по результату выполненного задания и их результат важен для исследования, что оценивалось экспериментаторами как сильная мотивация.


В результате вторая группа, то есть группа с более сильной мотивацией на результат, показала меньшее количество ошибок в воспроизведении бессмысленных слогов.

Касаясь роли мотивации в процессе запоминания, нельзя не упомянуть обратную сторону мотивации, о чем написали Фресс П., Пиаже Ж.: «Чрезмерная мотивация часто приводит к возникновению эмотивных реакций, способных дезорганизовать деятельность субъекта по выполнению задачи вследствие сильного возбуждения организма, а в некоторых случаях даже полностью блокировать психическую деятельность.Разумеется, в подобных обстоятельствах память и научение будут сильно затруднены.»[1]. Судя по всему, авторы имели в виду действие закона оптимума мотивации Йерка-Додсона[5], в котором избыток мотивации приводит к негативному влиянию на результат деятельности.

В журнале новостей «N+1» существует обзор статьи китайских ученых, которая была опубликована в журнале Computers in Human Behavior.

В этой работе исследователи изучили влияние склонности «ретвитить» информацию в социальной сети на запоминание этой информации (2016).

Эксперимент, в котором было 80 участников-студентов, состоял в том, что две группы студентов читали на компьютерах набор информации, а именно сообщений (в данном случае в связи с контекстом уместней было бы применить специализированный термин “посты”) из социальной сети. Первая группа студентов могла выбирать, как им поступить с прочтенной информаций - “респостнуть”, “ретвитнуть” ее, поделиться ей в другими участниками социальной сети, или же просто прочитать и усвоить информацию. А вторая группа не имела возможности быстро поделиться прочитанным путем нажатия кнопки ретвита и могла только прочитать и усвоить сообщения. Когда действия с материалом для прочтения были завершены, экспериментаторы дали испытуемым тест, направленный на выявление степени усвоения прочитанной информации. Выяснилось, первая группа студентов, которая имела возможность просто репостнуть материал, показала большое отставание в усвоении представленной для ознакомления информации, а именно почти в два раза, от второй группы, которая репостить не могла.

Один из исследователей подметил, что наиболее плохо студенты запомнили то, что они респостили.

Также студенты были опрошены на предмет выявления когнитивных усилий, затраченных на выполнение поставленной перед ними задачи. Та группа, которая была поставлена перед выбором, респостить или нет, сообщила о более высокой когнитивной нагрузке.