Файл: Основные макроэкономические проблемы и их особенности в российской экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

К настоящему времени в России сложился в основном сырьевой тип экономики, основными чертами которого является растущий экспорт нефти, газа, леса и других ценных сырьевых товаров. На внутреннем рынке России преобладают импортные товары (в основном китайского производства), отсюда — потеря конкурентоспособности.

Зависимость России от импорта очень высока. Ни для кого не секрет, что экономические связи нашей страны с внешним миром выстраиваются по схеме: мы им нефть и газ, они нам все остальное. Главным инвестором любой экономики является, как известно, рядовой покупатель, однако три четверти розничного оборота в России в настоящее время формируются за счёт импортных товаров, а это более 10 трлн. рублей, которые уходят ежегодно из страны на поддержку зарубежных товаропроизводителей. Плюс утечка капитала — около 100 млрд. долларов в год.

Правительство старается сохранить имеющиеся контуры макроэкономической политики, в первую очередь бюджетное правило, достаточно жёсткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение инфляции. Инструментом поддержки экономической активности останется реализация «дорожных карт» улучшения инвестиционного климата, прежде всего на региональном уровне. Однако при недостаточной свободе и доверии эти условия не обеспечат повышение темпов роста. Сохраняются риски неустойчивости платёжного баланса, снижения курса рубля, напряжённость региональных бюджетов.

ГЛАВА 1. «Основные макроэкономические проблемы и их особенности в российской экономике»

1.1. основные макроэкономические проблемы

В 2012-2013 гг. в экономике России начали возникать кризисные явления: резко уменьшились инвестиции в реальный сектор, рост ВВП снизился до 1-2 %, промышленное производство прекратило рост. В 2014 г. кризис стал нарастать сначала в связи с санкциями развитых стран и российскими продуктовыми контр санкциями, а затем также в связи со стремительным падением цен на углеводороды и другие сырьевые товары. К сожалению, реакция денежных властей на падение, главным образом, нефтяных цен не было вполне адекватным, в бизнес-сообществе и у потребителей сформировались панические настроения, и в конце 2014 г. кризис перешел в крайне острую и опасную фазу. Центральный банк РФ принял убийственное для производства решение: поднял ключевую ставку до 17,5 %. Это спровоцировало начало уже полновесного и всеобъемлющего кризиса, который пока только нарастает.


В данных условиях сформировался комплекс проблем и вызовов, требующих незамедлительных решений. Курс национальной валюты оказывает огромное влияние на всю экономическую жизнь страны. Снижение валютного курса является самой эффективной мерой защиты внутреннего рынка и фактически эквивалентно установлению примерно равных ослаблению курса в процентах импортных пошлин на все группы товаров. Ослабление валюты дает пропорциональный рост выручки компаний-экспортеров и уменьшение выручки компаний-импортеров. Многие развитые и развивающиеся страны идут на намеренное ослабление курса национальной валюты с целью улучшения условий для экспорта. Эта мера весьма эффективна, если в стране имеется множество малых и средних компаний-экспортеров и они экспортируют товары с высокой ценовой эластичностью. То есть снижение цен на товары позволяет существенно наращивать объемы экспорта. Тогда при снижении валютного курса экспортеры могут без ущерба для себя снизить цены экспортных товаров и за счет этого значительно нарастить объемы экспорта. Снижение валютного курса с высокой эффективностью использовали Япония, КНР и страны Юго-Восточной Азии (так называемые тигры и драконы Азии). Все они наращивали экспорт множества малых и средних компаний в США и ЕС за счет искусственно поддерживаемого низкого уровня национальной валюты. В этом случае снижение валютного курса можно рассматривать как меру поддержки национального, главным образом, малого и среднего бизнеса.

Российские власти традиционно считают, что для нашей страны также выгоден низкий курс рубля. Однако структура российского экспорта сильно отличается от экспорта Японии, Китая и других азиатских стран. В нашем экспорте преобладают углеводороды и металлы. Их экспортируют крупные корпорации. Цены этих товаров определяются на международных биржах и лишь в небольшой степени влияют на объемы продаж. Снижение курса рубля практически не влияет на физические объемы экспорта. Оно, конечно, увеличивает экспортную выручку в рублях и выгодно экспортерам, но нисколько не поддерживает российский малый и средний бизнес.

Напомним, что тогда курс быстро снизился с 6 до примерно 30 руб., т.е. в 4-5 раз. Снижение курса в то время было вызвано тем, что из-за низких цен на нефть (около 10 долл. за баррель) импорт фактически превышал экспорт и альтернативы девальвации не было. Стремительная девальвация позволила сразу выровнять внешнеторговые счета. Фактически были введены протекционистские меры, эквивалентные введению 300-400 % импортных пошлин. Естественно, импорт резко снизился, а экспорт в рублевом выражении вырос в несколько раз. С тех пор до последнего времени ЦБ РФ и экономические власти поддерживали низкий курс рубля. Происходила постоянная скупка долларов (и евро) в валютные резервы, которые превысили 500 млрд долл. Федеральный бюджет вырос с 3,4 трлн руб. в 2004 г. до 15 трлн руб. в 2015 г. Значительная часть доходов была получена от заниженного курса рубля. Пропорционально вырос совокупный фонд заработной платы чиновников. Около 700 млрд долл. дополнительного дохода получили с 2000 по 2014 г. экспортеры нефти и нефтепродуктов от заниженного курса рубля.


В настоящее время разрабатывается проект направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года.

Устойчивый курс и усиление рубля позволят, не опасаясь валютных спекуляций, осуществлять планомерную денежную эмиссию, постепенно доведя агрегат M2 до уровня ВВП, а затем и 1,2-1,3 ВВП, что характерно для большинства успешно развивающихся стран. Эмиссия будет направлена на приобретение облигаций инвестиционных и инфраструктурных проектов, что не будет стимулировать инфляцию. Конечно, денежная эмиссия должна быть строго канализирована и контролируема. Рост денежной массы и меры противодействия инфляции, о которых пойдет речь ниже, позволят существенно - до 7-8 % - снизить банковский процент, вернут платежеспособный спрос населения и приведут к устойчивому экономическому росту на уровне 5-7 % ВВП в год. Перейдя к таргетированию инфляции вместо валютного курса, ЦБ сильно облегчил себе задачу. Подсчет инфляции во всем мире довольно лукавая вещь, и, в отличие от валютного курса, этими расчетами можно управлять. Конечно, задача доведения инфляции до 4 % абсолютно правильная. Однако пока действия наших экономических властей имеют прямо противоположный результат - инфляция усилилась более чем вдвое. Для обуздания инфляции ЦБ пытается уменьшить рублевую ликвидность. Однако сжатие и без того находящейся на очень низком уровне по отношению к ВВП денежной массы ведет прямо к стагфляции, т.е. к стагнации и высокой инфляции одновременно.

1.2. Приоритетные задачи России

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации – это документы стратегического планирования, разрабатываемые в целях планирования на федеральном уровне.

Главные задачи экономики России состоят в определении среднесрочной перспективы и приоритетов для осуществления целей правительства РФ.

Основные направления деятельности разрабатываются с перспективой на 6 лет с учетом:

  1. Послания Президента РФ Федеральному собранию;
  2. Стратегии социального и экономического развития РФ;
  3. Стратегии безопасности РФ;
  4. Прогнозам экономического развития.

Основные направления деятельности устанавливают ключевые направления, которые помогут сформировать новую модель экономики.

Ключевые приоритеты развития экономики:

  • Обеспечение стабильности.

Оптимизация бюджетных расходов, построенная на формирования бюджета, исключающего секвестр производительных статей.


  • Повышение конкурентоспособности.

В 2016 – 2018 гг. упор будет сделан на применение правовых итогов реализованных мероприятий и реализации новых мероприятий в соответствии с лучшими концепциями развития бизнеса.

Реализация нового налогового законодательства, включая понижение ставок налоговой нагрузки на новые предприятия и начинающих индивидуальных предпринимателей.

Новые санкции против России положили начало повышению конкурентоспособности внутри страны, поддержанию промышленного производства и импортозамещению, что привело к снижению зависимости от поступающих извне товаров.

  • Повышение качества и доступности социальных услуг.

Развивается практика финансирования услуг в социальной сфере, в том числе стимулирование деятельности по выполнению государственных заказов и закупок для нужд государства, поддержка таких предприятий и юридических лиц.

  • Обеспечение регионального развития.

Толчок к ускоренному развитию получили территории субъектов Российской Федерации, для которых Правительство Российской Федерации создало специальный режим, позволяющий эффективно развивать предпринимательскую деятельность.

  • Повышение качества государственного управления.

В результате внедрения системы государственного стратегического управления будут определены:

  1. Принципы;
  2. Приоритеты;
  3. Цели развития страны;
  4. Соотнесены между собой приоритеты отраслевого и регионального развития;
  5. Осуществлена комплексная увязка развития системы расселения;
  6. Обоснован состав регионов России и запущен процесс подготовки их стратегий.

В настоящее время разрабатывается проект направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года.

Устойчивый курс и усиление рубля позволят, не опасаясь валютных спекуляций, осуществлять планомерную денежную эмиссию, постепенно доведя агрегат M2 до уровня ВВП, а затем и 1,2-1,3 ВВП, что характерно для большинства успешно развивающихся стран. Эмиссия будет направлена на приобретение облигаций инвестиционных и инфраструктурных проектов, что не будет стимулировать инфляцию. Конечно, денежная эмиссия должна быть строго канализирована и контролируема. Рост денежной массы и меры противодействия инфляции, о которых пойдет речь ниже, позволят существенно - до 7-8 % - снизить банковский процент, вернут платежеспособный спрос населения и приведут к устойчивому экономическому росту на уровне 5-7 % ВВП в год. Перейдя к таргетированию инфляции вместо валютного курса, ЦБ сильно облегчил себе задачу. Подсчет инфляции во всем мире довольно лукавая вещь, и, в отличие от валютного курса, этими расчетами можно управлять. Конечно, задача доведения инфляции до 4 % абсолютно правильная. Однако пока действия наших экономических властей имеют прямо противоположный результат - инфляция усилилась более чем вдвое. Для обуздания инфляции ЦБ пытается уменьшить рублевую ликвидность. Однако сжатие и без того находящейся на очень низком уровне по отношению к ВВП денежной массы ведет прямо к стагфляции, т.е. к стагнации и высокой инфляции одновременно.


1.3. Эффективность производства как ключевая проблема

Проблема эффективности производства появляется естественно и вполне предсказуемо, поскольку каждый производитель стремится увеличить свой доход от продажи продукции при минимальном использовании ресурсов и прочих затрат. В условиях рыночной экономики предпринимательская деятельность не поддерживается государством и осуществляется под полной ответственностью предпринимателя, поскольку в случае неэффективности бизнеса он претерпит убыток, в этом заключается главная проблема эффективности производства. Эффективность производства выражается в достижения целей . Способы повышения эффективности производственной и хозяйственной деятельности – это совокупность мероприятий по увеличению роста эффективности производств.

  1. Повышение качества продукции;
  2. Использование новой техники;
  3. Техническая реконструкция;
  4. Развитие нового механизма хозяйства.

Эти факторы оказывают заметное влияние на результат работы организаций, следует учитывать их при планировании, оценке, стимулировании деятельности трудовых коллективов и при экономическом анализе.

При обосновании и анализе всех показателей экономической эффективности учитываются факторы повышения эффективности производственного процесса по основным направлениям развития и совершенствования производства.

Важнейшим условием создания целостного и эффективного хозяйственного и производственного механизма, адаптации организаций и предприятий к условиям регулируемого рынка является дальнейшая разработка теоретических и методических аспектов. Поэтому возникает необходимость конкретизировать направления действий и использование основных внешневнутренних факторов повышения эффективности . Для достижения высокой эффективности производства в условиях рыночной экономики необходимо, в первую очередь, создать правильную организацию производства, в которой должно учитываться соотношение между полученными результатами производства, затратами труда и средствами производства .Эффективность производства напрямую зависит от того как его организовали. Правильная организация производственного процесса является залогом эффективной работы, она направлена на:

  1. Создание высокой производительности трудовых коллективов;
  2. Выпуск качественного продукта;
  3. Рациональное использование ограниченных ресурсов;
  4. Развития организационной культуры и личности в процессе работы.