Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
Введение
Оформление системы наставничества начинается с создания и утверждения документа «Положение о наставничестве», где описываются:
• Цели и задачи наставничества;
Обычно целями наставничество становится ускорение процесса обучения основным навыкам работы или развитие способности самостоятельно и качественно выполнять задачи по занимаемой должности или адаптация в рамках корпоративной культуры, усвоение традиций и правил в данном подразделении или снижение текучести кадров, за счёт повышения качества адаптации на предприятии.
• Организация наставничества в компании;
В этом разделе определяются категории сотрудников, за которыми устанавливается наставничество, продолжительность обучения. Критерии и процесс выбора и утверждения наставников, процедуры первоначальной подготовки наставников. Утверждается количество лиц, над которыми наставник одновременно осуществляет кураторство. Описывается процедура аттестации, выплаты наставнику, контроль за деятельностью наставника.
• Обязанности наставника;
Перечисляются знания, навыки наставника, основные действия наставника в работе с обучаемым.
• Права обучаемого сотрудника.
После утверждения положения о наставничестве начинается подготовка наставников. Будущих наставников знакомят с учебными материалами и методиками обучения.
Когда компания нанимает сотрудника, нуждающегося в наставнике, то издается приказ о закреплении наставника за подписью генерального директора. В нем указываются фамилия, имя и отчество новыго сотрудников, а также фамилия, имя и отчество специалиста, который назначается наставником. Документ составляется в свободной форме, оформляется в течение трех рабочих дней с момента приема на работу нового сотрудника.
Для консолидации информации о компании и операционных стандартов комплектуется «Папка нового сотрудника» (может носить любое название - «Книга новичка», «Руководство сотрудника», «Введение в компанию» и т.п.) это инструмент обучения, который помогает вновь пришедшему сотруднику узнать важные моменты работы в компании, всегда иметь доступ к справочной информации, а наставнику не тратить время на пересказ одной и той же информации каждому ученику.
Обычно содержит в кратком и емком изложении всю необходимую первичную информацию:
• организационная структура компании;
• руководители компании, способ связи;
• основные подразделения, их сотрудники, вопросы, которые можно решить с их помощью;
• краткая история компании в цифрах и фактах;
• особенности продукта и основные показатели бизнеса;
• действия новичка в первый день работы;
• «что делать, если...» (сотрудник заболел, ему нужно уйти в отпуск и т. д.);
• основные правила поведения на предприятии;
• стандарты сервиса (если сотрудник работает в обслуживании);
• стандарты рабочих процедур или инструкции, необходимые для выполнения должностных обязанностей сотрудника.
Особенно важен этот документ в гостинице, которые зачастую являются крупными предприятиями и большинство сотрудников с первого дня взаимодействует с большим количеством подразделений.
План вхождения в должность как правило рассчитан на первые две недели со дня приема сотрудника, но для сотрудников без опыта и руководителей может составлять до трех месяцев, т.е. весь период испытательного срока. Этот документ описывает мероприятия, выполнение которых предполагает полное вхождение нового сотрудника в должность, т.е. полное освоение своих должностных обязанностей, хорошую ориентация в компании, её деятельности и структуре. План работы закрепляется в первой части Индивидуального плана прохождения испытательного срока или является его аналогом, там же и фиксируется его выполнение. Этот документ позволяет оценить адаптивность и обучаемость сотрудника.
В плане перечислены все мероприятия по адаптации сотрудника, структурированы темы обучения, мероприятия по обучению, задачи наставника на каждый день, учебные вопросы для самостоятельного изучения, а также контрольные формы, которые необходимо заполнить стажёру в процессе обучения и после него и аттестационные листы, которые необходимо заполнить наставнику.
Пример плана вхождения в должность
На период с ___________________ по _________________
Ф.И.О. ____________________________________
Дата начала работы __________________________________________
Дата окончания испытательного срока ________________________
Ф.И.О. наставника _________________________________________
Документальное сопровождение обучения
Первое, что делает наставник - знакомится с новым сотрудником сам и представляет его коллегам, проводит экскурсию по ресторану, рассказывает о сложившихся традициях, дисциплинарной политике, взаимодействии подразделений. Задача наставника – сделать это так, чтобы ученик понял, что ему рады.