Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
Введение
Понятие «Организация» связано с совместной деятельностью группы людей, которые стремятся к достижению некоторых общих целей. Поэтому в самой простой формулировке организация - это группа людей, действующих совместно для достижения общих целей. Для успешного достижения этих целей деятельность людей в группе должна координироваться. Поэтому организацию можно рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Говоря о людях, которые работают в организациях, то можем рассмотреть одну из проблем, свойственную каждому человеку и группе людей в целом, а именно стресс.
Стресс преследует нас везде, он есть и в личной жизни каждого индивида, так и его рабочей атмосфере. При чем, стресс, проявляемый как в личной жизни индивида, так и на работе, одинаково будет воздействовать на организм индивида.
В организации работают несколько индивидуумов и каждый, является носителем стресса. Работая в организации, данные индивидуумы, переносят свои личные стрессовые напряжения на своих коллег, работу, в той или иной мере, и поэтому в целом, в рабочем процессе мы сталкиваемся с проявлением стресса, но уже на уровне организации.
В данной работе рассмотрим актуальную тему – управление стрессом на уровне организации.
Стресс в современном обществе является проблемой, которая выражается на производительности организации в целом.
По своей сути, стресс становится серьезной помехой успешному ведению бизнеса. Стрессовые ситуации в организации могут возникать по разным причинам. Важной задачей для современной организации является предоставление работникам общедоступной социально-психологической помощи, профилактики стрессов и уменьшение социально-эмоциональной напряженности на работе и личной жизни индивида.
Предметом изучения рассматриваются технологии управления стрессом, к ним в настоящее время, проявляется повышенный интерес, особенно среди бизнесменов и менеджеров. В рамках современного менеджмента даже выделено отдельное направление - стресс-менеджмент.
Целью работы является рассмотрение способов управления стрессом на уровне личности и на уровне организации.
В работе приведу примеры исследований управления стрессами в современных организациях.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи к рассмотрению: необходимость управления стрессом, его причины в организации, что может предпринять руководитель, что может предпринять сам работник
Стресс
Стресс – неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию.
С биологической точки зрения стресс – это защитная реакция организма на неизвестные воздействия. Пока стимул не распознан и не выработана адекватная программа действий, все системы организма активируются.
Описание стресса можно найти даже в народных пословицах: «Первую песенку зардевшись поем», «Первая – колом, вторая – соколом, остальные – мелкими пташками».
Если стресс – это реакция на новизну, то почему же возникает нервный стресс? Стрессу нередко подвержены люди, живущие в стабильных условиях, тогда, когда о новизне стимула говорить не приходится.
Нервный стресс – это реакция на неподконтрольные стимулы.
Вот его причины: невозможно приспособиться к стимулу (например, к физической боли); невозможно избежать стимула или избавиться от него; невозможно предсказать начало и окончание воздействия.
Непредсказуемость ослабляет даже положительные эмоции. Вспомним слова Лиса, обращенные к Маленькому принцу: «Если ты каждый день будешь приходить ко мне в четыре часа, то уже с трех часов я буду чувствовать себя счастливым».
При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Стресс является нормальной частью человеческой жизни и необходим в определенных количествах. Если бы в нашей жизни не было стрессовых ситуаций элементов соревнования, риска, желания работать на пределе возможностей жизнь была бы гораздо более скучной. Иногда стресс выполняет роль своего рода вызова или мотивации, которая необходима, чтобы почувствовать полноту эмоций, даже в случае, если речь идет о выживании. Если же совокупность этих вызовов и сложных задач становится очень большой, тогда способность человека справляться с этими задачами постепенно утрачивается.
Тревожность - состояние сознания и тела, связанное с беспокойством, напряжением и нервозностью. В жизни каждого человека случаются моменты, когда он испытывает стресс или тревожное состояние. Состояние тревоги помогает человеку справляться с внешними опасностями, заставляя мозг интенсивно работать и приводя организм в состояние готовности к действию. Когда тревоги и страхи начинают подавлять человека и влиять на его повседневную жизнь, могут возникать так называемые тревожные расстройства. Тревожные расстройства, в том числе панические состояния, боязнь потерять работу, специфические страхи, посттравматические стрессы, обсессивно-компульсивные расстройства и общее состояние беспокойства.
Пребывая в постоянном напряжении, человек далее может быть подвержен состоянию депрессии.
Депрессия может возникать не только в тех случаях, когда человек не способен установить контроль над ситуацией, но и тогда, когда одновременно наваливается слишком много мелких неприятностей, каждая из которых по отдельности не вызвала бы серьезного стресса. В специальной литературе это явление называется стрессом повседневности.
Причины стресса. Симптомы. Осложнения
Стресс может сопровождаться срывами, серьезными физиологическими отклонениями у человека.
Руководитель оказывается беззащитным перед проблемами со здоровьем. Постоянный стресс приводит к изменениям настроения и мироощущения человека.
С последствиями нервного стресса сталкивается не он один, но также подчиненные. Постоянные финансовые сложности, беспокойство либо страх перед предстоящими деловыми встречами, необходимость срочного выполнения задания, постоянное недосыпание – всё это потенциальные причины нервного стресса руководителя.
Всё раздражающее, провоцирующее дискомфорт и прочее вызывают стресс.
Данной проблеме подвержены в равной степени и мужчины, и женщины.
Постоянное напряжение, тревожное состояние – лишь часть возможных симптомов нервного стресса.
Главные причины проявления стресса на индивидуальном уровне (профессиональном, семейном) - семейные кризисы, особенности характера, личная финансовая нестабильность, психологическое и физическое состояние сотрудника.
В числе групповых факторов следует отметить отсутствие групповой сплоченности, определенные межличностные, внутриличностные и групповые конфликты, конкуренция.
Организационные причины стрессов – перегрузка либо слишком незначительная рабочая нагрузка, наличие межличностных конфликтов, неопределенность ролей, неинтересная работа, недостаточная самостоятельность в работе, неудовлетворительные условия работы, малая зарплата и прочие обстоятельства.
Психосоциальные причины стрессов обусловлены определенным сочетанием организационных, трудовых и социальных особенностей.
В числе стрессов, которые связаны с производственной средой, следует отметить характер работы, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, специфическую организационную структуру, невозможность влияния на содержание работы, невозможность влиять на коллег, напряженность графика работы, стрессогенный стиль управления либо наличие ролевого конфликта.
Стресс может сопровождаться психологическими, физиологическими либо поведенческими проявлениями.
Физиологические признаки – самая распространенная группа симптомов, заключающаяся в нарушениях артериального давления, болевом синдроме, изменениях веса, повышении мышечного тонуса и пр.
Следствием постоянного рассогласования между целями и результатами становится хроническая эмоциональная напряженность. усиленное потоотделение, учащенное сердцебиение, неконтролируемое ощущение беспокойства либо тревоги. Обострение хронических болезней. Повышение давления. Риск сосудистых и сердечных болезней. Неспособность заниматься сексом. Нежелание заниматься делом, которое прежде было любимым. Учащение сердцебиения. Частое повторение одинаковых действий – хождение с одной стороны в другую, пощелкивание, постукивание пальцами и пр. Усиление раздражительности. Повышение утомляемости. Бессонница, тяжело вечером засыпать и просыпаться утром. Риск сердечных приступов, инсультов. Приступы головной боли, которые переходят к мигрени. Невозможность полноценно сосредоточиться на своих задачах. Постоянная тревога. Напряжение в мышечной ткани. Развитие сахарного диабета. Повышение веса, провоцирующее ожирение. Риск появления астмы. Сбои в пищеварении – с появлением спазмов желудка, запора, тошноты и диареи.
Психологические признаки стресса заключаются в тревоге, внутреннем дискомфорте, апатии, пониженной самокритике, ощущении вины, неуверенности в себе, неудовлетворенности, невозможности концентрации, преобладании негативных мыслей, депрессивных, тревожных состояниях, разных фобиях, ощущение ужаса, приступы паники.
Работник сталкивается с «синдромом выгорания» - отличный сотрудник утрачивает дееспособность, а мягкий по своей натуре человек вдруг становится настоящим деспотом. Такая болезнь свойственна врачам, преподавателям, продавцам и работникам социальной сферы.
Категория поведенческих признаков представлена изменениями в производительности, прогулами, повышенной конфликтностью, ростом количества ошибок в ходе привычной работы, беспричинными приступами гнева, трудоголизмом (приводящим к ущербу для семейных отношений и своего отдыха), асоциальным поведением.
Специалисты выделяют несколько причин приводящих к стрессу в организации:
Менеджмент организации выстроен неэффективно. На всех уровнях встречается несогласованность заданий, полномочия не делегируются, сотрудники перезагружены либо не заняты. Перезагрузка отражается на эмоциональном самочувствии, в компании регулярно случаются авралы.
Работникам предъявляются противоречивые требования, иногда задачи руководства выходят за пределы обязанностей сотрудников. Например, сотрудник одной должности выполняет функции сотрудник другой должности.
Штатные инструкции не соблюдаются. Рабочие обязанности не определены, непонятно кому подчиняется работник, за что отвечает и какие у него права. Сотрудники не знакомы с должностными инструкциями. Рабочий процесс перенасыщен совещаниями, планерками, собраниями.
Сотруднику внушается сильная ответственность при выполнении той или иной задачи, хотя сроки проекта расплывчаты, а выполнение работ организации нужно не на практике, а в теории. В компанию регулярно привносятся инновации, изменения, необходимо частое обучение сотрудников, повышение квалификации.
Руководитель не умеет выстраивать отношения с подчиненными, в коллективе много недовольных властью. Руководитель и сотрудники находятся на разных полюсах и не понимают друг друга. Плохие отношения в коллективе. Персонал интригует, царит нездоровая конкуренция, коллектив разбит на враждующие группы, практикуется моббинг.
Нестабильность компании, шаткое положение рабочих мест. Присутствует опасение о скором увольнении, сокращении заработной платы, ликвидации рабочего места. Отсутствие перспектив, невозможность продвинуться по карьерной лестнице.
Личные трудности из-за постоянной загруженности, так называемое давление внешнего воздействия – семьи, близких родственников, нерешенных проблем со здоровьем. Причины могут быть острыми, влиять на деятельность всей организации или затрагивать только отдельную личность.
Иногда стресс мобилизует человека, он дает силы для достижения цели.
Критические ситуации в организации неизбежны, менеджмент стресса включает в себя методы для управления напряжением и перевода его в конструктивное русло. Это основные задачи управления стрессами в организации.
Управление стрессом на уровне организации
Управление стрессом в организации это процесс, при котором осуществляется прямое воздействие на персонал с целью устранения негативных факторов. Во время процесса происходит адаптация человека к напряженным ситуациям, устраняются причины стресса. Обучение персонала методам выхода из критического состояния один из важных моментов управления.