Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
Когда в коллективе собирается группа людей, настроенных на негатив, возникает разрушительная атмосфера и для бизнеса, и для психического здоровья. Руководитель не должен допускать паники в коллективе.
Определение уровня напряжения в ситуации можно определить по наличию различных стресс-факторов. Чтобы эффективно управлять стрессом, необходимо оценить следующие факторы:
- Выявление источника напряжения;
- Умение оценить интенсивность стрессового влияния;
- Владение эффективными методиками для снижения напряжения в рабочей действительности;
В менеджменте стресса выделяют шесть источников напряжения:
- значимость ситуации;
- новизна;
- нагрузка;
- риск;
- цейтнот.
Специалисты считают, что эффективней всего снижать значимость. Например, задать себе вопрос: «Что я потеряю, если откажусь от выполнения этого задания или переносу его на другое время?». Еще один способ при аврале и загруженности – действовать так, как будто все плохое уже случилось. Тогда снизится психологическое давление, и появятся силы для завершения проекта.
Схема снижения уровня напряжения выглядит следующим образом:
- Оценить источники трудностей и силу их влияния рабочий процесс;
- Оценить стрессовую ситуацию, оценить минусы и плюсы в результате негативного развития ситуации;
- Разработать план по снижению стресс-факторов;
- Использовать тайм-менеджмент, различные практики по выходу из стресса;
- Использовать шкалу эмоций, которая позволит эффективно распознавать состояния сотрудника.
Провести обучение Стресс-менеджменту, который позволит человеку обучиться методам саморегуляции. Общий алгоритм выглядит так:
- Систематизация известных состояний, обозначение их проявлений и основных переживаний.
- Важно научиться распознавать возникающие психические состояния в определенный период времени, отличать их.
- Обучение включает переход из одного состояния в другое.
- Использование опосредованных приемов – движения, дыхания, внешнего воздействия.
- Самовосстановление.
Полноценный менеджмент невозможен без участия руководителя. Высшее звено руководства может включать в деятельность работу по снижению рисков от стресса. В нее входит:
- Адекватная оценка способностей и умений сотрудников. Для кого-то сильным мотивирующим фактором станет расширение обязанностей, а кто-то, наоборот, получит от этого сильный стресс;
- Четкое соблюдение функций и полномочий работников. Прописанные правила работают на предотвращение конфликтов и мелких неурядиц в коллективе;
- Важно выработать соответствующий стиль руководства, который подходит компании и учитывает особенности коллектива;
- Критика сотрудников должна быть этичной и не затрагивать личные качества человека;
- Необходимо давать сотрудникам эмоциональную разрядку. Это могут быть корпоративные праздники, тимбилдинг, необычное поздравление с днем рождения каждого члена персонала;
- Выяснить, кто и чем занимается по работе;
- Поговорить с паникерами, вернуть их к жизни реальными вопросами, например, чем они сейчас занимаются, подумайте, за что Вы их цените, и похвалите. Разъясните, чего Вы от них ожидаете в ближайшее время, скажите, что от них зависит;
- Важно понимать, что нет необходимости поддерживать всех – оказывать помощь только тем, кто этого действительно хочет;
- Проводить «часы чувств». Сейчас полезно собирать сотрудников и проводить «час чувств». Это время, когда люди могут рассказывать, какие ощущения вызывает у них происходящее вокруг. Проводить такие встречи можно в любой форме. Например, все сотрудники читают любимые стихи или показывают фотографии. Это не требует затрат, но колоссально сплачивает коллектив;
- Искусство и творчество подкрепляют дух людей. Не случайно в военное время было много творческих коллективов, которые ездили на фронт. Про силу искусства очень часто забывают, да и сами руководители неохотно организуют мероприятия такого рода. Но сейчас особенно важно находить на это силы и время. Самое главное – чтобы такие встречи не превратились в дискуссии или в банальную пьянку;
- Давая задание или поручение, говорите «спасибо» (подразумевая, что вы не сомневаетесь в выполнении задания), а не «пожалуйста»;
- Держать сотрудников в курсе всех событий, прозрачность отношений гарант успеха организации.
Рассмотрим на примерах организаций, как они управляют стрессом.
Елена Вос, Бизнес-консультант по деловому, международному и общегражданскому этикету и протоколу компании Success, Неймеген (Нидерланды) рассказывает как кризис заставил руководителей многих западных компаний прибегать порой к необычным мерам, чтобы помочь сотрудникам справиться с кризисным стрессом.
В офисах одного крупного голландского концерна возле кофейных аппаратов и на столах сотрудников появились плетеные корзиночки с шоколадными яйцами в разноцветных обертках. Они не только радуют глаз, создают весеннее настроение, но и позволяют в любой момент поддержать рабочий тонус шоколадом – «гормоном счастья».
Руководитель крупной транспортной сети из Германии начал выпускать газету и распространять ее в филиалах. Раз в две недели сотрудники получили возможность знакомиться с коллегами, обмениваться мнениями и писать прощальные письма тем, кто попал под волну сокращений. Предприниматель умело использовал основные принципы кризис-менеджмента: открытость, сочувствие, честность и своевременность. Газета объединила сотрудников, они создали штаб и с удовольствием организуют вечеринки и тематические развлекательные вечера, чувствуя себя одной командой.
Схожую идею опробовал и владелец небольшой типографии из Великобритании. По пятницам он начал распространять листок с кулинарными рецептами. Коллеги с удовольствием делятся друг с другом рецептами дешевых блюд, дают советы по похудению и т. п. Чтобы сотрудники могли снять напряжение, предприниматель из бельгийского города Антверпен придумал необычный ход. В подарок к Рождеству он приготовил для сотрудников не традиционные корзиночки с напитками и набором продуктов, а мячики и змейки-«антистресс», изготовленные из специальных, легко гнущихся материалов. Сотрудники, недовольные течением дел на фирме, получили возможность скручивать головы символическим змейкам и забрасывать мячики куда подальше.
Не менее интересная идея реализована частным предпринимателем из Базеля. Перед дверью, через которую сотрудники конторы проходили на встречу с клиентами, появился на стене стенд с комиксами, веселыми картинками и шутками. В каком бы настроении ни был сотрудник, он, проходя мимо «веселой стены», невольно улыбался и всегда появлялся перед клиентом в хорошем расположении духа.
Сотрудники телефонного центра бельгийской столицы, рассердившись, пишут и прикалывают записочки любого содержания на специально вывешенной в фойе доске. Руководство с юмором замечает, что скоро объявит конкурс на лучшую остроту.
Сотрудники голландского офиса завода химической промышленности с нового года могут без ограничений использовать электронную почту компании для личной переписки. Теперь своими бедами и чаяниями они могут тут же поделиться с родными и друзьями.
Руководитель парижского ателье убедился, что кризисные ситуации поддаются управлению. Его лучшие портнихи скучали из-за уменьшения количества заказов и целыми днями вели печальные разговоры. Директор разрешил им шить в свободное время наряды для себя, используя лекала эксклюзивных моделей. Француженки с удовольствием взялись за дело и даже повысили производительность труда.
Подобное решение помогло разрешить одну из основных проблем – потерю квалифицированных кадров, без которых преодолеть кризис невозможно.
А вот руководитель французского концерна по производству косметики шлет каждое утро письма подчиненным. Он специально приходит на работу на несколько минут раньше, чтобы поделиться своим позитивным настроем. Все желающие могут ему ответить.
Основная причина стресса российских руководителей Главная проблема большинства наших топ-менеджеров, которую кризис только обострил, в том, что уровень их притязаний выше уровня возможностей.
Все – часы, ботинки, авторучки – показатель определенного положения в обществе. Получается, что причина стресса и паники для многих топ-менеджеров – их собственные амбиции.
Компания может развиваться и удерживаться на плаву только тогда, когда аналитический ум ее руководителя подкреплен умами специалистов. При этом с чужим антистрессовым опытом нужно быть осторожными. То, что делается в Японии, приносит пользу именно там. Поэтому если Вы не знаете, как справиться со стрессом (а от природы устойчивых к стрессу людей всего около 15%), лучше обратитесь к хорошему психологу, который определит тип Вашей личности и подскажет, как бороться со стрессом именно Вам.
Тайм-менеджмент (управление временем) можно сравнить с физическими упражнениями: увеличивать нагрузку надо постепенно, а тренироваться – постоянно. Чем регулярнее занятия, тем лучше физическая форма. Поэтому идеальный вариант внедрения программы тайм-менеджмента в свою жизнь и жизнь коллег – пошаговое, день за днем, освоение методик.
Единственный метод улучшения способности справляться с нервным стрессом Существует всего один действительно работающий способ укрепить стрессоустойчивость – повышение уровня образования.
В университете человек не только получает определенные знания и навыки, но и учится учиться. Тем самым он тренирует способность приспосабливаться к новым условиям. Поэтому так важны различные курсы повышения квалификации, тренинги, теоретические семинары. Причем данный способ укрепления устойчивости к стрессу эффективен как для мужчин, так и для женщин.
Управление стрессом на уровне работника
Сегодня основная причина стресса – неопределенность.
Люди испытывают страх, и в крови повышается уровень адреналина.
В состоянии адреналиновой активности организм не может находиться долго, следом всегда наступает апатичное состояние. Время, когда негативный настрой, накопленный за период кризиса, выплеснется наружу.
Чтобы не довести себя до крайнего состояния, нужно ежедневно работать над собой. Это поможет в сложившейся ситуации трудиться без паники.
Как сохранять спокойствие?
Плыть по течению с открытыми глазами. В голове проносятся огромное количество суетливых мыслей, примерно таких: «Все плохо! Кругом одни проблемы! Надо что-то делать!». А «делания» как такового не происходит.
В стрессовом состоянии включается страх, человек не видит, что реально происходит. А отключаться ни в коем случае нельзя! Поэтому если приходит понимание, что сейчас не возможно что-то сделать, то просто нужно плыть по течению. Займите позицию «включенного наблюдателя», который все видит, но не является пулей, выстрелившей из ружья. Выстрелить Вы успеете. Займитесь «уборкой». Мелкая кропотливая работа очень помогает в стрессовые периоды. Нужно отнеситесь к кризису как к возможности добраться до дел, до которых руки не доходили.
Человек готов к неопределенности, когда у него есть хорошо подготовленные тылы. Грамотно распределить ресурсы. Наступит момент, когда нужно будет активно предпринимать что-то новое. Готовиться к этому так же, как футболисты готовятся к матчу. Однако грамотно распределив свои силы: выполнять текущую работу, которая понятна в данный момент, и не забывать уделять время отдыху. Ведь если, допустим, футболисты будут каждый день играть матч, то, когда придет время ключевой игры, у них может просто не остаться сил.
Изучая жизнь людей, которые сумели справиться со своими бедами и не пали духом, американские писательницы Джилл Хэссон и Сью Хэдфилд выработали простые правила, как преодолеть стресс и неудачи как на работе, так и в личной жизни. Но начать следовать им их не так просто, как кажется.
Правило 1. Будьте гибкими
Эскалаторы – прекрасная вещь, потому что никогда не ломаются: они просто становятся лестницей. Мы думаем, что можем приспособиться к любым изменениям. Но, встречаясь даже с мелкими трудностями, чувствуем беспомощность.
Как преодолеть стресс?
Один из способов – стараться нарушать привычный ход вещей. Мы привыкли ездить/ходить одной дорогой, а если задуматься, ведь до того же самого места можно добраться иными маршрутами. Запланировать самому или принять приглашение на мероприятия, на которые раньше не пошли бы и прочее.
Эти действия позволят бороться с рутиной.
Правило 2. Измените мышление
Учитесь мыслить позитивно.
Не стоит полагаться на свою память, нужно записывать необходимую информацию.
Один из героев книги занимался ведением дневника в течение недели: «Я записывал и значительные, и незначительные события каждого дня, например, что поезд опоздал на 20 минут, что мне пришлось работать в обеденный перерыв... Я был поражен тем, как часто меня охватывали негативные мысли, вызванные этими событиями…».
Чтобы преодолеть неудачи, трудности и стресс, и изменить негативное мышление, нужно следовать советам: вспомнить свои достижения и успехи; попробовать в течение нескольких недель отмечать только хорошее вокруг; напоминать себе о том, что Вам дано, будь то семья, или друзья, или хлеб насущный, – каким бы малым ни казалось то, что у Вас есть.
Правило 3. Общайтесь
При любой возможности поддерживайте других. Это укрепит Вашу уверенность в себе.
Выражать благодарность тем, кто Вам помог, – это настраивает на позитивный лад и улучшает настроение.
Общайтесь с жизнерадостными людьми, а также с теми, кто смог справиться с невзгодами. Если негативное событие все же случилось, не стесняйтесь обращаться за поддержкой к близким. Это вовсе не признак слабости.
Если в штате есть сотрудник, постоянно критикующий компанию и ее условия, то стоит ограничить с ним общение. Недовольство может передаваться очень быстро и не всегда оно достоверно.
Правило 4. Уважайте свой организм
Если Вы здоровы и ведете активный образ жизни, Вам будет гораздо легче справиться с проблемами. Поэтому включите в распорядок дня физзарядку, поставьте себе цель съедать три разных фрукта в день. Эффективна производственная гимнастика, расслабляющие пятиминутки.
И еще один совет: если Вы что-то себе обещаете (например, бросить курить или похудеть), расскажите об этом тем, кому доверяете. Сохраняя же свои обещания в секрете, Вы имеете меньше шансов их выполнить. (По материалам книги «Преодоление» Джилл Хэссон, Сью Хэдфилд [Пер. с англ. А. Брычук]. – М.: Претекст, [2013]. – 208 с.)
Правило 5. Посещайте тренинги.
Тренинги позволяют научиться многим способам управления в ситуации напряжения.