Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
Менеджмент организации должен работать со снижением стрессовых факторов по двум направлениям:
- Управление напряжением на уровне всей организации;
- выход из стресса отдельного индивида.
Для чего необходимо снижать стрессовые факторы? Профессиональная деятельность усложняется с каждым годом, увеличивается темп работы, ее интенсивность, регулярно внедряются новые технологии. Все это приводит к тому, что специалисты и руководящий состав работают в режиме постоянного давления, обстоятельства накладывают ограничения со всех сторон. Постоянный психологический пресс приводит к снижению результативности. Не умея справляться со стрессовой нагрузкой, человек не придерживается стандартов качества, чаще берет больничные листы, уклоняется от выполнения задач.
На Западе уже давно вводятся специальные программы. Например, руководитель Лондонского метрополитена отправил высший менеджмент компании на многодневный тренинг управления стрессом. Спустя год был проведен анализ и вяснилось, что решение было продуктивным. Снизились затраты на оплату больничных листов, повысилась работоспособность, внедрились новые проекты, за реализацию которых уставшие прежде сотрудники не брались.
Поняв причины возникшего организационного стресса руководитель должен задействовать комплекс соответствующих мер для его устранения и профилактики в будущем.
Американские, японские и западноевропейские компании предпринимают ряд мер в этом направлении. В частности, в их бюджете предусмотрены расходы для управления организационным стрессом. Десятки из них уже открыли для работников курсы борьбы со стрессом, где желающие смогут получить различную помощь – от организации групповых консультаций до проведения сеансов медитации, гипноза, восточных курсов самообороны и самовнушения.
Иные компании стремятся привлечь работников к спорту, танцам и йоге. Есть организации, которые для работников предлагаются сеансы арт-терапии, игротерапии, цвето- и светолечения, аквариумистики, релаксации на природе, с использованием методов звукового восприятия.
Рекомендуется предпринять ряд обязательных мер для управления стрессом на уровне компании – с контролем и обеспечением благоприятного психологического и социального климата, оптимизацией организационной структуры, учитывая возможности и способности каждого работника.
Важное значение отводится планированию карьеры, разъясняя работникам их перспективы, вовлекая сотрудников в процесс управления компанией, максимально улучшая прозрачность деятельности, информирование персонала о будущих изменениях, налаживая систему обратной связи с ними, обеспечивая обогащение труда, с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Необходимым условием становится обучение менеджеров среднего и высшего звена по управлению конфликтами.
Какие методы предлагают наши российские компании для борьбы со стрессом?
Приведу ряд высказывание генеральных директоров:
Генеральный Директор Олег Криницын ООО «Разведывательные технологии», директор информационно-аналитического агентства «Разведка в сфере бизнеса», Москва
«Под воздействием стресс-факторов человек сталкивается с колоссальной физической и психологической нагрузкой. В подобной ситуации между инстинктом самосохранения и здравым смыслом начинает преобладать первой. К категории стресс-факторов можно относить всё, выходящее за пределы размеренной, спокойной и предсказуемой жизни сотрудников. Авторитетный, опытный руководитель может максимально сократить и нивелировать воздействие стресс-факторов на сознание сотрудников, обеспечивая их поддержку и ободрение. При панике требуются решительные, четкие, порой даже жесткие действия со стороны руководителя, чтобы навести порядок. Ведь вряд ли можно представить что-либо менее предсказуемым и управляемым, чем всеобщий хаос в компании.»
Мнение эксперта - Михаила Рогова, Партнера компании «БДО Юникон Консалтинг», Москва:
«Считается, что при стрессе нужно придерживаться авторитарного управления, с концентрированием полномочий и ответственности. Следствием плюрализма и размывания ответственности в подобной ситуации могут стать негативные последствия для жизнедеятельности компании. Порой в определенных условиях нестабильности предпочитают руководителя, который менее уязвим для потенциальных угроз (к примеру, иностранного гражданина, не подпадающего под российскую юрисдикцию). Для борьбы с кризисом необходимо напряжение ресурсов, часто также перераспределение и сокращение расходов. В подобных условиях нужно стремиться к максимальной прозрачности действий гендиректора, с четким разъяснением и донесением позиции руководства до работников. Руководство, которое не может доступно рассказать о выполненных шагах, часто просто не представляет себе, что нужно делать. В подобном случае высока опасность провала в период кризиса. Управление стрессом в организации – воздействие на персонал для адаптации личности к стрессам, с избавлением от источников стресса, овладевая методами их нейтрализации.
В случае локального кризиса необходимо его купировать, сокращая вероятность распространения последствий данной ситуации на прочие подразделения компании. Если одно из подразделений компании проявляет повышенную реакцию на стресс-фактор, в нем может отсутствовать защита от данного обстоятельства. Гендиректор в подобной ситуации должен проводить анализ ситуации в прочих подразделениях, с пониманием – что им позволяет противостоять стрессовым факторам. Возможны случаи угрозы для всей компании, но первые проявления возникли именно в данном подразделении. Важно учитывать, что стресс является и определенной проверкой на прочности. Следует использовать данный экспериментальный материал, с выявлением отрицательных и положительных сторон разных составляющих внешней и внутренней среды – включая персонал, материалы, технологии, клиентов, контрагентов, действующие бизнес-процессы и прочие факторы. Помимо решения локальных проблем, гендиректору нужно шире взглянуть на сложившуюся ситуацию. Благодаря этому будет шанс принятия стратегически важных решений. Например, отказаться от слишком затратного в производстве продукта, чтобы сконцентрироваться на новых, более рентабельных или перспективных.»
Из высказываний можно сделать вывод, что стрессом в организации необходимо управлять решительно и грамотно.
Управление стрессом в организации относится к числу значимых управленческих проблем в современной мировой практике.
Стресс негативно влияет на производительность труда, как следствие, возрастает текучесть кадров и уровень дисциплинарных нарушений. Организационный стресс приводит к серьезным расходам в организации.
В Америке, на устранение последствий стресса, в которое включает в себя формирование служб психологической помощи персоналу, оплата больничных и прочее, обходится в десятки миллиардов долларов в год. Поэтому руководство должно понимать всю опасность стресса, уметь своевременно разглядеть стрессовое состояние работника, понять причины его вызвавшие, составить эффективные программы профилактики стресса на работе, используя как современные, так и базовые методики.
Выделяют два уровня управления стрессом.
Управление стрессом на первом уровне предполагает выработку четких требований в отношении сотрудников и оценки их работы.
Некоторые компании, в основном иностранные и некоторые российские банковские структуры, IT компании, организуют релаксации и тренинги (два-три раза в неделю после работы), используя аудиокассеты под управлением психолога. Создаются опенспейсы, где сотрудники прямо работают. Они отделены цветом и фактурой — диваны вместо офисных кресел, яркие цвета вместо серых. В индийском офисе компании есть комната отдыха с бильярдным столом и настольным хоккеем.
В головном офисе Facebook в Сан-Франциско также есть игровая комната. Там сотрудники могут поиграть в консоль Xbox 360. Кроме того, работникам социальной сети доступны столы для настольного тенниса и игры в шахматы.
В офисе сервиса по аренде жилья Airbnb в Сан-Франциско сотрудники могут расслабиться в атриуме или в зонах и комнатах отдыха, расположенных на каждом этаже здания. Помещения оформлены таким образом, чтобы работникам было там максимально уютно: фотографии на стенах, пушистые ковры и подушки, яркие цвета. В офис даже можно приводить животных.
Также организуются различные коммуникативные тренинги, направленные на изучение навыков снятия напряжения, проведение тренингов для развития коммуникативной культуры работников, игровых стрессов для снятия коллективной напряженности, с укреплением связей между сотрудниками. Предпринимаемые меры позволяют работникам расслабиться, ощущать себя лучше, восстанавливая силы.
Второй уровень – управление стрессом на уровне личности. Основан данный метод на обучении умению индивидуально справляться с возникающими стрессами, основываясь на специальных программах и рекомендациях, направленных на нейтрализацию стрессов. В состав данных программ входят тренинги, медитация, выполнение физических упражнений, диета, порой и молитва. Благодаря данным мерам человек ощущает себя лучше, восстанавливает свои силы и учится расслабляться.
Для определения стрессоустойчивочти кандидата многие компании при найме персонала практикуют стресс-интервью. Они считают, что данная методика собеседование полезна, благодаря такой манере собеседования удастся уже на первом этапе значительно сэкономить затраты времени на общение с неподходящими специалистами, удастся уйти от привычных штампов в ответах собеседника, и тем самым можно увидеть реальную мотивацию соискателя.
Стресс-интервью предполагает определенные вопросы, задающиеся в определенном темпе.
Разделить данные вопросы можно на несколько основных групп:
- вопросы, подвергающие утверждения своего оппонента сомнению;
- прямые вопросы по темам, от которых собеседник во время разговора пытается уйти;
- вопросы, которые могут потенциально привести к негативной реакции;
При стресс-интервью проявляются дополнительные стрессогенные факторы заключаемые в невербальных компонентах общения:
- отсутствие у вас каких-либо эмоций на ответ (к примеру, не киваете головой, не смотрите на собеседника);
- мимические проявления, которые говорят о негативном восприятии с вашей стороны – в виде наморщенного лба, пристального взгляда и поджатых губ.
Не менее интересен и другой психологический эффект – если после стрессового воздействия переводите разговор в позитивное русло, то заметите, как расслабляется ваш собеседник, начиная откровенно давать ответы на вопросы, которых раньше пытался избегать.
Стресс-интервью нужно проводить с учетом двух принципов:
Максимально корректные вопросы.
У кандидата есть законное право отвечать на поставленные вопросы, и это не должно сказываться на оценке его профессиональных качеств.
Данные рекомендации по проведению стресс-интервью дает Юлия Немова, Руководитель службы персонала группы компаний «Ландиа», Москва
Рекомендуемые стресс-интервью не подходят для всех категорий соискателей. Данный метод допустим, когда рассматриваем кандидата на управленческую позицию, т.к. именно от его прямых и косвенных методов управления мы либо будем видеть здоровый коллектив с максимально отдающей производительностью труда, либо работников, постоянно находящихся в стрессе из-за не компетенции управленца. Но данное стресс-интервью для соискателя, не должно походить на уничижительно оскорбительный тон со стороны рекрутера, а должен нести лишь характер провоцирования соискателя дать о себе максимально полную картину в нештатной ситуации.
Данная методика стресс-интервью рекомендуется при проведении диагностических кейсов, в ассессмент-центрах, когда необходимо отработать подходящие навыки в рамках внештатных ситуаций, в них человек может проявить нестандартное мышление и ранее наработанные навыки.
Чтобы научиться управлению стрессом, мозг все время необходимо держать в тонусе.
Константин Костенюк, Тренер по шахматам, Москва:
«Считаю во многом похожим стресс, с которым приходится сталкиваться шахматистам и бизнесменам. Он связан, прежде всего, с необходимостью принятия решений в сжатые сроки. Бизнес именно из шахмат перенял понятие «цейтнот» - когда у игрока не хватает времени на обдумывание ходов. В бизнесе и шахматах – ты проигрываешь, если не успеваешь своевременно принимать нужные решения. Сократить ошибки позволяют исключительно тренировки.
Для обучения правильным решениям нужно поддерживать мозг в тонусе всё время. Деловые переговоры тоже нередко напоминают шахматную партию. У каждой стороны свои противоположные интересы, ради достижения которых поочередно делаются ходы. Здесь нас ожидает цейтнот, при котором нужно выбирать правильные решения. Тренируйте на переговорах навык принятия правильных и быстрых решений в условиях цейтнота. Именно для отработки этого навыка настоятельно рекомендую бизнесменам играть блиц минимум пару раз в неделю – эффективный тренажер для мозга. Блиц выгоден приближением ситуации к реальному стрессу. Уровень проведения игры значения не имеет – третьеразрядники либо же мастера международного класса. Основное требование – быстрая игра на своем уровне ради эффективной тренировки принятия правильных решений в условиях стресса. Регулярно провожу партии блиц с государственными чиновниками и бизнесменами. Такой досуг они расценивают не только в качестве увлекательного отдыха, но также отличной возможности для поддержания мозга в тонусе – для принятия грамотных, оптимальных решений в своей работе. С уверенностью могу утверждать, что шахматисты имеют большие шансы стать успешными бизнесменами по сравнению с теми, кто не любит эту игру.
У любого человека может и должна развиваться правильная реакция на стрессовую ситуацию. Это подтверждается отсутствием специальных требований для игроков в «медленные» либо «быстрые» шахматы. При таланте игры в «медленные» шахматы человек проявит себя и в блиц. Следовательно, тренировки позволяют избавиться от различий между людьми с разной природной реакцией на стресс.»