ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2020

Просмотров: 1904

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Виктория Евгеньевна Резепова

Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности

Аннотация

1. Понятие и признаки интеллектуальной деятельности

2. История становления права интеллектуальной собственности

3. Понятие и система права интеллектуальной собственности

4. Система источников права интеллектуальной собственности

5. Законодательство РФ в области правовой охраны интеллектуальной собственности

6. Конституция РФ и ГК РФ как источники права интеллектуальной собственности

7. Международные договоры как источники права интеллектуальной собственности

8. Всемирная организация интеллектуальной собственности

9. Евразийская патентная организация

10. Объекты права интеллектуальной собственности в системе объектов гражданских прав

11. Юридическая природа и содержание исключительных прав

12. Закон «Об авторском праве и смежных правах»

13. Понятие и принципы авторского права

14. Объекты авторского права: понятие, виды, общая характеристика

15. Произведения архитектуры как объекты авторского права

16. Производные и составные произведения как объекты авторского права

17. Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права

18. Субъекты авторского права

19. Смежные права

20. Субъекты и объекты смежных прав

21. Личные неимущественные права авторов

22. Имущественные права на использование произведения науки, литературы, искусства

23. Коллективное управление имущественными правами авторов

24. Имущественные права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций

25. Использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения

26. Срок действия авторского права. Общественное достояние

27. Способы защиты авторских и смежных прав

28. Патентный закон Российской Федерации

29. Понятие и принципы патентного права

30. Понятие и критерии охраноспособности изобретения

31. Особенности правовой охраны секретных изобретений

32. Понятие и критерии охраноспособности полезной модели

33. Понятие и критерии охраноспособности промышленного образца

34. Общая характеристика субъектов патентного права

35. Правовой статус патентных поверенных

36. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности

37. Права и обязанности патентообладателей

38. Возникновение, оформление и сроки существования патентных прав

39. Защита прав патентообладателей и авторов

40. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»

41. Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»

42. Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем»

43. Закон РФ «О селекционных достижениях»

44. Правовая охрана фирменных наименований……………………. 25

45. Товарные знаки и знаки обслуживания… 27

46. Правовая охрана товарных знаков (знаков обслуживания)

47. Коллективный и общеизвестный товарный знак

48. Правовая охрана наименований мест происхождения товаров

49. Коммерческая и служебная тайна

50. Правовая охрана информации, составляющей коммерческую тайну

51. Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных

52. Правовая охрана топологий интегральных микросхем

53. Правовая охрана селекционных достижений

54. Недобросовестная конкуренция

55. Авторские договоры: понятие, виды, содержание

56. Ответственность за нарушение условий авторских договоров

57. Лицензионный договор

58. Договоры на передачу исключительных прав

59. Понятие и юридическая характеристика договора коммерческой концессии

60. Содержание и особенности договора коммерческой концессии

61. Ответственность за нарушение условий договора коммерческой концессии

62. Защита прав владельца товарного знака и знака обслуживания

63. Правовая охрана сертификации

64. Парижская конвенция по охране промышленной собственности

65. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г

66. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г

67. Система защиты авторских и патентных прав в странах СНГ

68. Участие РФ в международных соглашениях об использовании и охране результатов интеллектуальной деятельности

69. Федеральная интеллектуальная собственность

70. «Пиратство» программного обеспечения

71. Контрафакция звукозаписей

72. Книжное пиратство и кинопиратство

К переводу произведения относится перевод произведения с одного языка на другой (например, с английского на русский), в то м числе на языки не вербального общения. Обработка произведения - процесс, результатом которого является вторичное произведение, созданное в информационных или справочных целях. Аннотация - краткое произведение, вкотором автор отображает краткую характеристику содержания произведения, его концепцию и суть. Реферат - краткое изложение вписьменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы. Резюме - краткое заключительное изложение речи, статьи, доклада, сообщения или иного литературного произведения.

Обзор - произведение, где характеристики других произведений включены в связный текст, выстроенный по общему замыслу обозревателя в той или иной системе. Инсценировка - переработка повествовательного, прозаического или поэтического произведения для театра или кино. Аранжировка - переложение музыкального произведения для исполнения его инструментами или голосами, для которых оно не было предназначено в оригинале.

Энциклопедия - справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке. Антология – непериодический сборник, включающий избранные (стихотворные) литературно-художественные произведения или извлечения из них. База данных - совокупность связанных данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования, независимая от прикладных программ.


17. Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права


Аудиовизуальные произведения состоят из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком). Предназначены для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических средств. Они включают в себя кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Телефильм - телевизионный фильм, постановочный (игровой) фильм, созданный специально для демонстрации по сети телевизионного вещания – с учетом технических возможностей телевидения и особенностей восприятия телезрителями изображения на экране телевизора. Телефильм отличается от кинофильмов (видеофильмов) своим художественным построением, т. е. меньшим числом общих планов, отсутствием вполе кадра мелких деталей изображения и при съемке на кинопленку меньшим диапазоном плотностей и пониженным контрастом изображения.


Диафильм - короткометражный фильм, составленный из ряда позитивных изображений, объединенных общей тематикой или (реже) тематически не связанных друг с другом. Разновидностью диафильма является микрофильм. Диафильм смотрят через фильмоскоп (при индивидуальном пользовании) либо через диапроектор, проецируя изображение на экран. Диафильм может сопровождаться звуком (текст диктора, воспроизведение фонограммы параллельно демонстрации диафильма), а может не сопровождаться.

Слайдфильм - короткометражный фильм, состоящий из периодически сменяющих друг друга слайдов, объединенных общей темой. В отличие от диафильма слайдфильм – это прерывистый показ кадров с детальным пояснением или без такового. Слайд-фильм может сопровождаться звуком (чаще всего текст диктора) или не сопровождаться таковым.

К другим объектам аудиовизуальных произведений можно отнести музыкальный, рекламный клип и видеоклип. Музыкальный клип – аудиовизуальное произведение, представляющее собой сочетание музыкального произведения с короткометражным видеофильмом.

Рекламный клип - короткометражное видеосообщение о рекламируемом товаре, работе или услуге. Видеоклип - часть целого видеофильма, созданная в демонстрационных целях либо объединяющая в себе несколько частей видеофильма.


18. Субъекты авторского права


Субъектом авторского права прежде всего является автор произведения - создатель произведения, обладающий совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземпляре произведения.

Различают первоначальных и производных субъектов авторского права. Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского права является физическое или юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора.

Возраст создателя произведения значения не имеет. За недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские права осуществляют от их имени родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять свои авторские правомочия (например, заключать договоры на издание своих произведений). Лица, являющиеся ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными веществами или наркотическими средствами, могут быть также авторами. Однако осуществлять авторские правомочия они могут только с согласия своих попечителей. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица.


Субъектами авторских прав являются так же иностранные граждане : авторское право распространяется на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства.

Субъектами авторских прав являются так же составители. Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющих результат авторского труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором. Авторское право переходит по наследству и в случае смерти автора или объявления его умершим его имущественные права переходят к его наследникам, которые также могут защищать некоторые личные неимущественные права автора в случае их нарушения.


19. Смежные права


Впервые понятие «смежные права» появилось в СССР в Основах гражданского законодательства 1991 г. В СССР творческая деятельность артистов исполнителей регулировалась нормами трудового права, и ее результаты не являлись объектом авторского права. В России правовая охрана смежных прав регулируется разделом 3 «Смежные права» Закона «Об авторском праве и смежных правах».

Смежные права - права, близкие к авторскому праву и производные от них, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они врезультате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами , однако последние могут существовать независимо от смежных прав. Вместе с тем смежные права существуют по общему правилу только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу организации эфирного и кабельного вещания. Необходимость правовой охраны смежных прав обусловлена в первую очередь развитием технических возможностей воспроизведения и распространения произведений, позволяющих коммерчески эксплуатировать исполнение произведений, фонограммы музыкальных записей и т. д.

После того как возможность репродуцирования произведения перестала быть связанной с повторением всего процесса производства и стало возможным изготовлять высококачественные копии с существующих записей, возникла необходимость в особой охране интересовсубъектов смежных прав. Следовало также учитывать то обстоятельство, что талантливое исполнение того или иного произведения в значительной мере определяло его коммерческий успех и поэтому исполнители произведений уже давно ставили вопрос о защите своих имущественных прав.


Основное назначение смежных прав состоит в том, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а так же творческих результатов исполнителя требует согласия соответствующих правообладателей.

По Закону «Об авторском праве и смежных правах» фонограмма - любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков.

Смежные права можно подразделить на три самостоятельные категории:

1) права исполнителей;

2) права производителей фонограмм;

3) права организаций эфирного и кабельного вещания.

У них разные объекты и субъекты, различаются они также по объему и содержанию. Общим у них является то, что они производны от авторских прав.


20. Субъекты и объекты смежных прав


Субъекты смежных прав:

1) исполнители - актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальном инструменте или иным образом исполняют произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер;

2) изготовитель фонограммы - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом;

3) организация эфирного и кабельного вещания - юридическое лицо, осуществляющее в качестве своей основной деятельности передачу в эфир или по кабелю радио или телевизионных сигналов, посредством которых радио или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц.

Объектами смежных прав являются:

1) объекты прав исполнителей – результаты исполнительской деятельности артистов исполнителей, режиссеровпостановщиков спектаклей и иных театральнозрелищных пред ставлений, дирижеров, если эти результаты выражаются в форме, допускающей их распространение с помощью технических средств, в том числе с помощью звукозаписи или видеозаписи, путем трансляции по радио или телевидению;

2) объекты прав производителей фонограмм на запись – звукозаписи и видеозаписи со звуком и без звука;

3) объекты прав организаций эфирного и кабельного вещания – передача в эфир или передача по кабелю радио и телевизионных сигналов, посредством которых радио или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц.

Объектами исполнительских прав являются исполнения как таковые, к которым относятся представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца либо в непосредственном контакте с аудиторией, либо с помощью технических средств. Объектами смежных прав являются также звукозаписи ивидеозаписи как со звуком, так и без звука (записи).


Объектом смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания является передача как набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых через эфир или по кабелю, созданная самой организацией или по ее заказу за счет другой организации. Передача как объект смежных прав предполагает определенные творческие усилия со стороны ее создателей, которые требуют предоставления смежных прав.


21. Личные неимущественные права авторов


Личные неимущественные права - права субъекта правоотношений, которые неразрывно связаны с личностью физического лица, а также правовым статусом юридического лица, не содержащие имущественную, стоимостную оценку этих прав.

Различают:

1) личные неимущественные права, тесно связанные с имущественными;

2) личные неимущественные права, не связанные с имущественными.

Личные неимущественные права авторов относятся к правам, тесно связанным с имущественными. По Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 15) автору принадлежат следующие личные неимущественные права автора :

1) право признаваться автором произведения (право авторства);

2) право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя);

3) право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

4) право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Право авторства

– право создателя произведения быть признанным обществом в качестве автора этого произведения на основе факта его создания. На основе данного права автор может требовать защиты своих интересов в случае присвоения авторства другими лицами. Право авторства возникает в связи с фактом создания произведения и не требует специальной регистрации в какомлибо органе власти.

Признаки права авторства:

а) право авторства осуществляется только автором и неотчуждаемо от личности автора;

б) право авторства не переходит в порядке универсального правопреемства.

Право на имя - возможность автора использовать или разрешить использовать произведения под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (аноним), с выбором способа и полноты указания своего имени.

Право на обнародование - право самостоятельно или при помощи иной формы на осуществление доступности произведения для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Право на отзыв - право отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения с возмещением причиненных таким отказом пользователю убытков, в том числе упущенной выгоды.