ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2020

Просмотров: 1880

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Виктория Евгеньевна Резепова

Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности

Аннотация

1. Понятие и признаки интеллектуальной деятельности

2. История становления права интеллектуальной собственности

3. Понятие и система права интеллектуальной собственности

4. Система источников права интеллектуальной собственности

5. Законодательство РФ в области правовой охраны интеллектуальной собственности

6. Конституция РФ и ГК РФ как источники права интеллектуальной собственности

7. Международные договоры как источники права интеллектуальной собственности

8. Всемирная организация интеллектуальной собственности

9. Евразийская патентная организация

10. Объекты права интеллектуальной собственности в системе объектов гражданских прав

11. Юридическая природа и содержание исключительных прав

12. Закон «Об авторском праве и смежных правах»

13. Понятие и принципы авторского права

14. Объекты авторского права: понятие, виды, общая характеристика

15. Произведения архитектуры как объекты авторского права

16. Производные и составные произведения как объекты авторского права

17. Аудиовизуальные произведения как объекты авторского права

18. Субъекты авторского права

19. Смежные права

20. Субъекты и объекты смежных прав

21. Личные неимущественные права авторов

22. Имущественные права на использование произведения науки, литературы, искусства

23. Коллективное управление имущественными правами авторов

24. Имущественные права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций

25. Использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения

26. Срок действия авторского права. Общественное достояние

27. Способы защиты авторских и смежных прав

28. Патентный закон Российской Федерации

29. Понятие и принципы патентного права

30. Понятие и критерии охраноспособности изобретения

31. Особенности правовой охраны секретных изобретений

32. Понятие и критерии охраноспособности полезной модели

33. Понятие и критерии охраноспособности промышленного образца

34. Общая характеристика субъектов патентного права

35. Правовой статус патентных поверенных

36. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности

37. Права и обязанности патентообладателей

38. Возникновение, оформление и сроки существования патентных прав

39. Защита прав патентообладателей и авторов

40. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»

41. Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»

42. Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем»

43. Закон РФ «О селекционных достижениях»

44. Правовая охрана фирменных наименований……………………. 25

45. Товарные знаки и знаки обслуживания… 27

46. Правовая охрана товарных знаков (знаков обслуживания)

47. Коллективный и общеизвестный товарный знак

48. Правовая охрана наименований мест происхождения товаров

49. Коммерческая и служебная тайна

50. Правовая охрана информации, составляющей коммерческую тайну

51. Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных

52. Правовая охрана топологий интегральных микросхем

53. Правовая охрана селекционных достижений

54. Недобросовестная конкуренция

55. Авторские договоры: понятие, виды, содержание

56. Ответственность за нарушение условий авторских договоров

57. Лицензионный договор

58. Договоры на передачу исключительных прав

59. Понятие и юридическая характеристика договора коммерческой концессии

60. Содержание и особенности договора коммерческой концессии

61. Ответственность за нарушение условий договора коммерческой концессии

62. Защита прав владельца товарного знака и знака обслуживания

63. Правовая охрана сертификации

64. Парижская конвенция по охране промышленной собственности

65. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г

66. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г

67. Система защиты авторских и патентных прав в странах СНГ

68. Участие РФ в международных соглашениях об использовании и охране результатов интеллектуальной деятельности

69. Федеральная интеллектуальная собственность

70. «Пиратство» программного обеспечения

71. Контрафакция звукозаписей

72. Книжное пиратство и кинопиратство

Право на защиту репутации автора - право автора защищать произведение от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателя произведения.


22. Имущественные права на использование произведения науки, литературы, искусства


Имущественные авторские права - права автора или иного правообладателя использовать произведение указанными в законе или договоре способами за вознаграждение.

Имущественные права включают в себя право:

а) воспроизводить произведение (право на воспроизведение) – повторное придание произведению объективной формы, хотя бы и не совпадающей с первоначальной, в том числе издание и переиздание, тиражирование звукозаписей и видеозаписей;

б) распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т. д. (право на распространение) – право отчуждения экземпляров, представляющих собой материальный носитель произведения;

в) импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт), – распространение экземпляров произведения на территории зарубежных государств;

г) публично показывать произведение (право на публичный показ) – демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного помещения, или в месте, где присутствует неопределенный круг лиц;

д) публично исполнять произведение (право на публичное исполнение) – такое воспроизведение музыкального или драматического произведения, когда образы его воплощаются в звуки или определенные телодвижения, а восприятие такого воспроизведения является непосредственным и осуществляется неопределенным кругом лиц (зрителей);

е) сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир). Передача в эфир подразумевает сообщение произведения с помощью передачи сигналов;

ж) сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

з) переводить произведение (право на перевод) – право самостоятельно переводить произведение на другой язык или разрешать осуществлять перевод другому лицу;

и) переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

к) сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).



23. Коллективное управление имущественными правами авторов


В большинстве случаев авторы и владельцы смежных прав не сами реализуют свои правомочия, а передают права на использование произведений другим лицам. При этом возможны ситуации, когда автор или иной правообладатель не может реально проконтролировать, кто и как использует его произведение. В таких случаях Закон об авторском праве и смежных правах допускает создание специальных посредников – организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе.

Такие организации не вправе заниматься коммерческой деятельностью и по отношению к ним применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Создаются они непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных ими полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, предусмотренном законодательством. При этом допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами.

Деятельность подобных организаций начинается с того, что они заключают с определенной группой авторов, иных правообладателей или субъектов смежных прав договор, по которому последние передают все свои исключительные права на использование произведений в той сфере, в которой действует организация. Однако, получив эти права, организация сама не может их использовать; ее целью является дальнейшая их передача потенциальным пользователям (радио и телевизионным станциям, ресторанам и т. д.).

Пользователи получают право на использование всех произведений, в отношении которых организация получила права от авторов и субъектов смежных прав. Они получают также права на использование тех произведений и объектов смежных прав, владельцы которых не заключили договоры с организацией опредоставлении ей своих прав.

В свою очередь, пользователь выплачивает организации вознаграждение за предоставленные ему права. При этом пользователь обязан регулярно сообщать организации, какие произведения или объекты смежных прав были им использованы.

На основании п. 3 ст. 44 Закона об авторском праве и смежных правах пользователям предоставляются лицензии, которые должны быть одинаковыми для всех пользователей.

Вместе с тем авторы вправе изъять свои произведения из лицензий, выдаваемых организацией, осуществляющей коллективное управление. Отказать без достаточных оснований в выдаче лицензии на осуществление коллективного управления имущественными правами нельзя.


24. Имущественные права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций


К числу исключительных имущественных прав исполнителя относится исключительное право на использование результата исполнения следующими способами:


1) передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю исполнения или постановки , если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с помощью записи (трансляция исполнения в эфир или по кабелю). Право на передачу (трансляцию) исполнения в эфир или по кабелю может быть реализовано, если используемое для такой передачи исполнение не было ранее передано в эфир какой-либо телекомпанией и передача в эфир или по кабелю не осуществляется с использованием записи;

2) запись ранее не записанного исполнения или постановки . Под записью исполнения понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их многократное восприятие, воспроизведение или сообщение. В данном случае речь идет о первой записи исполнения;

3) воспроизведение записи исполнения или постановки . Воспроизведение записи исполнения – изготовление одного или более экземпляров звукозаписи исполнения на любом материальном носителе (показ записи в кино, по телевидению, вывод записи на экран телевизора или компьютера не может рассматриваться как воспроизведение);

4) передача в эфир или по кабелю записи исполнения или постановки , если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

5) сдача в прокат опубликованных в коммерческих целях фонограмм , на которых записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму переходит к производителю фонограммы; при этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы. Право на сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы, на которой записано исполнение с участием артистаисполнителя, при заключении договора на запись исполнения, на фонограмму автоматически переходит к производителю фонограммы. При этом артист-исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (размер гонорара определяется в договоре на запись исполнения).

Права исполнителей охраняются, если исполнитель является гражданином РФ, если исполнение или постановка имели место на территории РФ.


25. Использование произведения без согласия автора и выплаты авторского вознаграждения


Свободное использование в личных целях. Без согласия автора и без выплаты вознаграждения можно воспроизводить правомерно обнародованное произведение исключительно в личных целях (кроме аудиовизуальных произведений или звукозаписей произведений, баз данных или существенных частей из них, а также программ для ЭВМ, произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, а так же репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов).


Свободное использование в информационных целях. Без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения допускается воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах или переданных в эфир статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, если такие действия не были специально запрещены автором, а также воспроизведение перечисленными способами публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью.

Свободное использование в научных, образовательных, культурных, социальных целях . Разрешается свободное использование:

1) путем цитирования в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) в качестве иллюстраций в изданиях, в радио и телепередачах, звуко и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) путем воспроизведения рельефноточечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения. Допускается свободное предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, законным путем введенных в гражданский оборот (экземпляры, выраженные в цифровой форме, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать их копии в цифровой форме).

Свободное использование, обусловленное необходимостью соблюдения интересов других правообладателей. Возможно свободное воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом такого использования или когда произведение используется для коммерческих целей.


26. Срок действия авторского права. Общественное достояние


Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются бессрочно. Имущественные права ограничены сроком жизни автора и 70 годами после его смерти . Закон предусматривает некоторые изъятия из общего правила:

а) срок авторского права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, составляет 70 лет со дня его правомерного обнародования . Однако если автор в течение этого периода раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общий срок действия авторского права (в течение жизни и 70 лет после смерти);


б) авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов ;

в) авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска ;

г) в случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации ;

д) в случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года .

Течение срока действия авторского права начинается 1 января года, следующего за годом, в котором обнародовано произведение или имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Автор вправе назначить лицо по правилам назначения исполнителя завещания, которое пожизненно будет осуществлять охрану личных неимущественных прав автора. В случае отсутствия такого указания охрану прав автора осуществляют наследники автора или, если их нет, – Российская Федерация.

Общественное достояние - состояние, при котором произведение используется без соответствующей выплаты авторского вознаграждения в связи с истечением срока действия авторского права. Использование произведения осуществляется с соблюдением личных неимущественных прав автора.

Правительством РФ могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.


27. Способы защиты авторских и смежных прав


Защита авторских и смежных прав - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.

В зависимости от отрасли права, обеспечивающей защиту авторских и смежных прав, выделяют следующие способы защиты.

1. Гражданскоправовой способ защиты – возмещение имущественного ущерба автору или иному правообладателю. Прежде всего защита авторских и смежных прав происходит способами, предусмотренными ст.12 ГК РФ. Защита авторских и смежных прав данным способом имеет ряд специфичных черт. Личные неимущественные права подлежат защите независимо от вины правонарушителя.

В случае, например, если издательство не знало и не могло знать о том, что публикует произведение, присвоенное другим автором, оно должно принять все меры по устранению правонарушения. Если допущена ошибка в имени автора, то автор вправе требовать внесения изменений в тираже, либо публикации, осведомляющей о допущенной ошибке и какое имя считать правильным, либо требовать запрещения выпуска произведения в свет. На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность.