Файл: Курсовая работа Учет производственных запасов в местах хранения и в бухгалтерии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Документальное оформление учета материально-производственных запасов


Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов являются основой организации бухгалтерского учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль движения, сохранности и рационального использования материальных ресурсов. Первичные документы по движению МПЗ должны оформляться в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», содержать подписи лиц, совершивших операции. Контроль соблюдения правил документального оформления операций по движению материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений. Практически по всем операциям, связанным с движением МПЗ, Росстат (до 2005 г. — Госкомстат) РФ разработал и утвердил для использования унифицированные формы первичных учетных документов для всех организаций, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы. Организации имеют право самостоятельно разрабатывать формы соответствующих первичных документов по движению МПЗ.[18]

Сырье и материалы поступают от поставщиков, от подотчетных лиц, закупивших материалы за наличный расчет, от списания и ликвидации пришедших в негодность основных средств, из собственного производства. Кроме того, МПЗ могут быть получены безвозмездно и по товарообменным операциям, а также внесены учредителями в качестве их вклада в уставный капитал.

На поставку МПЗ организации заключают с поставщиками договоры, в которых определяют права, обязанности и ответственность сторон. Бухгалтерия осуществляет контроль своевременности поступления ценностей и расчетов за них путем организации оперативного и аналитического учета МПЗ и расчетов с поставщиками.

Поступающие на предприятие материалы и другие производственные запасы оформляют бухгалтерскими документами в определенном порядке. В момент отгрузки МПЗ поставщик выписывает на имя покупателя сопроводительные документы (товарно-транспортная накладная, если материалы доставляются автомобильным транспортом; железнодорожная накладная и квитанция в приеме груза, если МПЗ доставляются железнодорожным транспортом, выписываются на станции отправления). Расчетные документы (платежное требование, если инициатором платежа выступает поставщик, или платежное поручение, если инициатором платежа выступает покупатель) передаются в банк для проведения расчетов. Кроме того, в срок не позднее пяти дней со дня отгрузки МПЗ поставщик обязан
выписать и передать покупателю счет-фактуру, являющийся налоговым документом. В дальнейшем, при соблюдении всех установленных НК РФ правил НДС, предъявленный поставщиками, принимается к вычету. Полученные от поставщиков счета-фактуры регистрируются в Книге покупок.

Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.

Движение информации о материально-производственных запасах схематично можно представить в виде рисунка 4.

Первичные документы, создаваемые вручную и поступающие извне: товарно-транспортная накладная, счет-фактура и др.

Справочники

Общего назначения: учетная политика, План счетов (сч. 10), константы, подразделения и др.

Субконто: номенклатура (материалы), склады (места хранения), счета учета номенклатуры, типы цен, цены номенклатуры, классификатор единиц измерения

Регистрация хозяйственных операций

Поступление материалов

Поступление дополнительных расходов

Перемещение материалов

Отгрузка материалов на сторону

Счет-фактура (ввод на основании)

Журналы

Операций

Проводок (регистр бухгалтерии)

Отчеты (формирование результативной информации)

Стандартные

Регламентированные

Регистры синтетического учета: - обороты счета 10 (главная книга); - анализ счета 10

Бухгалтерская отчетность

Регистры аналитического учета: - оборотно-сальдовая ведомость по счету 10; - анализ субконто; - обороты между субконто; - карточка субконто; - карточка счета 10 и др.

Налоговая отчетность


Рисунок 4 – Схема движения информации о материально-производственных запасах при автоматизированной форме учета


Основными источниками поступления материалов в ООО «Промис» являются поставщики и подотчетные лица, закупающие материалы в порядке наличного и безналичного расчетов. Товарно-материальные ценности также могут поступать от списания пришедших в негодность основных средств.

Материалы, закупленные подотчетными лицами - ООО «Промис», также подлежат сдаче на кладовщику. Список подотчетных лиц утвержден приказом по организации. Наличные деньги для приобретения материалов подотчетному лицу выдаются из кассы - ООО «Промис». Приобретенные материальные ценности он передает кладовщику, который оформляет приходные ордера в общем порядке. Затем подотчетное лицо представляет в бухгалтерию авансовый отчет , к которому должны быть приложены документы, подтверждающие покупку, а именно:

- Товарный чек и чек ККМ, если материалы приобретались в организациях торговли;

- Квитанция к приходному кассовому ордеру и чек ККМ, если материалы приобретались у других организаций;

- Торгово-закупочный акт или справка - при приобретении материалов на рынке или у населения.

В авансовом отчете указывается подотчетное лицо и его должность, назначение аванса, полученные и израсходованные суммы, остаток или перерасход, а также делается бухгалтерская запись. Авансовый отчет проверяется заместителем главного бухгалтера и утверждается главным бухгалтером и директором.

Поступление на склад материалов, оставшихся от списания объектов основных средств, оформляют приходным ордером в общем порядке на основании акта на списание основных средств, который составляется специально созданной комиссией. Стоимость оставшихся материальных ценностей указывают в последнем разделе акта – «Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств, с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания». В этом разделе также указывается наименование материальных ценностей, их количество и единица измерения, а также проставляется корреспонденция счетов.

Далее принятые на учет ООО «Промис» материалы вносятся в карточку учета материалов, которая применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру и открывается на календарный год. Карточки регистрируются бухгалтерией в специальном реестре или книге, материально ответственным лицам (заведующим складом, кладовщику) выдаются под расписку.


Для оформления отпуска со склада - ООО «Промис» материалов, используется накладная на отпуск материалов. На основании требования формы №М-11 и накладной формы №М-15 производятся записи о выдаче материалов в карточке учета материалов.

Основным видом материально-производственных запасов в организации являются товары, особенности документального оформления которых рассмотрим далее.

В приложении 1 представлены основные первичные учетные документы, используемые в ООО «Промис» при приемке товаров. В приложении 2 представлены основные документы, использованные ООО «Промис» для оформления движения товаров.

Ответственность за своевременность и правильность оформления документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

Учет хранения и движения товаров на складах осуществляется материально ответственными лицами (кладовщик, заведующий складом), с которыми заключаются соответствующие договоры – трудовой и договор о полной материальной индивидуальной ответственности.

Материальная ответственность наступает с момента оприходования поступившего товара на склад на основании приходных товаросопроводительных документов и длится до момента выбытия, передачи товаров по расходным документам. При любом способе хранения ответственные лица ведут учет товаров в натуральном измерении на основании соответствующих приходных и расходных документов. С работниками, принимающим товар на хранение, заключается договор о полной материальной ответственности.

Рассмотрим документальное оформление поступления товаров в ООО «Промис».

Например, 04 января 2017 г. в адрес ООО «Промис» от ООО «Автотрейд» согласно договора поставки поступили товары десяти наименования, в количестве 21 шт., на общую сумму без НДС 7610 руб. На данную сумму в адрес ООО «Промис» к оплате был предъявлен счет, кроме того был получен универсальный передаточный документ.

Далее рассмотрим порядок учета продажи товаров в ООО «Промис».

09.08.2016 г. ООО «Промис» была произведена отгрузка товаров в адрес ООО «Статус» товаров 28 наименований в количестве 36 штук на общую сумму без НДС 615000 руб.

На данную сумму в адрес покупателя оформлен счет №2. Кроме того покупателю предъявлен счет–фактура №2 от 09.08.2016г. и товарная накладная №№2 от 09.08.2016г.


В целом по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что все факты хозяйственной жизни связанные с наличием и движением материально-производственных запасов должным образом документально оформляются.