Файл: Выбор места якорной стоянки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта » ,(Самарский филиал)

предмет «Навигация и лоция»


Лекция
тема:«
Выбор места якорной стоянки ».

Автор: Мезинцев М.М.(преподаватель ПЦК «Судовождение» ВГУВТ

Выбор места якорной стоянки. Постановка судна на якорь (якоря), снятие с якоря (якорей). Поведение судна, стоящего на якоре.



Выбор места якорной стоянки.

На внутренних рейдах постановка на якорь производится в месте по указанию лоцмана или оператора СУДС (система управления движением судов) данного района.

На внешних рейдах районы якорных стоянок обычно указаны на навигационных картах. При выборе места якорной стоянки следует учитывать следующие факторы:

• глубины, рельеф дна и характер грунта;

• защищенность от ветра и волнения;

• размеры места, наличие ориентиров для подхода и контроля места судна;

• наличие и характеристики приливо-отливных явлений;

• близость навигационных опасностей;

• состояние и прогноз погоды;

• характеристика самого судна;

• предполагаемая длительность стоянки;

• место якорной стоянки должно располагаться в стороне от створных линий, фарватеров, подводных кабелей и т.п. Наиболее удобная глубина места якорной стоянки составляет 20

– 30 метров. На глубинах более 100 метров становиться на якорь не рекомендуется. Наименьшая глубина должна быть такой, чтобы во время качки на волнении судно не могло коснуться грунта. При выборе размера акватории необходимо учитывать, что может возникнуть необходимость потравить якорную цепь, а также предусмотреть запас на случай дрейфа и маневрирования при съемке с якоря. От характера грунта зависит держащая сила якоря. Хорошими являются вязкие грунты: ил, песчаный ил, глина, глинистый ил. К средним относятся рыхлые грунты: песок, ракушка, галька, щебень.


Плохими считаются скальные грунты: плита, валуны, скалы. На илистых грунтах якоря Холла и Матросова держат хорошо, но забиваются глиной или илом и после срыва плохо забирают. На плите якоря «ползут». На скалистых грунтах они иногда заклиниваются.

Надежность якорной стоянки зависит также от рельефа дна. Удобным является ровное горизонтальное дно или дно, имеющее пологий подъем к берегу или навигационной опасности. В последнем случае при дрейфе судна в сторону опасности якорь забирает еще

сильнее. О рельефе дна и характере грунта можно судить по записи на ленте самописца эхолота. Мягкие грунты дают слабую, расплывчатую запись широкой полосой; твердые (плита, песок) дают рельефную запись глубины. Двойная запись свидетельствует о нетолстом слое мягкого грунта на твердой основе.

При подходе к выбранному месту якорной стоянки необходимо заблаговременно выполнить:

• главный двигатель перевести в маневренный режим;

• проверить работу и согласование машинного телеграфа;

• проверить связь с машинным отделением;

• сверить часы на мостике и в машинном отделении;

• за 15–20 минут до подхода к месту якорной стоянки все члены экипажа, принимающие участие в постановке судна на якорь, должны быть на своих местах. Проверяется связь мостика с баком (стационарная или носимые УКВ радиостанции).



Рис. 2.20. Выбор места якорной стоянки

Постановка судна на якорь (якоря).

Постановка судна на один якорь

Постановка на якорь задним ходом

1. Перед якорным местом машине дается задний ход. Когда инерция будет погашена, и судно получит движение назад, отдают якорь.

2. Маневрирование судна заключается в том, чтобы в точку отдачи якоря подойти на курсе, противоположном действию всех внешних сил.

3. При ветре или течении отдают якорь наветреннего борта или со стороны действия течения, иначе якорная цепь пойдет через форштевень на излом.

4. Выход на канат осуществляется подработкой главного двигателя на задний ход или под действием внешних сил (течение, ветер).

Постановка на якорь передним ходом

1. Перед отдачей якоря руль должен быть переложен на борт в сторону отдаваемого якоря. Отдавать якорь следует, когда судно получит вращательное движение.



2. К моменту отдачи якоря судно должно лежать на курсе действия внешних сил.

3. После отдачи якоря канат травят слабо до длины, при которой будет полностью использована держащая сила якоря.

4. Производят обтягивание каната, при этом судно будет разворачиваться носом к направлению действия внешних сил.

Постановка на якорь при различных гидрометеоусловиях

5. При наличии течения к якорному месту подходят против течения. Якорь отдают, когда судно остановится. Для удержания носа против течения канат вытравливают с небольшой слабиной.

6. Если во время постановки дует боковой ветер, отдавать следует подветренный якорь. Тогда под действием течения судно развернется к ветру и канат не пойдет через форштевень. Если подход к якорному месту против течения окажется невозможным,

то стать на якорь можно, продвигаясь поперек течения. Канат нужно травить на длину полутора-двух глубин. Якорь будет протаскиваться по дну, и судно, разворачиваясь против течения, выйдет на канат постепенно.

Становиться на якорь на сильном попутном течении не рекомендуется. Но если к этому вынуждают обстоятельства, отдавать лучше левый якорь. Как и в предыдущем случае, вначале канат травят на 1,5—2 глубины. Когда судно начнет приводиться к течению, по-

степенно вытравливают всю длину каната. Чтобы не было сильного рывка, перед отдачей якоря инерция должна быть погашена полностью, а на завершающей стадии, когда судно начнет приводиться к течению, следует периодически подрабатывать машиной вперед.



Рис. 2.27. Постановка судна на якорь:

а – при встречном ветре и течении; б – при ветре галфинд левого борта;

в – при попутном ветре и течении; г – при ветре бейдевинд левого галса

Постановка судна на два якоря

При продолжительном штормовом ветре или сильном течении рекомендуется стоять на двух якорях. Постановка судна на два якоря осуществляется, когда необходимо:

• увеличить держащую силу якорного устройства;

• уменьшить рыскание судна;

• удерживать судно в определенном положении;

• уменьшить радиус циркуляции на якоре при переменных ветре и течении.

Постановка с хода

1. Курс судна должен быть перпендикулярен направлению действия внешних сил.


2. Отдают первый якорь, руль в сторону отданного якоря.

3. Травят канат первого якоря и подходят к месту отдачи второго.

4. Отдают второй якорь – судно разворачивается против действия внешних сил; канаты обоих якорей травят.

5. Выходят на канаты так, чтобы угол между ними был 30–40 градусов.

Постановка на два якоря для уменьшения рыскания

1. Курс судна должен быть противоположен действию внешних сил –отдают первый якорь.

2. Потравливая цепь и при помощи главного двигателя, подходят к месту отдачи второго якоря.

3. Отдают второй якорь и травят оба каната.

4. После выхода на ветер или течение канаты обтягивают так, чтобы угол между ними был 90–120 градусов, соотношение длин канатов первого и второго якорей должно быть как 4:3.

Постановка на два якоря способом «фертоинг»

Способ применяется на рейдах с ограниченной акваторией и подверженных приливо-отливным течениям. Для уменьшения циркуляции судна при смене направления течения угол разноса якорных цепей должен составлять примерно 1800. при таком способе судно будет стоять не на двух якорях, а поочередно, в зависимости от направления течения то на правом, то на левом якоре. При перемене направления течения корма судна описывает примерно круговую циркуляцию, радиус которой значительно меньше того, если бы судно стояло на одном якоре.

1. Курс судна должен быть против направления действия приливо-отливного течения. Отдают первый якорь и, потравливая его канат, выходят в точку отдачи второго якоря.

2. Отдают второй якорь и дают задний ход, при этом канат первого якоря выбирают, а второго травят.

3. Выходят на канаты обоих якорей, чтобы угол между ними был приблизительно 180°.



Рис. 2.28. Постановка судна на два якоря с хода



Рис. 2.29. Постановка на два якоря для уменьшения

рыскания судна

Рис. 2.30. Постановка

судна на два якоря способом «фертоинг»

Постановка судна на шпринг.




Рис. 2.31. Постановка судна на шпринг

При грузовых операциях на открытых рейдах применяется способ постановки судна на шпринг. Судно, стоящее на шпринге, меньше подвержено рысканию и прикрывает от ветра и волнения плавсредства, находящиеся у подветренного борта. Для постановки на шпринг используется прочный стальной канат, который через кормовой клюз обносят с внешней стороны борта и крепят к одному из звеньев цепи. Коренной конец каната кладут на кормовые кнехты. Вооружать шпринг следует с отданным якорем. Для этого выбирают канат с таким расчетом, чтобы не подорвать якорь, вооружают шпринг и канат снова травят. Следует иметь в виду, что судно, стоящее на шпринге, обладает большим сопротивлением ветру и течению и поэтому горизонтальное тяговое усилие, приложенное к якорю больше, чем при обычной стоянке.

Если судно, стоя на одном якоре, будет застигнуто неожиданным штормовым ветром, то в результате усиления килевой качки и рыскания возрастут динамические нагрузки на якорь и якорную цепь. При значительном рыскании дополнительно вытравленной якорной

цепи может оказаться недостаточно и, чтобы предотвратить дрейф, следует отдать второй якорь. Существуют два способа уменьшения рыскания. Один из них состоит в том, что в средней стадии рыскания отдают второй якорь и держат его на коротком канате. Сопротивление якоря, когда он волочится по грунту, уменьшает отклонения судна от

его среднего положения. При другом способе второй якорь отдают, когда нос судна достигнет наибольшего отклонения; затем травят оба каната и стоят на двух якорях. Иногда выгоднее отдать якорь с разносом канатов под углом 20—30°, как это описано выше.

Снятие с якоря (якорей).

До начала съемки с якоря или швартовых бочек необходимо заблаговременно выполнить следующие подготовительные операции:

• главный двигатель перевести в постоянную готовность;

• проверить связь с машинным отделением и баком;

• сверить часы на мостике и в машинном отделении;

• проверить работу и согласование машинного телеграфа;

• проверить работу рулевого устройства;

• проверить работу устройства подачи звуковых сигналов (тифон);