ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Задание А. Характеристика сырьевой базы подсочки
Вопрос 1. Понятие подсочки леса. Подсочка как форма прижизненного использования леса
Вопрос 2. История становления подсочки как науки в России, ее предмет и задачи
Вопрос 3. Использование продуктов подсочки с древнейших времен и в современной промышленности
Вопрос 4. Характеристика веществ, получаемых при подсочке хвойных пород
Вопрос 5. Характеристика веществ, получаемых при подсочке лиственных пород
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тихоокеанского государственного университета»
Факультет природопользования и экологии
Кафедра «Технологии лесопользования и ландшафтного строительства»
ЗАДАНИЕ
на (учебную, производственную) практику
Студент группы:
Ф.И.О.
Руководитель:
Ф.И.О. подпись
Зав. кафедрой ТЛЛС:
Ф.И.О. подпись
-
Сроки прохождения практики:
-
Место прохождения:
Хабаровск 20 г.
-
Цель:
Цели - закрепление теоретических знаний и приобретение навыков и компетенций при выполнении основных технологических операций при подсочке хвойных и лиственных пород.
-
Задачи (примерный перечень):
- изучение и освоение практических положений в области техники и технологии подсочного производства;
- ознакомление с основами организации подсочного производства;
- ознакомление с основным технологическим и вспомогательным оборудованием;
- ознакомление с правилами приемки лесосечного фонда и подготовки его в подсочку;
- ознакомление с правилами приемных работ на подсочке;
- изучение экологии подсочки;
- ознакомление с правилами техники безопасности на подсочке;
- разработка технологической документации в установленном составе.
-
Рабочий график (план) проведения практики
№ п/п | Описание индивидуального задания | Сроки выполнения | Форма отчетности |
1 | Была получена информация: - Цель и задачи практики; - Форма, время и место проведения практики; - Характер организации работы в группах; - Суть и объем заданий; - Этапы выполнения заданий; - Методика выполнения заданий; - Требования к сдаче отчета; - Требования техники безопасности - Примерные вопросы для собеседования и контроля уровня знаний в период практики | 09.02.2021 - 12.02.2021 | Отчет по практике |
2 | Изучена тема 1. | 15.02.201 - 16.02.2021 | Отчет по практике |
3 | Изучена тема 2. | 17.02.2021 - 19.02.2021 | Отчет по практике |
4 | Изучена тема 3. | 24.02.2021 - 26.02.2021 | Отчет по практике |
5 | Изучена тема 4. | 01.03.2021 - 03.03.2021 | Отчет по практике |
6 | Изучена тема 5. | 03.03.2021 - 05.03.2021 | Отчет по практике |
7 | Написание конспекта по заданию А. | 05.03.2021 | Отчет по практике |
8 | Написание реферата по вопросам задания Б | 06.03.2021 | Отчет по практике |
9 | Подготовка и оформление отчетной документации | 07.03.2021 | Отчет по практике |
10 | Защита отчета по практике | 08.03.2021 | Отчет по практике |
Руководитель практики от кафедры
Ф.И.О. подпись
Руководитель практики от организации
Ф.И.О. подпись
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Факультет природопользования и экологии
Кафедра «Технологии лесопользования и ландшафтного строительства»
ОТЧЁТ
по (учебной, производственной) практике
на (в)
Выполнил студент, группы
(ф.и.о.)
(подпись) (дата)
Оценка работы студента руководителем:
Руководитель практики:
_
(ученая степень, звание) (ф.и.о.)
(подпись) (дата)
Хабаровск 20 г.
Оглавление
Задание А. Характеристика сырьевой базы подсочки 6
Задание Б 8
Вопрос 1. Понятие подсочки леса. Подсочка как форма прижизненного использования леса 8
Вопрос 2. История становления подсочки как науки в России, ее предмет и задачи 9
Вопрос 3. Использование продуктов подсочки с древнейших времен и в современной промышленности 11
Вопрос 4. Характеристика веществ, получаемых при подсочке хвойных пород 12
Вопрос 5. Характеристика веществ, получаемых при подсочке лиственных пород 14
Список учебно-методической литературы 16
Задание А. Характеристика сырьевой базы подсочки
Сырьевую базу подсочки составляют сосновые (сосна обыкновенная), еловые (ель аянская и сибирская), лиственничные (лиственница сибирская и даурская) спелые и перестойные насаждения, назначаемые в рубку главного пользования, а также средневозрастные, приспевающие и спелые пихтовые (пихта сибирская и кавказская) насаждения.
В подсочку назначаются спелые и перестойные насаждения:
‒ сосновые I - IV классов бонитета с участием сосны по составу не менее 4 единиц, а в лесах Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской, Вологодской и Свердловской областей и сосновые насаждения V класса бонитета на сухих почвах;
‒ лиственничные I - III классов бонитета с участием лиственницы по составу не менее 4 единиц;
‒ еловые I - III классов бонитета с участием ели по составу не менее 5 единиц.
В подсочку также назначаются средневозрастные, приспевающие и спелые пихтовые насаждения I - III классов бонитета.
Пригодны для подсочки здоровые, без значительных повреждений деревья диаметром: сосны и лиственницы - 20 см и выше, ели - 24 см и выше.
Здоровые деревья сосны и лиственницы диаметром от 16 до 20 см могут назначаться в подсочку только за 2 года до рубки.
Для заготовки пихтовой живицы пригодны здоровые деревья пихты.
В подсочку не назначаются:
а) насаждения в очагах вредителей и болезней леса до их ликвидации;
б) насаждения, поврежденные и ослабленные пожарами, вредителями, болезнями и другими неблагоприятными факторами;
в) насаждения в лесах, где в соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации и Правилами рубок главного пользования не допускается проведение рубок главного пользования;
г) постоянные лесосеменные участки, лесосеменные плантации, генетические резерваты, плюсовые деревья, семенники, семенные куртины и полосы;
д) деревья, отобранные для заготовки спецсортиментов.
По заявкам лесопользователей в подсочку могут передаваться:
а) сосновые насаждения с участием сосны по составу менее 4 единиц;
б) сосновые насаждения V класса бонитета в зависимости от местных условий;
в) сосновые редины;
г) сосновые семенники, семенные полосы и куртины, выполнившие свое назначение;
д) деревья сосны, назначенные в выборочную рубку;
е) сосновые насаждения за пределами северной границы зоны обязательной подсочки;
ж) небольшие участки сосновых насаждений площадью до 2 - 3 га, разбросанные среди других насаждений.
Срок подсочки этих насаждений устанавливается в зависимости от срока назначения их в рубку и не должен превышать 15 лет.
При недостатке спелых и перестойных сосновых насаждений для обеспечения 10 - 15-летнего срока подсочки допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубки и предназначаются для рубки.
Задание Б
Вопрос 1. Понятие подсочки леса. Подсочка как форма прижизненного использования леса
Подсочка - это одна из форм прижизненного использования леса для получения продуктов жизнедеятельности дерева путем регулярного нанесения специальных ранений на стволах деревьев в период их вегетации. Термин «подсочка леса» довольно точно отражает специфику этого вида лесопользования. Подсочка направлена на заготовку продуктов жизнедеятельности деревьев, то есть не предполагает их рубку. Для этого используются особые способы нанесения ранений и сбора выделений, которые при этом образуются.
Для подсочки пригодны только те древесные породы, которые имеют развитые выделительные (секреторные) системы. Наибольшее распространение и развитие в мировой практике получила подсочка каучуконосов и хвойных пород, преимущественно разных видов сосны. При подсочке сосны и других хвойных получают живицу, или терпентин, при подсочке гевеи бразильской, маниота - млечный сок, латекс, который затем густеет и превращается в эластичную массу - натуральный каучук. При подсочке различных видов березы, клена, а также бука, граба и ореха черного получают сахаристые пищевые соки.
Следует отметить, что приемами нанесения специальных ранений для получения различных смол и сахаристых соков люди пользуются давно. Однако основное значение подсочки заключается в том, что она дает возможность получать незаменимое или трудно заменимое сырье для ряда отраслей промышленности, спрос на которое и позволил подсочке превратиться в вид лесного промысла. Подсочка хвойных пород и тропических каучуконосов приобрели промышленные масштабы, поскольку канифоль, скипидар, каучук требуется промышленности в огромных количествах.
Знание подсочного производства необходимы не только занятым в нем работникам, но всем специалистам лесного хозяйства, поскольку в их обязанности входит контроль за соблюдением технологии подсочных работ.
Как наука подсочка занимается изучением добычи, переработки и использования натуральных смол, эфирных масел, пищевых и технических соков, камедей и другого сырья растительного происхождения. Подсочка леса имеет свой объект исследования, свою терминологию, историю становления и развития.
Вопрос 2. История становления подсочки как науки в России, ее предмет и задачи
В дореволюционной России примерно в середине XVIII в. в Вельском и Шенкурском уездах Архангельской губернии возник кустарный промысел под названием «вельская подсочка» (ныне известен как осмолоподсочка), дававший ежегодно до 1000 т низкосортной канифоли. Настоящее же подсочное производство в дореволюционной России отсутствовало. Этому отчасти мешало предубеждение чиновников лесного департамента, считавших подсочку нерентабельной и вредной для сосновых лесов в условиях России. Такого же мнения придерживались и зарубежные специалисты, считая русские леса не пригодными для промышленной подсочки. Развитие же промышленности непрерывно повышало спрос на продукты переработки живицы, а между тем Россия находилась в полной зависимости в этом вопросе от иностранных государств.
В 1892 г. выдающийся русский ученый-химик Д. И. Менделеев в труде «Толковый тариф», основываясь на исследованиях химического состава живицы русской сосны, проведенных Ф. М. Флавицким и В. В. Шкателовым, призывал создать подсочное производство в России. По инициативе Д. И. Менделеева в Северную Америку командировали его ученика В. Е. Тищенко (впоследствии он стал академиком), который после возвращения в книге «Канифоль и скипидар» (1895 г.) дал глубокую характеристику американской канифольно-терпентинной промышленности и разработал пути развития этой отрасли в России. Инициатива Д. И. Менделеева и книга В. Е. Тищенко послужили толчком к проведению опытных работ по подсочке сосны на Кавказе, в Нижегородской, Томской и других губерниях. Однако из-за войны 1914-1918 гг. опытные работы по подсочке были прекращены.
Затем работы, которые носили вплоть до 1925 г. опытно-производственный характер, возобновились.
В 1919 -1920 г.г. - на Украине лесничим В. И. Седлецким под руководством проф. П. С. Пищемухи, акад. Е. Ф. Вотчала и проф. В. Д. Огиевского.
В 1922 г. на Урале опытную подсочку осуществлял И. И. Орлов.
В 1924 г. в районе Казани - проф. А. Е. Арбузов.
В 1923 г. в Архангельской губернии - В. И. Лебедев.
В 1925 г. в лесах Белоруссии - В. В. Шкателов. Проведенные опыты с убедительностью доказали эффективность подсочки в наших лесах и полностью опровергли доводы зарубежных специалистов о непригодности русской сосны для промышленной подсочки.
В 1925 г. на заседании Президиума Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) под председательством Ф. Э. Дзержинского был решен вопрос об организации в нашей стране терпентинной промышленности. Практическое осуществление работ по организации терпентинного производства и его руководству возложили на трест «Русская смола», позднее реорганизованный в трест «Лесохим». Вновь созданная отрасль промышленности стала быстро развиваться, и уже в 1926 г. были получены первые 413 т живицы. Вскоре наша страна не только перестала закупать канифоль и скипидар, но и начала экспортировать продукты подсочного производства на мировой рынок.
В 1936 г. по объему производства СССР вышел на второе место в мире, опередив Францию, Португалию, Испанию, Мексику и другие страны с высокоразвитой терпентинной промышленностью. В эти годы наибольшее развитие получила подсочка в районах Поволжья, на Украине и в Белоруссии.