Файл: Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организация образовательного процесса в ВУЗе
1.1 Нормативные документы, регламентирующие учебный процесс…………………………………………………………………………….....4
1.2 Планирование учебного процесса……………………..…………………5
1.3 Организация учебных занятий…………………………..………………..8
1.4 Контроль учебного процесса…………………………………………….14
2. Учебно-методические материалы и методика их подготовки
2.1 Основные виды учебно-методических материалов……………………17
1. Организация образовательного процесса в ВУЗе
1.1 Нормативные документы, регламентирующие учебный процесс
1.2 Планирование учебного процесса
1.3 Организация учебных занятий
1.4 Контроль учебного процесса
2. Учебно-методические материалы и методика их подготовки
2.1 Основные виды учебно-методических материалов
-
лекции; -
семинары, практические занятия, лабораторные работы, коллоквиумы (занятия семинарского типа); -
курсовое проектирование (выполнение курсовых работ); -
групповые консультации; -
индивидуальные консультации (в т.ч. руководство практикой); -
самостоятельная работа обучающихся. -
выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Порядок проведения промежуточной аттестации студентов регламентирует Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программам высшего образования (программам бакалавриата, специалитета, магистратуры).
Особенности организации учебного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируется соответствующим локальным нормативным актом.
Расписания учебных занятий, экзаменационных сессий, расписание проведения итоговой (государственной итоговой) аттестации – это документы, регламентирующие работу обучающихся, ППС, всех учебных подразделений Университета, распределяющие содержание учебного плана и рабочих программ по календарным дням учебного года и обеспечивающие их реализацию.
Расписание учебных занятий должно соответствовать объему и содержанию учебного плана, по срокам обучения - календарному графику учебного процесса; обеспечивать систематичность, логичность и непрерывность учебного процесса в течение дня; соблюдать равномерность распределения учебной работы в течение учебной недели; отвечать принципам научной организации труда преподавательского состава (равномерность нагрузки); обеспечивать рациональное использование материально-технической базы[2].
Расписание занятий формируется на основании следующей информации:
-
календарный график учебного процесса; -
семестровый учебный план; -
распределение нагрузки профессорско-преподавательского состава (штатных, совместителей) по потокам и учебным группам. При наличии у преподавателя в учебной нагрузке и лекционных потоков, и семинарских занятий, семинарские занятия планировать не более чем в 4 группах; -
аудиторный фонд -
сетка расписания.
Расписание занятий оформляется в единой форме. В расписании учебных занятий указываются:
-
наименование образовательной программы; -
учебный год, семестр (модуль); -
неделя (четная, нечетная); -
курс; -
номер учебной группы;
для каждого учебного занятия:
-
полное наименование дисциплины в соответствии с учебным планом; -
форма проведения учебного занятия; -
фамилия, имя, отчество (при наличии), должность преподавателя; -
время и место проведения учебного занятия (номер аудитории, корпуса и т.д.).
Начало каждого семестра/модуля (не более 2-х недель) может быть организовано по временному расписанию, если это предусмотрено учебным планом. В этот период преобладает лекционная форма занятий, а также в расписание вносятся занятия по физическому воспитанию, практические занятия по иностранному языку и другим дисциплинам, не имеющим лекционных курсов. Для проведения занятий секций по дисциплине «Физическая культура» и занятий по иностранному языку составляется отдельное расписание, утверждаемое заведующим кафедрой[6].
Расписание занятий формируется не позднее, чем за месяц до начала занятий в следующей последовательности:
-
сотрудники учебного отдела учебно-методического управления формируют проект расписания занятий, -
сотрудники диспетчерского отдела учебно-методического управления осуществляют распределение аудиторного фонда в проекте расписания на контролируемой учебной площадке Университета;
- учебно-вспомогательный персонал кафедр заполняет карточку занятости преподавателей кафедры и при обнаружении накладок, согласовывают расписание в учебном отделе учебно-методического управления.
Расписание занятий доводится до сведения студентов и преподавателей не позднее, чем за 3 дня до начала занятий.
Прием всех зачетов и допуск к экзаменам обеспечивается преподавателями кафедр до начала экзаменационной сессии. Зачеты проводятся после выполнения учебной программы на последних неделях теоретического курса без выделения специального бюджета времени. Для обеспечения своевременности получения зачетов и допусков к экзаменационной сессии обучающимися, на каждой кафедре должно быть вывешено расписание присутствия всех преподавателей кафедры на последней неделе теоретического курса, обеспечивающих учебный процесс в текущем семестре/ модуле.
Обучение в магистратуре осуществляется путем разделения семестра на два модуля в соответствии с графиком учебного процесса, при этом экзамены и зачеты проводятся в течение последних дней каждого модуля без выделения специального бюджета времени[2].
Расписание экзаменационной сессии составляется в строгом соответствии с учебным планом и утверждается проректором по учебной и методической работе.
Экзамен разрешается проводить только в установленной расписанием аудитории. Если необходимо изменить аудиторию, преподаватель обязан получить на это разрешение учебно-методического управления и поставить в известность декана факультета.
Расписание согласуется с начальником учебно-методического управления и утверждается проректором по учебной и методической работе. Согласованное и утвержденное расписание размещается на сайте Университета, хранится 1 год.
Любые нарушения расписания фиксируются сотрудниками учебно-методического управления, информация о нарушениях передается начальнику учебно-методического управления, декану и проректору по учебной и методической работе для анализа и принятия необходимых решений.
В расписания могут вноситься изменения, связанные с временным отсутствием отдельных преподавателей или сменой аудиторий. Изменения в расписании не должны нарушать условия проведения занятий на другом факультете/институте/кафедре. Все изменения в расписании доводятся до преподавателей учебно-вспомогательным персоналом кафедры.
При разработке расписаний должны учитываться следующие требования методического и организационного характера:
-
составление расписания занятий студентов очной и очно - заочной форм обучения осуществляется методом типовой недели - числитель /знаменатель; -
обеспечение проведения занятий для обучающихся по очно-заочной форме обучения во внерабочее время обучающихся (после 18.00 часов) -
обеспечение проведения занятий обучающихся факультета/института в учебном корпусе – месте расположения факультета/института, за исключением занятий, обеспечение проведения которых требует специализированного аудиторного фонда (лаборатории), находящегося в других учебных корпусах; -
исключение переездов студентов из одного корпуса в другой в течение дня, за исключением проведения лабораторных занятий и практических занятий по физической культуре; -
равномерное распределение занятий по одной и той же дисциплине в течение недели; -
учет технологических особенностей проведения аудиторных занятий в соответствии с рабочими программами дисциплин; -
обеспечение занятий аудиторным фондом, в том числе аудиториями, оборудованными техническими средствами (путем учета заявок от кафедр на использование специализированных аудиторий); -
распределение в нагрузке одному преподавателю в семестре не более 4- х групп на дисциплину, заканчивающуюся экзаменом; -
равномерное распределение в течение семестра контрольных мероприятий текущей аттестации; -
учет индивидуальных пожеланий преподавателей (из числа руководителей высшего уровня), если они не приводят к нарушению вышеперечисленных требований;
- организационно-методическая, научно-исследовательская, воспитательная работа, а также медицинские осмотры, экскурсии, выездные мероприятия и т.п. должны проводиться вне сетки расписания.
Для своевременного составления расписаний учебных занятий, экзаменационных сессий, расписаний государственной итоговой аттестации, необходимо выдерживать сроки и формы подачи данных, устанавливаемых учебно-методическим управлением всеми структурными подразделениями Университета, задействованными в процессе организации учебного процесса[4].
Для качественной организации учебного процесса следует соблюдать следующую последовательность формирования расписаний занятий обучающихся по программам:
1. Бакалавриата, специалитета, магистратуры.
-
Среднего профессионального образования. -
Аспирантуры. -
Дополнительного образования.
Ряд дисциплин, которые изучаются во всех учебных группах, таких, как «Иностранный язык» и «Физическая культура» имеют первоочередность в формировании расписания занятий.
Аудиторный фонд университета является общим для всех факультетов и форм обучения. Контроль использования аудиторного фонда осуществляется Учебно-методическим управлением на основании акта о приеме аудиторного фонда перед началом нового учебного года. В течение учебного года вывод помещений из аудиторного фонда не допускается.
1.4 Контроль учебного процесса
Целью контроля учебного процесса в Университете является:
-
установление соответствия организации учебного процесса требованиям нормативно-правовых документов, приказов и других локальных актов, регламентирующих деятельность Университета; -
реализация учебных планов и программ учебных дисциплин; -
совершенствование теоретического и методического уровня проведения занятий; -
совершенствование организации и проведения самостоятельной работы студентов в рамках учебной программы дисциплины; -
совершенствование уровня материально-технического обеспечения учебных занятий и состояние учебно-материальной базы; -
установление соответствия методических указаний и требований учебной дисциплины фактическому проведению занятий; -
систематическое повышение качества подготовки специалистов, уровня знаний, умений и навыков студентов[3].
Контроль проводится в форме:
-
комплексных и тематических проверок кафедр и факультетов; -
участия руководящего состава учебного заведения в заседаниях кафедр, советов факультетов и совещаниях отделов; -
рассмотрения и утверждения соответствующими структурами Университета учебно-методической документации и документации по организации учебного процесса; -
контроля успеваемости и качества подготовки студентов; -
проверок реализации расписания занятий, посещения аудиторных занятий, индивидуальной работы преподавателей и др; -
проведения внутреннего и внешнего контроля за учебно-методической деятельностью кафедр и деканатов, других структурных подразделений, осуществляющих учебный процесс.
Контроль в Университете осуществляется ректоратом, учебно-методическим управлением, отделом лицензирования и аккредитации, деканами/директорами, заведующими кафедрами. Контроль образовательного процесса проводится в соответствии с планами и графиками, разрабатываемыми ректоратом и учебно-методическим управлением.
Контроль успеваемости студентов делится на текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации и регламентируется соответствующими локальными актами.
2. Учебно-методические материалы и методика их подготовки
2.1 Основные виды учебно-методических материалов
В современных условиях реформирования образования особую значимость приобретает методическая подготовка преподавателей, которая помогает приспособиться к любой педагогической ситуации, успешно решать проблемы развития познавательной активности студентов, формировать практические умения и навыки. Преподаватели учебных заведений создают разнообразные методические материалы, где разрабатываются вопросы методики преподавания, которые широко используются в учебном процессе. Одним из условий успешного учебного процесса является педагогически грамотная разработка методического материала (учебно-методических пособий, методических разработок и т.д.).
К учебно-методическим материалам относятся[5]:
- учебные (дидактические) материалы (учебники, учебные пособия, справочники, курсы лекций, практикумы, сборники задач и упражнений, рабочие тетради и др.), адресованные обучающимся;
- учебно-методические материалы (методические указания, пособия, рекомендации, разработки), предназначенные как для обучающихся, так и педагогов;