Файл: Этапы работы над сочинением Задание 25 Внимательно прочитайте текст.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Этапы работы над сочинением

Задание 25

1. Внимательно прочитайте текст:

2. Подумайте («про себя»):

3. «Зафиксируйте» первоначальные мысли: сделайте «набросок» сочинения (план, тезисы и т.п.)

4. «Украсьте» сочинение эпиграфом!

П.Ф.Лесгафт

5. Если не «вспомнили» слова для эпиграфа – подберите строчку из предложенного текста!

...Самое главное... приучать человека к активной работе мысли и совести.

Ю.М.Лотман

Эпиграф оформляйте в правом верхнем углу без кавычек. После подписи точка не ставится. Сочинение пишется без пропуска строчки с «красной строки»

6. Обратите внимание на «непрямую» композицию текста Юрия Лотмана!

СНАЧАЛА автор формулирует свою позицию –

ЗАТЕМ приводит примеры приобщения к творчеству в научной сфере (физике) –

В ФИНАЛЕ обозначает проблему сферы воспитания – применение готовых разрешений и запретов.

7. Начинайте писать сочинение, СТРОГО СЛЕДУЯ 25 заданию!

Вступление

Проблема – Комментарий проблемы

Позиция автора – Согласие/несогласие

Аргумент 1 (переход)

Аргумент 1 (иллюстрация )

Аргумент 1 (вывод и переход к аргументу 2)

Не ошибусь, если скажу, что подобные «уроки нравственности и духовности» мы извлекаем всегда, читая произведения русской классики ХIХ века.

Аргумент 2

(привести примеры из текста)

Вывод

Этапы работы над сочинением

Задание 25

1. Внимательно прочитайте текст:

Что же касается воспитания нового поколения, то я полагаю, что самое главное – развивать духовный мир, приучать человека к активной работе мысли и совести. Даже при постижении простейших законов физики ученикам даются лабораторные работы, чтобы к выводам они пришли самостоятельно. Это и есть приобщение к творчеству, которое необходимо во всех сферах. Слишком уж часто, в силу разных причин, мы предпочитаем давать готовые выводы, нагружая память, а не вызывая напряжения интеллекта. И уж совсем недопустимо мы злоупотребляем этим в этической сфере. Мы мало учимся подводить детей к самостоятельному сложному духовному поиску, идем по более легкому пути системы разрешений и запретов – вот за это получишь пятерку, а за это - двойку, что приводит к духовной пассивности, к духовному потребительству. (По Ю.Лотману)

2. Подумайте («про себя»):

  • О чем этот текст?
  • (Какова его ТЕМА?)

  • В чем убежден автор?
  • (Какова ПОЗИЦИЯ АВТОРА?)

  • Какие размышления приводят автора к этому убеждению?
  • (Одна из проблем текста и ее комментарий)

  • Согласны ли Вы с позицией автора?
  • В каких художественных, публицистических и научных текстах есть похожие размышления?

3. «Зафиксируйте» первоначальные мысли: сделайте «набросок» сочинения (план, тезисы и т.п.)

  • О воспитании... (о развитии духовности)...
  • Главное – приучать к работе мысли и совести...
  • Даже по физике даются лабораторные работы...
  • Мы предпочитаем давать готовые выводы, нагружаем память, а не напрягаем душу и интеллект.... Не подводим к духовному поиску...Идем по пути разрешений и запретов....
  • А.С.Пушкин: история взросления Петра Гринева
  • Л.Н.Толстой: путь исканий Андрея и Пьера...ошибки Наташи...
  • Ф.М.Достоевский : преступление и наказание Раскольникова....метод Порфирия Петровича... Разговоры с Сонечкой

4. «Украсьте» сочинение эпиграфом!

Предупреждая все требования и постоянно направляя ребенка во всех его действиях и размышлениях, всегда делают его негодным к жизни; такие дети становятся разве только исполнительными, но, к сожалению, очень эгоистичными и самоуверенными.

П.Ф.Лесгафт

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909) – российский биолог, анатом, антрополог, врач, педагог. Также известен как создатель теоретической функциональной анатомии в палеонтологии, научной системы физического воспитания и прогрессивный общественный деятель России

5. Если не «вспомнили» слова для эпиграфа – подберите строчку из предложенного текста!

...Самое главное... приучать человека к активной работе мысли и совести.

Ю.М.Лотман

Эпиграф оформляйте в правом верхнем углу без кавычек. После подписи точка не ставится. Сочинение пишется без пропуска строчки с «красной строки»

6. Обратите внимание на «непрямую» композицию текста Юрия Лотмана!

СНАЧАЛА автор формулирует свою позицию –

ЗАТЕМ приводит примеры приобщения к творчеству в научной сфере (физике) –

В ФИНАЛЕ обозначает проблему сферы воспитания – применение готовых разрешений и запретов.

7. Начинайте писать сочинение, СТРОГО СЛЕДУЯ 25 заданию!

Вступление

Кажется, о воспитании сказано уже всё! Педагогами, психологами, писателями... Но, несмотря на это, появляются новые концепции, выходят новые статьи и издаются новые учебники ... посвященные воспитанию. Что ещё можно добавить к массе воспитательных теорий? Что ещё может быть положено в основу духовного развития личности? Известный литературовед и публицист Юрий Михайлович Лотман выводит формулу эффективного воспитания подрастающего поколения.

Проблема – Комментарий проблемы

Автор размышляет над причинами духовной пассивности и духовного потребительства. Источник этой проблемы он видит в ущербности обучения: «Мы мало учимся подводить детей к самостоятельному сложному духовному поиску, идем по более легкому пути системы разрешений и запретов...» В воспитательном процессе мы ограничиваемся только выводами - «двойками» и «пятерками», лишая детей напряженного этического поиска. А ведь «даже при постижении простейших законов физики ученикам даются лабораторные работы, чтобы к выводам они пришли самостоятельно». Подобное приобщение к творчеству необходимо во всех сферах.

Позиция автора – Согласие/несогласие

Автор убежден: «... Самое главное – развивать духовный мир, приучать человека к активной работе мысли и совести». Я разделяю позицию публициста: лишая человека интеллектуального напряжения и духовной работы, мы обедняем его внутренний мир, отбираем у него минуты счастья, которые он мог бы пережить, осознав, что преодолел свои слабости, победил свои недостатки, обрел духовный опыт.

Аргумент 1 (переход)

Вспомним метод Порфирия Петровича - героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Как терпелив следователь с Раскольниковым! Как открыто рассказывает ему о своем методе, сравнивая себя с ловцом бабочек! Почему не торопится он арестовать Раскольникова, зная, что тот совершил убийство? Почему ждет, чтобы бывший студент сам пришел к нему с повинной?

Аргумент 1 (иллюстрация )

В одном из последних разговоров с Раскольниковым Порфирий Петрович замечает, что не хочет сажать его «на покой»: «...да вы-то все-таки не безнадежный подлец. ...Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, — если только веру иль бога найдет. Ну, и найдите, и будете жить. ... Знаю, что не веруется, — а вы лукаво не мудрствуйте; отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь, — прямо на берег вынесет и на ноги поставит. На какой берег? А я почем знаю? Я только верую, что вам еще много жить. ...А вы великое сердце имейте да поменьше бойтесь. Великого предстоящего исполнения-то струсили? Нет, тут уж стыдно трусить. Коли сделали такой шаг, так уж крепитесь. Тут уж справедливость. Вот исполните-ка, что требует справедливость».

Аргумент 1 (вывод и переход к аргументу 2)

В полифоничном романе Ф.М.Достоевкого проверяется идея прихода человека к вере, к духовному совешенству через страдание – совершение греха и искупление. Сам по себе роман – это вовлечение читателя в сложный этический и идеологический спор о воле и амбициях человека, его предназначении, отпадении от веры и возвращении к ней.

Не ошибусь, если скажу, что подобные «уроки нравственности и духовности» мы извлекаем всегда, читая произведения русской классики ХIХ века.


Аргумент 2

Почему Лев Николаевич Толстой в романе – эпопее «Война и мир» проводит всех своих любимых героев через испытания, заставляя их пройти путь духовных исканий? По той же причине спасения от «духовной пассивности». Зато как вознаграждены «страдания» Пьера, Наташи, Марьи Болконской! Счастливая семья, любовь близких, продолжение в детях...

(привести примеры из текста)

Вывод

Только путь ошибок и обретений, страдания и искупления разовьет и укрепит душу человека, приведет его к нравственному идеалу и в конечном счете – к счастью жить в мире и согласии с собой и людьми: «Вечная тревога, труд, борьба, лишения – это необходимые условия, из которых не должен сметь думать выйти хоть на секунду ни один человек. Только честная тревога, борьба и труд, основанные на любви, есть то, что называют счастьем... ...Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость...». (Л.Н.Толстой)