Файл: Методические рекомендации для студентов направления 080200. 62 Менеджмент очной и заочной форм обучения подготовлено к изданию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Л.М. Волосникова/

«______»___________________ 2011 г.

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

Учебно-методический комплекс. Методические рекомендации

для студентов направления 080200.62 «Менеджмент»

очной и заочной форм обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Д.В. Вакорин/

«______»_______________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента и экономической социологии

«20» апреля 2011 г., протокол №08. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем ____стр.

Зав. кафедрой _________________/В.А. Давыденко/

«______»______________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института права, экономики и управления «______»___________2011 г., протокол № _____.

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Д.В. Лазутина/

«______»______________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/

«______»______________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт права, экономики и управления

Кафедра менеджмента и экономической социологии
Вакорин Дмитрий Валерьевич
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Учебно-методический комплекс. Методические рекомендации

для студентов направления 080200.62 «Менеджмент»

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2011

Д. В. Вакорин. Учебная практика. Учебно-методический комплекс. Методические рекомендации для студентов направления 080200.62 «Менеджмент» очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 16 стр.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Программа практики опубликована на сайте ТюмГУ: Учебная практика [электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой менеджмента и экономической социологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Давыденко В.А., заведующий кафедрой менеджмента и экономической социологии, д-р социол. наук, профессор



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Вакорин Дмитрий Валерьевич, 2011.

1. ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
В соответствии с учебным планом студенты направления «Менеджмент» проходят учебную практику на 2 и на 3 курсе.
Цель учебной (2 курс) практики – углубление и закрепление теоретических знаний, умений и навыков, полученных при изучении учебных дисциплин и модулей, в процессе знакомства с конкретной организацией и деятельностью менеджеров.
Цель учебной (3 курс) практики – исследование и анализ организации управления предприятием, углубление и закрепление теоретических знаний, умений и навыков при решении актуальных задач управления.
2. ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Задачи учебной (2 курс) практики:

  • разработка плана и программы сбора информации об организации, среде деятельности и социально-экономических проблемах, с которыми сталкивается организация;

  • приобретение практических навыков работы с информацией об организации, продукции, особенностях производства, сбыта, структуре и персонале организации;

  • систематизация полученных данных и написание отчета.


Задачи учебной (3 курс) практики:

  • анализ организационной структуры управления предприятием, характеристика деятельности департаментов и отделов;

  • исследование распределения функций, полномочий и ответственности в структуре управления, фактического и закрепленного формальными документами;

  • изучение системы организационных коммуникаций, их структуры, формальных (вертикальных и горизонтальных) связей, описание неформальных коммуникационных связей одного из подразделений (отделов);

  • характеристика структуры данных и информационной поддержки принимаемых решений выбранного подразделения;

  • характеристика организационной культуру предприятия (по внешним атрибутам) и стиля управления первого руководителя;

  • систематизация полученных данных и написание отчета.



3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Для успешного выполнения задания по учебной практике на 2 курсе студент должен обладать знаниями, полученными при изучении дисциплин:

  • гуманитарного, социального и экономического цикла: «Институциональная экономика» (базовая часть);

  • математического и естественно-научного цикла: «Математика» (базовая часть), «Статистика» (базовая часть);

  • профессионального цикла: модуль «Теория менеджмента» (базовая часть), «Учет и анализ» (базовая часть), «Управление операциями» (базовая часть), «Маркетинг» (базовая часть).

Таким образом, для прохождения учебной практики на 2 курсе студент должен:

Знать:

  • принципы развития и закономерности функционирования организации;

  • роли, функции и задачи менеджера в современной организации;

  • типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;

  • виды управленческих решений и методы их принятия;

  • типы организационной культуры и методы ее формирования;

  • методы маркетинговых исследований;

  • назначение, структуру и содержание основных финансовых отчетов организации;

  • основные показатели финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, деловой и рыночной активности, эффективности и рентабельности деятельности.

Уметь:

  • ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

  • анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

  • анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

  • диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

  • использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований;

  • использовать техники финансового учета для формирования финансовой отчетности организации;

  • анализировать финансовую отчетность и составлять финансовый прогноз развития организации.

Владеть:

  • методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);

  • методами разработки и реализации маркетинговых программ;

  • методами анализа финансовой отчетности и финансового прогнозирования;

  • методами управления операциями.


Знания и навыки, полученные при прохождении учебной практики на 2 курсе, позволят более качественно освоить следующие дисциплины:

математического и естественно-научного цикла: «Методы принятия управленческих решений» (базовая часть);

профессионального цикла: «Стратегический менеджмент» (базовая часть), «Управление человеческими ресурсами» (базовая часть), «Корпоративная социальная ответственность» (базовая часть), «Основы предпринимательской деятельности» (вариативная часть).
Для успешного выполнения задания по учебной практике на 3 курсе студент должен обладать знаниями, полученными при изучении дисциплин:

  • гуманитарного, социального и экономического цикла: «Институциональная экономика» (базовая часть);

  • математического и естественно-научного цикла: «Математика» (базовая часть), «Статистика» (базовая часть), «Методы принятия управленческих решений» (базовая часть);

  • профессионального цикла: модуль «Теория менеджмента» (базовая часть), «Учет и анализ» (базовая часть), «Управление операциями» (базовая часть), «Маркетинг» (базовая часть), «Стратегический менеджмент» (базовая часть), «Управление человеческими ресурсами» (базовая часть), «Финансовый менеджмент» (базовая часть), «Инвестиционный анализ» (базовая часть), «Корпоративная социальная ответственность» (базовая часть), «Основы предпринимательской деятельности» (вариативная часть), «Антикризисное управление» (вариативная часть), Инновационный менеджмент» (вариативная часть).

Таким образом, для прохождения учебной практики на 4 курсе студент должен:

Знать:

  • принципы, способы и методы оценки активов, инвестиционных проектов и организаций;

  • роль и место управления персоналом в общеорганизационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации;

  • бизнес-процессы в сфере управления персоналом и роль в них линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом;

  • теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации;

  • содержание и взаимосвязь основных элементов процесса стратегического управления;

  • основы генезиса концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), роль и место этики бизнеса в системе КСО;

  • модели оценки капитальных (финансовых) активов;

  • принципы организации операционной деятельности, основные методы и инструменты управления операционной деятельностью организации;

  • основные концепции и методы организации операционной деятельности;

  • основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций.


Уметь:

  • использовать различные методы оценки и аттестации сотрудников и участвовать в их реализации;

  • разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации;

  • разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации;

  • идентифицировать, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации с позиций концепции КСО;

  • планировать операционную деятельность организации.

Владеть:

  • методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы;

  • методами управления операциями;

  • навыками деловых коммуникаций.

Знания и навыки, полученные при прохождении учебной практики на 3 курсе, позволят более качественно освоить дисциплины профиля профессионального цикла (вариативная часть):

профиль подготовки «Управление малым бизнесом» - «Управление качеством в бизнесе», «Управление рисками в малом бизнесе»;

профиль подготовки «Управление проектом» - «Управление рисками проекта», «Бизнес-планирование проекта»;

профиль подготовки «Маркетинг» - «Конкуренция и конкурентоспособность организаций», «Оценка и анализ рисков»;

профиль подготовки «Финансовый менеджмент» - «Управление рисками», «Бизнес-диагностика», «Бюджетирование деятельности организации».

4. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Учебная практика на 2 курсе проводится на предприятиях (в организациях) в форме экскурсии по подразделениям предприятия (организации), работы с уставной и отчетной документацией предприятия (организации), работы с учебными и научными изданиями и публикациями в СМИ, наблюдения за работой менеджеров.
Учебная практика на 3 курсе проводится на предприятиях (в организациях) в форме работы с уставной и отчетной документацией предприятия (организации), работы с учебными и научными изданиями и публикациями в СМИ, выполнения поручений руководителя практики от предприятия, связанных с реализацией функций менеджмента.
5. МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Место проведения учебной практики - малые, средние и крупные промышленные, торговые, транспортные, строительные, сервисные и др. коммерческие предприятия и организации любых организационно-правовых форм, находящиеся как на территории Тюменской области, так и за ее пределами.
Учебная практика на 2 курсе проводится в июле после завершения экзаменационной сессии в 4 семестре, продолжительность практики – 2,5 недели (15 дней).