Файл: Футуризм в русской литературе начала хх века.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Кинешемский колледж индустрии питания и торговли


Дисциплина

Литература
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: « Футуризм в русской литературе начала ХХ века»


Кинешма 2022

Оглавление


Введение. 3

Глава 1. Футуризм его понятие и особенности. 4

1.1.Понятие футуризма. 4

1.2.Отличительные особенности футуризма 6

Глава 2. Русский футуризм. 7

2.1. Рождение и распространение футуризма в России 7

2.2. Основоположники русского футуризма. 11

2.3. Русский футуризм и его особенности. 12

2.4. Яркий представитель русского футуризма. 14

Заключение. 17

Список литературы. 18



Введение.


Начало каждого века характеризуется глобальными переменами: на смену старому укладу приходит новый, людская жизнь подвергается постепенным преобразованиям.

Появление футуризма в начале ХХ века имело под собой определенную почву. Люди жаждали перемен, свободы слова, независимости. Желание самовыразиться и сделать шаг в сторону нового требовало выхода. Таким образом, образовался футуризм - как новое направление в области искусства и литературы .

Актуальность данного исследования заключается в том, что футуризм как литературное течение очень ярко проявился в России, открыв выдающихся поэтов-футуристов, которые шокировали публику и оставили свой след в истории русской литературы до наших дней.

Целью работы является определить, что дало начало движению футуризма в русской литературе XX в., какие поэты русской литературы сделали большой вклад в развитие футуризма в целом и какова была реакция общества на поэзию в стиле футуризма.

Объектом исследования выступает футуризм как литературное течение в русской литературе XX в.

Предметом исследования является творчество русских поэтов (В.Маяковского, Н. Бурлюка, И. Северянина).

Задачи работы:

Необходимо выявить наиболее ярких представителей футуризма, их цели; привести в качестве примеров особенности стихосложения, основы создания стихов этого направления, а также учесть их отличия от таких направлений стихотворных стилей как символизм и акмеизм.

Глава 1. Футуризм его понятие и особенности.

    1. Понятие футуризма.


Футуризм (от латинского futurum — будущее), авангардистские художественные движения 10-х — начала 20-х гг. 20 в. в Италии и России. Будучи разной, подчас противоположной идейной ориентации, они сближались некоторыми эстетическими декларациями и отчасти кругом мотивов; рядом черт обнаруживали общность с авангардистскими течениями в Германии, Франции, Англии, Австрии, Польше, Чехословакии. В России термин «Футуризм» вскоре стал также обозначением всего фронта «левого» искусства, синонимом авангардизма вообще.

Первые десятилетия XX в. ознаменовались выходом на арену художественной культуры целой плеяды новых течений и направлений (абстракционизм, супрематизм, поэзия «заумного стиха» и др.), ряд из которых вскоре объединяется под общим названием «футуризм». В его рамках создаются кружки, группы и общества, формируются новые эстетические концепции. Для футуризма, как и для всего авангарда в целом, характерным стал пафос вызова, борьбы, сопротивление витавшей в воздухе идее о смерти искусства.

Футуризм сделал ставку на освоение и использование того, что для сознания культуры начала века выступило в форме «хаоса» нового, урбанистического по своей сущности. В. Маяковский в речи, произнесенной на диспуте 24 января 1914 г. в городе Николаеве, следующим образом выразил мировоззрение футуристов: «Весь современный культурный мир обращается в огромный исполинский город. Город заменяет и природу и стихию. Город сам становится стихией, в недрах которой рождается новый городской человек. Телефоны, аэропланы, экспрессы, лифты, ротационные машины, тротуары, фабричные трубы, каменные громады домов, копоть и дым - вот элементы красоты в новой городской природе... Поэзия должна соответствовать новым элементам психики современного города».

Креативная сторона первого футуристического этапа претворялась в практику посредством углубления в сущность знаков и элементов. Аристотелевский принцип «подражания» (фигуративности, повествовательности) сменяется платоновским стремлением постичь саму «идею», первоисток объекта. футуризм литература поэт стиль

Термин «футуризм», ставший синонимом понятия «современное искусство», был заимствован отечественными авангардистами из итальянского языка. Двадцатого февраля 1909 г. парижская «Фигаро» опубликовала написанный итальянским поэтом Ф.Т. Маринетти «Манифест» футуризма, где провозглашалось торжество науки и техники, скорости, электричества, борьба с природой. В отношении «новой поэзии» выдвигался принцип пользования «словом на свободе», т.е. словом, освобожденным от правил синтаксиса и морфологии. «Манифест» был перепечатан российскими газетами и ряд из них усмотрели в нем «интересное движение».



    1. Отличительные особенности футуризма


Для футуризма характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм. Футуристы, от поэтов до художников, посвящали свои произведения всем сиюминутным достижениям цивилизации : от видов транспорта до предметов быта. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».

Провозглашается пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции как омолаживающая сила одряхлевшего мира. Можно рассматривать футуризм как своеобразный сплав ницшеанства и манифеста коммунистической партии. Динамика движения должна прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и глаза.

Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш.

Основные черты футуризма:

  • Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

  • Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;

  • Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

  • Поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.

Футуризм - одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ.

В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм - направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов, и др.

Таким образом, можно заметить, что футуризм практически отходит от традиционных представлений стихосложения, что он, в свою очередь, делится на несколько типов, имеющих свои определённые особенности. Также футуризм дал начало множеству течений и ответвлений в литературе.

Глава 2. Русский футуризм.


2.1. Рождение и распространение футуризма в России


Рождением русского футуризма принято считать 1910 год, когда вышел первый футуристический сборник "Сад судей" (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре образовали наиболее влиятельную группу кубофутуристов в новом течении: "кубо"-от кубизма, пропагандируемого ими в живописи,   "футурум" - от будущего. Существовало и другое название этой футуристической группы - "Гилея" (так по-древнегречески называлась та часть Таврической губернии, где в 1910-е годы жила семья Бурлюков и куда в 1911 году пришли поэты нового объединения). Поэт В. Хлебников дал группе другое название-Будетляне; по словам В. Маяковского, " Будетляне-это люди, которые будут. Мы находимся накануне."

Игорь Северянин был первым русским поэтом, употребившим слово "футуризм", предложив термин "эго-футуризм"; он опубликовал в 1911 году сборник "Пролог. Эго-футуризм".

В декабре 1912 года вышел сборник кубофутуристов "Пощечина общественному вкусу". Этот сборник открылся программной статьей, которую подписали Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников). Этот манифест сформулировал 4 права поэтов:

  • Пополнить словарный запас поэта произвольными и производными словами (Слово-новшество).

  • Всепоглощающая ненависть к языку, существовавшему до них.

  • С ужасом сними со своего гордого чела венок копеечной славы из банных веников.

  • Встаньте на блок со словом "мы" посреди моря свиста и негодования.

Позиция группы была выбрана деструктивной и скандальной. "Только мы-лицо нашего Времени", - спорили они.

Но кубофутуристы были не единственной литературной футуристической группой:

  • В Петербурге в 1911 году объявили о своем появлении эгофутуристы во главе с И. Северяниным; в группу входил К. Олимпов, И. Игнатьев, В. Гнедов, Г. Иванов.

  • Группа "Мезонин поэзии" в 1913-1914 годах состояла из В. Шершеневича, Р. Ивнева, С. Третьякова, Б. Лавренева, Хрисанфа.

  • В 1914-1916 годах существовала футуристическая группа "Центрифуга", в которую входили С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак, К. Большаков, Божидар.

"Будетлянские живописцы любят использовать части тела, разрезы, а будетлянские ораторы любят использовать вырезанные слова, полуслова и их причудливые, хитрые сочетания (заумный язык)"; "Мы ослабили синтаксис... Мы начали давать содержание словам в соответствии с их описательными и фонетическими характеристиками"; "Мы понимаем гласные как время и пространство (характер устремления), согласные-цвет, звук, запах"; - Мы раздавили рифмы. Хлебников выдвинул поэтическое измерение живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках..."; "Мы считаем слово творцом мифа: слово, умирая, рождает миф, и наоборот."


Футуристы объявили о приходе художника с новым взглядом на мир, глашатая нового мира, а А. Крученых в статье "Провозглашение Слова как такового" (1913) заявил: "Художник увидел мир по-новому и, подобно Адаму, дает всему свои имена. Лилия прекрасна, но слово лилия уродливо, захвачено и "изнасиловано". Вот почему я называю лилию эй - изначальная чистота восстановлена."

Эстетические, литературные принципы футуристов, а также названия их сборников ("Пощечина общественному вкусу", "Мертвая луна", "Дойки измученных жаб", "Танго с коровами") шокировали современников, вызывали негодование и всевозможные упреки. Футуризм как явление выходил за рамки самой литературы: он воплощался в самом поведении участников течения. Необходимым условием его существования была атмосфера литературного скандала. Публичные выступления футуристов были вызывающе украшены: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, К. Малевич появлялся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский-в" женском", по тогдашним критериям, желтом пиджаке, А. Крученых носил на шее диванную подушку на шнурке и т. д. В действительности не все, чем футуристы удивляли публику, следовало воспринимать всерьез. Сам В. Маяковский вскоре, с началом войны, признавался: "...у нас было много трюков только для того, чтобы шокировать буржуазию... футуризм для нас, молодых поэтов, - это красный плащ тореадора..."

Общей основой движения было стихийное ощущение "неизбежности крушения старого" (В. Маяковский) и стремление реализовать и выразить через искусство грядущую мировую революцию и рождение нового человека. Но целью было не только осознание и выражение смены эпох - само искусство должно было стать активной преобразующей силой, способной преобразить мир.

В отличие от своих предшественников-символистов, футуристы стремились сделать литературное искусство, литературное слово, демократическим, массовым (поэзия должна была вырваться из тюрьмы книги и зазвучать на площади); они стремились дать искусству современные, адекватные новому динамическому времени средства самовыражения.  Футуристы превзошли символистов по размаху своих жизнетворческих притязаний. Слово у футуристов объективировалось, то есть становилось самоценным, самодостаточным (не отражающим, а заменяющим предметы и явления, становящимся самим предметом); его можно было разбивать, переосмысливать, создавать новые сочетания морфем и звуков.