Файл: Футуризм в русской литературе начала хх века.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Интересны были опыты футуристов (прежде всего В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых) в области стиха, поэтического слова. Так, в свое время "поэма" А. Крученых получила скандальную известность.  

Сам А. Крученых утверждал: "... в этом пятистрочном стихотворении больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина. Поскольку мы не можем говорить о содержательной стороне этого произведения (для этого просто нет оснований), то весь смысл здесь, очевидно, кроется в звуковой оболочке - звучании (фоносемантике) придуманных закрученных "слов". Иначе имеет ли смысл звуковая оболочка, одежда слова? Как относиться к" заумному языку "("зауми") футуристов?

Согласно исследованиям А. П. Журавлева и других ученых, информацию несут не только слова (их лексические значения), но и звуки, звуковая оболочка слова. Например, звуки имеют цветовые соответствия: [a] - ярко - красный; [o] - яркий светло - желтый или белый; [i]-светло - синий; [e]-светло - желтый-зеленый; [y] - темно-синий-зеленый; [s] - тусклый темно-коричневый или черный. Звуки также имеют эмоциональные соответствия: [d] - темный, холодный, грустный; [p] - грубый и т. д.

Исходя из эмоционально-цветовых характеристик звуков, входящих в "поэму" А. Крученых, ее можно, при известной доле воображения, "интерпретировать" как образ грозы (возможно, сопровождающей смену исторических формаций). Согласно одной из предложенных версий прочтения этого "стихотворения", слова" дыра"," буль"," щыл " ассоциируются с чем-то черным, холодным, печальным, грубым, тяжелым, пугающим. Возможно, они рисуют предгрозовое состояние природы: "дыры", "щыль" - темно - черное небо; "буль"-темно-сине-зеленая растительность на земле; слово "убещур" ассоциируется с темным, медленным, страшным, тусклым, со вспышками светлого желто-зеленого цвета. Возможно, это легкие желто-зеленые вспышки на темном сине-зеленом поле. Слово "мразь" - это что-то холодное, злое, тихое, темное, властное и высокомерное. Это похоже на темно - синюю поверхность облаков. Все это можно воспринимать как предисловие, как предчувствие грозных событий, как будто по небу ползут тучи; А потом поворот - яркая вспышка осветила небосвод: "Ты-так-бу". "Ты" - активный, большой, веселый, громкий и величественный; "так" - вспышка; холодный, легкий, легкий и большой; "бу" - грубый, холодный, как удар. Возможно, это яркая белая вспышка на темно-синем фоне. "Р-л-эз" - первые звуки повторяют звуки первой строки, но только кратко и выразительно, как будто тьма после вспышки окутала небо. "Эз" - нечто величественное, яркое, быстрое, звонкое и оптимистичное. Это похоже на отражение молний на земле.


Рождение футуризма в России произошло на удивление быстро, и многие умы поддержали эту идею. Это направление имело четко выраженные цели и желания, уникальность и неповторимость стиля поражала своей необычностью и необычностью. Футуристы выражали свое видение мира не только словами, но и поступками, образом, возмущением.

2.2. Основоположники русского футуризма.


В России первыми футуристами были художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк - основатель футуристической колонии Гилея в своем имении. Ему удается сплотить вокруг себя самых разных, ярких, непохожих ни на кого личностей. Маяковский(см. Приложение 4), Хлебников ,Крученых, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро-самые известные имена. В первом манифесте" Пощечина общественному вкусу", призыв: "Отказаться от Пушкина, Достоевского, Толстого и т. и так далее. с парохода современности." Но этот призыв смягчается следующим утверждением: "Кто не забудет первой любви, тот не познает любви последней." Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения, что " им нужна только дача на реке." Так или иначе, но футуризм дал поэзии трех гениев: Маяковского, Хлебникова, Пастернака. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Крученых.

Судьба многих футуристов трагична. Одни были расстреляны, как Терентьев, другие погибли в ссылке, как Хабиас. Уцелевшие были обречены на забвение: Каменский, Крученых, Гуро, Шершеневич. Только Кирсанову, Мартынову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до старости в полном расцвете творческих сил. Пастернака преследовали при Хрущеве, хотя к тому времени он уже полностью отошел от принципов футуризма.

Таким образом, мы видим, что распространение футуризма в России вызвало немало споров, главным образом из-за недовольства властей излишней свободой слова во всех сферах жизни.

2.3. Русский футуризм и его особенности.


Приняв иностранный термин, русские футуристы сразу же поспешили объявить себя в остальном полностью независимыми от Запада. В самом деле, отечественный авангард явил собой совершенно оригинальное течение, более смело пересматривающее основания творчества и революционизирующее искусство, превосходя в своем радикализме и новаторстве консервативную Европу. По свидетельству Малевича, русский футуризм вобрал в себя в смешении все формы, которые вызывали раздражение в обществе того времени.



Группу разношерстных поэтов и художников организовал и сплотил Д.Бурлюк. Русские футуристы всячески открещивались от футуризма итальянского.. Хлебников предлагал даже отказаться от термина «футуризм», заменив его на «будетлянство», подчеркивая тем самым самобытный характер движения. Безусловно, «будетляне» многим обязаны русскому символизму (что, впрочем, они также отказывались признать). Они подхватили лозунг младших символистов о том, что поэзия должна стать объединяющим всех людей новым учением. Русские футуристы, как и итальянцы, эпатировали публику не только своими произведениями, но и внешним видом, манерой держаться.

Что касается собственно эпатажа, то он находил свою реализацию за счет различных средств. В частности, его развитию способствовали периодически выпускаемые «манифесты», содержащие, помимо изложения оснований новых художественных течений, откровенный вызов публике и провокацию на скандал. В ноябре 1911 г. И. Северянин, лидер петербургских эгофутуристов (с 1912 г. - общество «Академия эгопоэзии») выпустил сборник под названием «Пролог. Эго - футуризм. Поэза - грандиоз. Апофеозная тетрадь третьего тома», где в стихотворной форме излагалось программное направления: «Мы живы острым и мгновенным, - Наш избалованный каприз: Быть ледяным, но вдохновенным, И что ни слово - то сюрприз». Поэтику «сюрпризов» газетная критика оценила в эпитетах: «чепуха», «рецидивы декадентства», «сумасшествие» и т.п.Футуризм в России на первых порах проявился в живописи, а только потом – в литературе. Художественные поиски братьев Д. и Н.Бурлюков, М.Ларионова, Н.Гончаровой, А.Экстер, Н.Кульбина и др. стали как бы предысторией русского футуризма (хотя само слово до 1911 по отношению к явлениям русского искусства не употреблялось)

В марте 1910 в сборнике Студия импрессионистов было напечатано стихотворение тогда почти никому не известного поэта В.Хлебникова Заклятие смехом (О, рассмейтесь смехачи!…), впоследствии ставшее едва ли не визитной карточкой футуризма.

Программой российского футуризма стали манифесты, опубликованные в сборнике Пощечина общественному вкусу (1912) и Садок судей II (1913).

Впервые о смерти футуризма как направления заговорили уже в 1915: «… русского футуризма нет. Есть просто Игорь Северянин, Маяковский, Бурлюк, В.Каменский», – писал М.Горький. Известие о смерти футуризма поступило и из самого футуристического лагеря: «…Да, умер. Вот уже год вместо него, огнесловного, еле лавирующего между правдой
, красотой и участком на эстрадах… в аудиториях скучнейшая логика, доказывание каких-то воробьиных истин вместо веселого звона графинов по пустым головам… я и сам не очень-то жалею покойника… Футуризм мертвой хваткой взял Россию… Футуризм умер как особенная группа, но во всех вас он разлит наводнением. Но раз футуризм умер как идея избранных, он нам не нужен. Первую часть нашей программы – разрушение мы считаем завершенной. Вот почему не удивляйтесь, если сегодня в наших руках увидите… чертеж зодчего, и голос футуризма… выльется в медь проповеди».

История футуризма завершается в начале 1920-х, когда большинство его участников вошли в ЛЕФ (Левый фронт искусства). Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами (имажинистами, обэриутами и др.).

2.4. Яркий представитель русского футуризма.


В этой части повествования речь будет идти об одном из наиболее ярких представителей движения - речь идет о Владимире Маяковском.

«Его образ и его поэзия остались букетом бронзовых цветов в руках Революции и нового Государства. Это прочные, ладно сработанные из металла цветы, и семена их всходят повсюду. Подхваченные ветром революции, стихи Маяковского стали участниками ее свершений - именно в этом величие его судьбы.

Маяковский занимает поистине привилегированное положение в литературе: ему, подлинному поэту, удалось достигнуть органического стиля с решающей эпохой в истории его родины. И тут поэзия Маяковского навсегда расходится с поэзией Рембо. Рембо грандиозен в своем поражении. Он - один из самых прославленных мятежников, проигравших битву. А Маяковский, не смотря на свою трагическую смерть, - полнозвучный и емкий голос одной из величайших побед человечества…. Маяковский слагает песни городу, заводам, школам, лабораториям, колхозам, своей стране. В его поэзии есть стремительность межпланетных ракет».

Маяковский был и остается одной из самых значительных фигур в истории русской поэзии ХХ века.

Владимир Владимирович Маяковский родился 7(19) июля 1893 года в селе Багдади, что неподалеку от Кутаиси, в Грузии, в семье лесничего Владимира Константиновича и Александры Алексеевны Маяковских.

В1902 году поступил в Кутаисскую гимназию. После смерти отца(1906) вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву. Здесь Маяковский поступает в четвертый класс московской гимназии №5. Однако учиться пришлось недолго: еще в Кутаиси увлекшись марксизмом, Маяковский активно включается в подпольную революционную работу. 29 марта 1908 года он был арестован в подпольной типографии, но был освобожден до суда, а уже 27 февраля 1909 года вновь попадает под арест, и наконец, 2 июля арестовывается в третий раз. Здесь он начал писать стихи. Здесь же, в Бутырках, созрело решение "делать социалистическое искусство".


В 1911 году Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Но и здесь он пробыл недолго. Причиной тому стала встреча с Давидом Бурлюком, который свел его с Хлебниковым, Крученых и другими поэтами и художниками, основоположниками футуризма в России. Маяковский примыкает к этой группе (названной ее участниками "Гилей", об этом шла речь в пункте 3 стр11) и очень скоро становится одним из самых активных ( и самым талантливым по мнению множества критиков и просто любителей и ценителей литературы, а так же коллег по «творческому цеху») представителем нового направления в искусстве. Имя Маяковского стоит под Манифестом футуристов, напечатанном в альманахе с вызывающим названием "Пощечина общественному вкусу" (1912).Здесь же впервые увидели свет стихи поэта.

В январе 1914 года Маяковский вместе с футуристами совершая турне по России. Сопровождаемый Д.Бурлюком и В.Каменским и другими, приезжает в Одессу. Здесь он встретил Машу Денисову и влюбился. Любовь осталась безответной.

Со временем рамки скандальной известности, которой так добивались футуристы, Маяковскому уже были тесны. Он сотрудничает в популярном журнале «Новый сатирикон», знакомится с М. Горьким, И. Репиным, А. Ахматовой и О. Мандельштамом, высоко оценившими его талант.

Первая мировая война была принята им «сначала с декоративной, с шумной стороны». Он даже попытался записаться добровольцем на фронт, но помешала неблагонадежность. Вскоре, однако, в нем укрепляется чувство боли за ставшего жертвой войны человека, которое вызывает у него «отвращение и ненависть» к ней. В сентябре 1915 года, призванный на военную службу, он был зачислен в военно-автомобильную школу в Петрограде. Написанные в это время поэмы «Война и мир» (1915-1916) и «Человек» (1916-1917 ) пронизаны мыслью о появлении нового - свободного человека на земле, где будет положен конец страданиям.

Революцию - Февральскую, а затем и Октябрьскую - Маяковский встретил восторженно: теперь, казалось, открывается возможность устроить мир по законам социальной справедливости, где человек сможет обрести неведомое ему ранее чувство собственного достоинства.

Маяковский живет чрезвычайно интенсивной жизнью. Поэтическое творчество все отчетливее осознается им как единственно возможный для него способ осуществления диктуемого временем социального заказа.