Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В целях обеспечения конституционных прав личности об административном задержании составляется протокол, в котором указываются: фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства, учебы, работы, должность задержанного, время и мотивы задержания, а также сведения о лице, осуществившем задержание. По просьбе задержанного о месте его нахождения уведомляются родственники, администрация по месту работы или учебы. О задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или лица, их заменяющие.

Задержанному разъясняются права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 Ко-АП РФ. С момента задержания гражданин вправе воспользоваться юридической помощью защитника, а также обжаловать задержание в вышестоящий орган или прокурору.

В правовых нормах достаточно четко регламентирована продолжительность задержания в административном порядке. В соответствии с общими положениями лицо, совершившее административное правонарушение, может быть задержано на срок, необходимый для установления личности, выяснения обстоятельств проступка и производства иных процессуальных действий, но не более трех часов.

Срок задержания исчисляется с момента доставления нарушителя в служебное помещение органа внутренних дел, пограничных войск или военизированной охраны, а не с момента фактического задержания и препровождения задержанного с места совершения нарушения. Особый порядок исчисления срока административного задержания установлен для лиц, находящихся в состоянии опьянения. Время их нахождения до вытрезвления в органе внутренних дел или в медицинском вытрезвителе в срок задержания не засчитывается. Этот срок исчисляется лишь с момента их вытрезвления.

В зависимости от обстоятельств и характера совершенного правонарушения действующее законодательство предусматривает и иные, более длительные, сроки административного задержания.

Так, лица, допустившие нарушения установленного режима государственной границы, порядка пребывания на территории Российской Федерации, таможенных правил, совершившие административные правонарушения во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе либо в исключительной экономической зоне, могут быть задержаны на срок до 48 часов. На такой же срок задерживаются лица, совершившие административные правонарушения, за которые в качестве меры наказания может быть назначен административный арест (ст. 27.5 КоАП РФ).


Действующее законодательство предусматривает также другие специальные виды процессуального административного задержания. Так, в местностях, где введено чрезвычайное положение, граждане, нарушающие правила комендантского часа, задерживаются до окончания этого часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до трех суток.

Несовершеннолетние, совершившие административные правонарушения, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания на территории субъекта РФ, где ими был совершен проступок, могут быть задержаны и помещены в центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на срок до 30 суток. О помещении в центр несовершеннолетнего правонарушителя незамедлительно, но не позднее 24 часов уведомляется прокурор. В течение трех суток после помещения несовершеннолетнего в центр материалы направляются в суд для решения вопроса об их дальнейшем содержании или освобождении.

Таким образом, основания применения административного задержания весьма разнообразны. Поэтому в целях совершенствования правовой регламентации административного задержания представляется целесообразным принятие единого нормативного акта, который бы урегулировал все вопросы, связанные с применением данной меры процессуального принуждения.

Принудительным средством, обеспечивающим обязательное участие в административном производстве лица, привлекаемого к ответственности, является привод (ст. 27.15 КоАП РФ), целью которого является обеспечение исполнения названным лицом процессуальных обязанностей, обусловленных его противоправным поведением. Данная мера применяется прежде всего при рассмотрении правонарушений, предусматривающих наказание в виде административного ареста. Приводу могут быть подвергнуты также представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, законный представитель несовершеннолетнего правонарушителя и свидетель. При этом в деле должны иметься сведения о своевременном извещении лиц, подлежащих приводу, о месте и времени рассмотрения дела.

Из смысла статей 29.4 и 29.8 КоАП РФ следует, что названные лица могут быть подвергнуты приводу только на стадии рассмотрения дела, если рассмотрение дела отложено в связи с их неявкой без уважительных причин, а отсутствие указанных лиц препятствует полному и объективному выяснению обстоятельств дела. Между тем проблема с явкой физического лица и представителя юридического лица возникает и на стадии возбуждения дела, когда, в соответствии с ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется в течение 48 часов либо после окончания административного расследования. В этой связи было бы целесообразно распространить положения ч. 1 ст. 27.15 КоАП РФ и на стадию возбуждения дела.



Дальнейшее совершенствование правового регулирования названных мер административно - процессуального принуждения будет способствовать повышению эффективности их применения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, в курсовой работе рассмотрены понятие и сущность государственного принуждения, а также административного принуждения, как одного из его видов. Государственное принуждение - это разновидность социального принуждения, то есть осуществляемый на строго правовой основе особый вид деятельности специально уполномоченных на то субъектов, как правило, государственных органов исполнительной и судебной власти, а в случаях, прямо указанных в законе, -и общественных формирований, состоящий в непосредственном физическом, психическом, материальном или организационном воздействии на субъектов правоотношений (как индивидуальных, так и коллективных) путем применения конкретных мер, негативных по своему содержанию для лица, в отношении которого они используются. Государственное принуждение применяется в случае совершения правонарушений; наступления особых условий в целях предупреждения, пресечения правонарушений; а также для недопущения нежелательных для общества и государства последствий природного, социального и техногенного характера.

Таким образом, административное принуждение представляет собой один из отраслевых видов правового принуждения со своими характерными особенностями, оно применяется чаще, чем иные виды принуждения и отличается разнообразием внешних форм проявления. Административное принуждение может быть регламентировано лишь федеральными законами, поскольку только они могут ограничивать права и свободы граждан (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Однако в настоящее время это положение Конституции часто не соблюдается, что составляет одну из серьезных проблем законности применения мер административного принуждения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ



Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 16.12.2019) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Федеральный закон О полиции от 07.02.2011 № 3-ФЗ ( ред. от 11. 07.2021) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 15.07.2021) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Литература

10. Бараковских С.А. Функциональные признаки мер административного принуждения / С.А. Бараковских. Урал: Вестник Уральского юридического института МВД России, 2017. 15 с.

11. Гоптарева И. Б. Право: учебник / под редакцией И. Б. Гоптаревой, А. И. Плотникова. Оренбург: ОГУ, 2016. 771 с.

12.Каплунов А.И. Процессуальные формы применения мер административного принуждения сотрудниками правоохранительных органов/ А.И. Каплунов. Москва: КиберЛенинка, 2017. 70 с.

13. Ковшевацкий В.И. К вопросу о сущности и правовой природе административного принуждения/ В.И. Ковшевацкий. Москва: Вестник Московского университета МВД России, 2016. 104 с.

14. Конин Н. М. Административное право: учебное пособие для вузов /Н. М. Конина, Е. И. Маториной. 3-е изд., перераб. и доп.Москва : Юрайт, 2021. 356 с.

15. Конин, Н. М. Административное право: учебник для вузов / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. 6-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2021. 431 с.