Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Функциональные признаки мер административного принуждения
Проблема государственного принуждения, в том числе и административного, его сущности и видов привлекает внимание широкого круга ученых различных отраслей как в области права, так и философских, социологических и ряда других наук, мнения которых по поводу сущности и особенностей данного института различны, а порой и противоположны.
Административное принуждение является базовым, доминирующим понятием по отношению к иным видам государственного принуждения, что объясняется широким спектром правовых отношений, регламентируемых нормами административного права.
Принуждение как метод административной деятельности органов исполнительной власти состоит в психическом, физическом, материальном либо организационном воздействии на сознание и поведение личности.
Психическое принуждение оказывает воздействие на разум и эмоции, иначе говоря, на психику личности, формируя ее волю, склоняя к требуемому правомерному поведению путем угрозы применения насилия или иных мер воздействия, которые могут повлечь невыгодные последствия для личности.
Например, охраняя общественный порядок, а также осуществляя функции в сфере обеспечения общественной безопасности, сотрудники полиции уполномочены предъявлять к личности требования, связанные с соблюдением правопорядка, исполнение которых гарантируется, а при необходимости и обеспечивается применением различных мер принуждения. К таким требованиям относится требование прекратить противоправное поведение. При условии невыполнения данного законного требования предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Физическое принуждение выражается путем непосредственного воздействия на личность, пресекая противоправное поведение, а также ограничивая ее свободу.
Так, например, производя задержание лица, совершившего административное правонарушение, сотрудник полиции лишает его в течение установленного законом срока свободы передвижения посредством применения к правонарушителю физической силы, наручников и других специальных средств. Этим сотрудник полиции пресекает противоправные действия нарушителя и т. п.
Посредством этих мер вопреки воле личности сотрудник полиции совершает действия, направленные на достижение целей административной деятельности.
Материальное принуждение воздействует на поведение личности через принадлежащее ей имущество либо денежные средства. Оно выражается в ограничении права владения, пользования или распоряжения, а также в изъятии денежных средств у правонарушителя (например, назначение наказания в виде административного штрафа).
Организационное воздействие может оказываться органами государственного управления на определенных лиц посредством воздействия на их интересы как субъектов какой-либо организованной системы или обладателей определенного специального статуса - организационное принуждение.
В теории административного права внимание акцентируется на классификации мер административного принуждения.
Так, под административным принуждением А. И. Каплунов понимает «метод государственного управления, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер воздействия, направленных на обеспечение неукоснительного выполнения юридических обязанностей лицами в связи с совершением ими противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности».
В научной литературе определение административного принуждения посредством применения принудительных мер предпринималось и рядом других авторов.
Так, например, А. В. Коркин считает, что «как правовой институт административно-правовое принуждение есть совокупность административно-правовых норм, регулирующих условия, основания и порядок применения мер административного принуждения, состоящих в негативных последствиях право ограничительного характера (психическом, материальном, организационном и физическом воздействии), применяемых к лицам (как физическим, так и юридическим) с целью профилактики, пресечения правонарушений, обеспечения надлежащего порядка, привлечения к юридической ответственности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности уполномоченными на то органами государственной власти, общественными организациями и их должностными лицами».
Аналогично подходит к определению административного принуждения и А. Н. Кокарев, считая, что административное принуждение состоит «в применении специально уполномоченными субъектами мер принудительного характера, предусмотренных нормами административного права и направленных на обеспечение общественной безопасности, а также защиту общественных отношений в сфере государственного управления».
Меры административного принуждения могут применяться как к правонарушителям, так и к лицам, не совершившим правонарушений (в целях предупреждения правонарушений, наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях). Именно это традиционное положение вызывает сомнения и споры. Логичной кажется позиция П. И. Кононова, который предлагает разграничить меры административного принуждения и меры предупредительного (профилактического характера), назвав их мерами административно-правового ограничения.
И это утверждение кажется оправданным, т. к. с функциональной стороны различного рода право-ограничения могут быть связаны с техногенными, антропогенными либо естественными опасными факторами, а не с фактом совершения административного правонарушения.
Административное принуждение, применяемое в административной деятельности полиции, не имеет цели причинить личности физические страдания или унизить ее достоинство. Однако оно не лишено ни карательного, ни устрашающего свойства и является правовым средством защиты общественных отношений от противоправных посягательств, а также средством предупреждения и предотвращения наступления обстоятельств, угрожающих как общественной, так и личной безопасности граждан.
При охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, а также в ходе реализации иных административных функций сотрудники органов внутренних дел могут в соответствии с законом принуждать лиц, нарушающих установленные нормы права, правила поведения, к их соблюдению, принудительно подчинять установленному правопорядку, самостоятельно и немедленно принимать меры к недопущению и пресечению правонарушений, созданию условий, обеспечивающих возможность привлечения виновных к ответственности.
Отказ от применения принудительных мер может привести к угрозе личной и имущественной безопасности граждан, к нанесению значительного ущерба общественному порядку, интересам общества и государства, предприятий, учреждений и общественных организаций.
Можно выделить и другой подход к пониманию содержания функциональных признаков мер административного принуждения, рассмотрев данный институт, с другой стороны.
Так, например, А. И. Каплунов считает, что «меры принуждения - это закрепленные законом способы, приемы и средства воздействия личного, имущественного и организационного характера, позволяющие заставить лицо исполнять юридические обязанности и соблюдать правовые запреты и состоящие из правовых ограничений, лишений, обременений, ответных действий, влекущих наступление правового урона, причинение морального, материального и физического вреда».
Исходя из целей применения, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей, применяемых мер административного принуждения, встречаются следующие классификации мер административного принуждения.
Так, А. Е. Лунев подразделил меры административного принуждения на меры взыскания и пресечения, выделив в группе мер административного пресечения специальную подгруппу «административные меры предупредительного характера».
Д. Н. Бахрах считает, что существуют три типа последних: административные взыскания (наказания), меры административного пресечения, восстановительные меры.
И. И. Веремеенко в своей работе указывает, что все меры административного принуждения в первой фазе классификации необходимо разделить на две группы: меры административного принуждения, применяемые в связи с правонарушением, и иные меры административного принуждения, или административно-предупредительные меры».
В. В. Гущин считает, что все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры обеспечения административного производства (административно-процессуальные меры), меры административного взыскания.
Сегодня в административно-правовой науке данная четырехзвенная классификация является наиболее распространенной. Однако, по нашему мнению, обозначенные виды мер административного принуждения в рамках представленной классификации не являются однозначными и требуют дальнейшей научной проработки.
В связи с вышесказанным абсолютно оправданна позиция Б. В. Россинского, который утверждает, что меры административно-процессуального обеспечения искусственно выделены из большого числа административно-пресекательных мер, т. к. фактически любые действия, осуществляемые после совершения административного правонарушения, не могут не способствовать обеспечению производства, если они облечены в процессуальную форму.
В подтверждение данной позиции хотелось бы остановиться на новации, которую предлагает профессор Д. В. Осинцев. По его мнению, «выделять группы на основе указанных признаков не просто бессодержательно, но и просто ошибочно, т. к. названные признаки встречаются в любой классификационной группе мер пресечения, а вот над чем действительно необходимо поработать, так над уточнением функциональных признаков мер административного принуждения, какую роль они играют в правовом регулировании в целом, и, не побоюсь этого слова, над дискредитацией процессуальных мер принуждения (обеспечения), так как у них несколько иные задачи и функции, чем это оговаривается в главе 27 КоАП РФ».
Безусловно, научному сообществу сложно в одночасье отказаться от традиционного рассмотрения административного принуждения сквозь призму его признаков и систему образующих его мер, однако с чем действительно следует согласиться, так это с предложением продолжить работу по уточнению функциональных признаков мер административного принуждения и их роли в правовом регулировании в целом, что и планируется продолжить нами в дальнейших исследованиях по рассматриваемой теме.
Основными критериями функциональных признаков мер административного принуждения являются:
- соразмерность объема ограничений прав лица при применении принуждения с действительной необходимостью, диктуемой обстоятельствами дела.