Файл: Контрольная работа по дисциплине Правоведение Вариант 15 Студент гр. 320тббтппб кузнецова В. А. Преподаватель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.








МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет»




Механико-технологический факультет
Кафедра «Безопасность жизнедеятельности и химия»

Контрольная работа по дисциплине «Правоведение»
Вариант №15

Студент гр. 3-20-ТБ-бтпп-Б

_______ Кузнецова В.А.
Преподаватель

__________ Захарова Л.И.

«____» _________ 2023 г.
Брянск 2023

Оглавление


Введение 3

Сущность права 4

Общие признаки права 6

Основные принципы и функции права 7

Соотношение права и других социальных норм 9

Список литературы 15


Введение


Поведение людей в обществе регулируется различными социальными нормами: нормами права, морали, обычаями, традициями, корпоративными нормами. Как определяются эти понятия:

1) нормы нравственности и морали – это правила поведения, которые формируются в обществе и указывают на то, что является справедливым и несправедливым, а выполнение этих норм обеспечивается силой общественного мнения;

2) обычаи – это нормы поведения, стихийно сложившиеся в обществе в результате их неоднократного повторения, и их соблюдение обеспечивается привычкой, воспитанием;

3) нормы общественных организаций (корпоративные нормы) – это правила поведения, установленные в определенной организации и касающиеся членов этой организации, а их выполнение обеспечивается мерами ответственности, установленными в организациях, где они действуют.

Однако люди не всегда придерживаются всех установленных в обществе правил поведения. Это объясняется различной степенью их обязательности.

Право появляется вместе с возникновением государства. Это было естественно, поскольку государство является организацией, которая объединяет уже не родственников, а население, проживающее на определенной территории. Для регуляции взаимоотношений между соседями оказываются недостаточными обычаи, традиции, нормы морали и религиозные верования, кровнородственные связи. Тогда и возникло право как регулятор взаимоотношений в обществе, где люди неравны в имущественном и социальном положениях.

Сущность права


Право создавалось людьми для удовлетворения определенной социальной потребности. Люди не могут существовать, не взаимодействуя друг с другом, не создавая коллективов, организаций. Только благодаря этому взаимодействию они удовлетворяют свои материальные, духовные, физиологические и иные потребности. Однако в большинстве своем интересы и потребности не совпадают, поскольку все люди обладают различными способностями и талантами, неодинаковым материальным положением, социальным статусом. Вследствие этого их совместная деятельность предполагает наличие четких правил, которые являются результатом согласия, компромисса и должны соблюдаться всеми, быть обязательными для всех. Обязательность соблюдения таких правил придает человеческим действиям и поступкам предсказуемость, управляемость, а всему обществу — стабильность и упорядоченность. Для отдельной личности право гарантирует свободу, независимость, индивидуальность, определенную границами этих правил. Право в нормативной форме «вводит» в ткань человеческих отношений ценности добра, справедливости, милосердия, гуманизма и т.п. Именно через право данные ценности становятся элементами человеческого поведения. В этом выражается общечеловеческое назначение права.

Философы и мыслители по-разному объясняли, что есть право. Аристотель утверждал, что право – это политическая справедливость, для Средневековья характерно понимание права как божественного установления, Ш.-Л. Монтескье определял право, как «реализованную справедливость», а Карл Маркс усматривал в сущности права волю экономически господствующего класса.

В настоящее время большинство специалистов сходятся во мнении, что право имеет две формы существования – естественное и позитивное право.

Естественное право охватывает природные неотъемлемые права человека, принадлежащие ему от рождения (право на жизнь, свободу, независимость, честь, достоинство, неприкосновенность), и общие, исходные, начала права (справедливость, равенство, гуманизм, ответственность за вину). Оно зарождается и развивается в самом обществе независимо от государства.

Позитивное право, напротив, – продукт деятельности государства. То есть это совокупность правил поведения, создаваемых и охраняемых государством. Нормы

позитивного права выражаются в правовых обычаях, законах, судебных прецедентах и иных источниках права. Поэтому мы и говорим, что позитивное право – это система общеобязательных норм и правил поведения, исходящих от государства и им охраняемых, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Идеальным было бы воплощение естественного права в позитивном.

Общие признаки права


1) Нормативность (выражается в установлении общего масштаба поведения, который определяет границы дозволенного, запрещенного, обязательного; не персонифицировано, т.е. адресовано не конкретному человеку, а множеству людей, организаций, предприятий);

2) Обязательность (право является общеобязательным, так как исходит от государства и им охраняется посредством установления юридических санкций);

3) Формальная определенность (право имеет конкретную форму, т. е. выражается в определенных, признаваемых в данном государстве источниках – законах, обычаях, судебных прецедентах, указах, распоряжениях, постановлениях и т. д.);

4) Системность (представляет собой не простой набор норм, а целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга правил поведения.

5) Универсальность (право рассчитано на урегулирование неопределенного количество жизненных случаев, т.е. мы можем говорить о многократности использования правовых норм).

6. Связь права с государством (государство не только целенаправленно создает нормы права в процессе правотворчества, но и обеспечивает реализацию их требований с помощью правоохранительных органов. Однако связь права с государством двухсторонняя: государственные органы и должностные лица создаются правом, существуют и действуют (по крайней мере, должны) строго на основе права. Именно правовые нормы наделяют государственные органы полномочиями.

Основные принципы и функции права


Принципы права – основополагающие идеи, реализующиеся в содержании и форме позитивного права (главные руководящие идеи, основные свойства, требования, особенности, права).

В принципах проявляется сущность права, его значение для общества. Выделяют следующие принципы права:

1. Принцип справедливости (соответствие права существующим в обществе моральным нормам);


2. Принцип демократизма (народовластия) (право должно выражать интересы большинства);

3. Принцип равенства права.

4. Принцип гуманизма (человеколюбия).

5. Принцип свободы субъектов права.

6. Принцип законности.

7. Принцип ответственности за вину.

8. Принцип взаимной ответственности государства и личности.

9. Принцип единства норм права.

10. Принцип реальности норм права.

Функции права – это основные направления воздействия права на общество, посредством которых реализуются цели права.

В функциях, как и в принципах, проявляется сущность права. К основным функциям права относят:

А) Социальные функции:

1. Экономическая – закрепление определенного типа производственных отношений.

2. Политическая – закрепление отношений по поводу власти.

3. Идеологическая – закрепление определенной идеологии или, напротив, плюрализма идей.

Б) Юридические функции:

1. Регулятивная функция права состоит в обеспечении четкой организации и стабильного функционирования общественных отношений. Это находит выражение в том, чтобы отчетливо закрепить права и свободы человека и гражданина, полномочия государственных органов и должностных лиц.

2. Охранительная функция права заключается в отделении нормы права от других норм (морали, традиций, обычаев). Она осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, направленные на охрану положительных и вытеснение вредных, опасных для общества отношений.

Охранительная функция реализуется:

• путем введения запретов на совершение противоправных деяний;

• установлением санкций за совершение противоправных деяний;

• непосредственным применением санкций в отношении лиц, совершивших правонарушение.

Соотношение права и других социальных норм


Возникновение права не вытеснило иные социальные нормы, поскольку не все отношения в обществе можно регулировать с помощью права. Так, например, сфера чувств, переживаний, любовные отношения не регулируются правом. Семейное право регламентирует лишь имущественные и личные отношения супругов и детей, но не касается их чувств друг к другу. Эти отношения регулируются другими нормами: нормами морали, религии, обычаев, традиций, ритуалов.

Общее, что их объединяет, состоит в том, что все они являются нормативными регуляторами взаимоотношений людей в обществе, устанавливающими образцы социально необходимого поведения, принятого в данном обществе. Они определяют границы возможного и обязательного поведения людей, организаций, коллективов, нарушение которых влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя.


Действие всех социальных норм направлено на обеспечение порядка и стабильности в обществе. Однако перечисленные социальные нормы различаются:

• тем, как они формируются – стихийно или сознательно;

• в какой форме существуют – в письменных источниках или в сознании людей;

• как обеспечивается выполнение требований социальных норм – возможностью государственного принуждения или силой общественного мнения, внутренним убеждением;

• какую сферу общественных отношений они регулируют (политическую, этическую, эстетическую и т.п.).

Право и нормы обычаевпредставляют собой правила,которые в результате многократного повторения их использования входят в привычку людей и регулируют их поведение. Обычай только тогда можно считать социальной нормой, когда в силу длительности его применения он становится привычкой. А коль скоро обычай выступает уже как неотъемлемая часть поведения, то особых механизмов для обеспечения его функционирования не требуется. Например, нет необходимости закреплять в конституции государства правило «светофора», хотя в Правилах уличного движения оно нашло отражение.

Право не остается безразличным к обычаям. Те обычаи, которые противоречат праву, оно квалифицирует как правонарушениеНапример, обычай давать калым (выкуп) за невесту или похищать ее, который издавна был распространен у народов Кавказа и Средней Азии и почти повсеместно сохраняется там до сих пор. Эти действия противоречат нормам Семейного кодекса Российской Федерации, которые указывают, что «для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста» (ст. 12, п. 1), а также «запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» (ст. 1, п. 4). Следовательно, данные действия квалифицируются как правонарушение и преследуются по закону.

Однако на практике это тот самый случай, когда норма обычая сильнее официальных актов государства.

Право и религиозные нормыформируют смысл жизни человека, способствуют его адаптации (приспособлению, «приживаемости») в современном мире путем установления образцов поведения Богом, веры в них и наложения запретов на действия, противоречащие этим стандартам. Внешне религиозные нормы сходны с правовыми, поскольку они тоже зафиксированы, например, в Библии, Коране, Талмуде и т.п. В этих священных книгах образцы добродетельного поведения оформлены в виде требований. В Библии, например, это требования: «возлюби ближнего своего, как самого себя», «не убий», «не укради». Такие установки не оставляют выбора, пренебрежение ими признается грехом и «карается Богом». Право соблюдает принципы свободы совести и вероисповедания, которые гарантируют каждому человеку возможность свободно выбирать веру. Однако оно не остается безучастным к антигуманной деятельности тоталитарных сект, которые стремятся подавить личность, сделать верующих орудием в руках их руководителей.