Файл: Контрольная работа по дисциплине Правоведение Вариант 15 Студент гр. 320тббтппб кузнецова В. А. Преподаватель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Право и нормы моралипредставляют собой правила поведения, которые складываются на основе имеющихся в ту или иную эпоху в сознании общества представлений о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести и т.п. Мораль, кроме того, включает в себя абсолютные ценности, которые пригодны для всех случаев жизни. Если право оценивает поступки людей по принципу «можно-нельзя», то мораль делает это по принципу «хорошо-плохо». Нормы морали формируются стихийно, в результате отбора в ходе эволюции человеческого общества тех ценностей и идеалов, которые утверждают принципы добра и справедливости, достоинства человеческой личности. Моральные нормы не имеют специальных механизмов своей реализации. Их действие обращено к внутреннему миру человека с целью формирования у него внутренних убеждений и установок должного поведения: будь скромен, будь вежлив, «чти отца своего и мать свою» и т.п. Право и мораль тесно взаимосвязаны. Многие моральные нормы и принципы перешли в правовые нормы, например, принцип справедливости, который означает соразмерность наказания содеянному.
Вопрос о соотношении права и государства с давних пор решается с двух диаметрально противоположных точек зрения. Одни безоговорочно связывали появление права с деятельностью государства, признавая в качестве правовых норм только те, которые фиксировались в нормативных актах государственных органов и должностных лиц. Другие, напротив, полагали, что право существовало и существует вне деятельности государства, что государство само является порождением права.
К сожалению, на практике обе эти крайние позиции часто вели к неблагоприятным последствиям. В первом случае государство (в частности, чиновничество) начинало чувствовать себя источником высшей справедливости, а право при этом представлялось единственно в качестве универсального инструмента проведения государственной воли, в качестве своего рода придатка к государственной деятельности. Во втором случае государству отводилась второстепенная роль проводника тех норм, которые формируются помимо его участия.
истина заключается, видимо, в третьем подходе, в поиске золотой середины. Для этого необходимо отвлечься от того, какими предстают государство и законодательство в те или иные конкретные исторические периоды. Право и государство неразделимы, если вести речь о кардинальных причинах их появления в обществе, взаимообусловлены, формируют друг друга и взаимно влияют друг на друга.
«Совершенное государство» призвано выявить подлинную справедливость общественных отношений и зафиксировать ее в законах и подзаконных актах. Этим самым формируются нормы общеобязательные, формально определенные, способные выступать в качестве всеобщего масштаба поведения для всех, кто оказывается в ситуациях, предусмотренных нормативными актами. Только такие нормы могут быть взяты под охрану государства. Только их невыполнение влечет за собой меры государственного принуждения.
Итак, государство:
• отыскивает право;
• формулирует право;
• охраняет его.
Однако и право оказывает на государство существенное влияние:
• в правотворческой деятельности все органы государства должны следовать требованиям жизни, растворенной в ней «правде»;
• в правоисполнительной и правоохранительной деятельности все органы, все должностные лица должны следовать праву, выраженному в законах и основанных на законе иных актах государства;
• все органы государства создаются и функционируют не иначе, как только на основе закона, в пределах той компетенции, которая зафиксирована в нормативных правовых актах.
Долгое время в России господствовала позиция, по которой главенство отдавалось государству (этатистский подход). О значении права для государства говорили в основном в смысле использования законов для осуществления государственных функций. В последние годы акцент делается на роли права по отношению к государству. Отсюда приобрела значение теория правового государства, которое мыслится как альтернатива авторитаризму и тоталитаризму. Поэтому формирование правового государства невозможно без установления правовых основ государственного строительства, без соблюдения правопорядка и принципа законности. Правовое государство рассматривают как одну из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала, обеспечить и защитить свободу, честь и достоинство личности.
создание правового государства связано с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с повышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.
Очевидно,
пройдут десятилетия, пока идея правового государства воплотится в действительность. Пока же его формирование протекает скачкообразно, по формуле «шаг вперед — два шага назад». Позитивный результат зависит от того, насколько успешно будут преодолеваться обстоятельства, препятствующие созданию правового государства.
Список литературы
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.
2. Иконникова Г.И. Философия права. – М.: Юрайт, 2010. – 351 с.
3. Лейст О.Э. Сущность права. – М.: Зерцало-М, 2011. – 352 с.
4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Дело, 2011. – 528 с.
5. Нерсесянц В. Проблемы общей теории права и государства. – М.: Инфра-М, 2010. – 816 с.
6. Рассолов М.М., Малахов В.П., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 448 с.
7. Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – М.: Юрайт, 2011. – 752 с.