Добавлен: 01.02.2019
Просмотров: 8977
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства
Расторжение брака в судебном порядке
Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака
Статья 60. Равенство прав и обязанностей родителей
Статья 61. Права несовершеннолетних родителей
Статья 62. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
Статья 63. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
Статья 64. Осуществление родительских прав в интересах детей
Статья 65. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
Статья 66. Право родителей на истребование детей от других лиц
Имущественные права и обязанности супругов
Изменение и расторжение брачного договора
Признание брачного договора недействительным
Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей
Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей
Обязанности супругов по взаимному содержанию
Обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков
Обязанность внуков содержать дедушку и бабушку
Обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи
Статья 6. Общие положения о видах и уровнях бюджета
Статья 7. Республиканский бюджет
Статья 8. Областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы
Статья 9. Бюджет района (города областного значения)
Статья 10. Чрезвычайный государственный бюджет
Виды налогов, других обязательных платежей в бюджет
Расходы республиканского бюджета
Субъекты трудовых правоотношений
Возникновение, изменение и прекращение трудовых правоотношений
Основные права и обязанности работников
Основные права и обязанности работодателя
Основания прекращения трудового договора
Недействительность трудового договора
Документы, необходимые для заключения трудового договора
ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация
2. Общая характеристика источников права социального обеспечения
[править]Принцип равенства граждан перед законом
[править]Принцип запрета двойной ответственности
[править]Принцип необходимости
Обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность и наказание
Обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность и наказание
[править]Восстановление нарушенных прав
[править]Исправление осуждённого
[править]Специальная превенция
[править]Принудительное перемещение
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Статья 79. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
Статья 80. Назначение наказания несовершеннолетнему
Статья 81. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания
Статья 82. Принудительные меры воспитательного воздействия
Статья 83. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия
Статья 84. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания
Статья 86. Сроки погашения судимости
Арбитражное процессуальное право
Конституционно-процессуальное право
Не вызывает сомнения, что родовым объектом Главы 13 являются “общественные отношения, обеспечивающие авторитет государственной службы, уважение и доверие к ней со стороны населения, законную деятельность государственного и общественного аппарата”[90, с. 89].
Основным непосредственным объектом злоупотребления должностными полномочиями (ст. 307 УК) является нормальная деятельность соответствующего звена государственной службы и государственного управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан. Поскольку злоупотребление должностными полномочиями приводит к существенному нарушению прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства, то наряду с основным непосредственным объектом имеются и дополнительные объекты, которыми в зависимости от обстоятельств совершенного преступления могут быть конституционные права и свободы человека и гражданина, имущественные и другие интересы общества и государства и т.д.
Понятие основного непосредственного объекта превышения власти или должностных полномочий (п. в ч.4 ст.308 УК РК) можно сформулировать как “общественное отношение, содержанием которого является деятельность должностного лица по исполнению должностных полномочий в пределах, предоставленных ему действующим законом и основанными на нем подзаконными нормативными актами, направленная на реализацию задач и функций государственной власти и государственного управления”[91, с. 29].
Так же, как и при злоупотреблении, должностными полномочиями дополнительным объектом являются конституционные права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.
Непосредственным объектом незаконного участия в предпринимательской деятельности – общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности. Дополнительным объектом незаконного участия в предпринимательской деятельности – общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления конкурентной предпринимательской деятельности[92, с. 8].
Непосредственным объектом взяточничества являются общественные отношения, которые составляют содержание нормальной деятельности государственного аппарата и аппарата местного самоуправления в отдельных его структурных подразделениях, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, войсках и воинских формированиях Республики Казахстан[93, с. 14].
По мнению Р.А. Барсуковой, непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст.314 УК РК, является порядок составления и выдачи субъектом официальных документов. Дополнительным непосредственным объектом служебного подлога являются права и законные интересы граждан, организаций, государства[94, с. 28].
Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 315 “Бездействие по службе”, является нормальная деятельность соответствующего звена государственной службы и государственного управления в лице государственных органов, органов местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан. Поскольку, как и в ст.307 УК РК, бездействие по службе приводит к существенному нарушению прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства, то наряду с основным непосредственным объектом имеются и дополнительные объекты, которыми в зависимости от обстоятельств совершенного преступления могут быть конституционные права и свободы человека и гражданина, имущественные и другие интересы общества и государства и т.д.
В соответствии с п. 1 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан “О судебной практике по делам о воинских преступлениях” от 28 октября 2005 года объектом воинских преступлений, в том числе и ст.380 УК РК, признается установленный порядок прохождения воинской службы в ВС РК, в других войсках и воинских формированиях, что и определяет родовой объект рассматриваемого состава преступления.
Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность органов военного управления, установленный в ВС РК порядок осуществления должностных функций военными начальниками, всеми воинскими должностными лицами, отвечающие интересам воинской службы и обеспечения постоянной высокой боевой готовности войск. Дополнительным объектом могут быть личность военнослужащего, охраняемые законом права и свободы, интересы воинов либо военное имущество, общественные или государственные интересы[95, с. 102].
Особого внимания заслуживает предмет коррупционного преступления, который обязателен в ст. 176, 193, 309, 311-314 УК. Так, если определение предмета взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, права на имущество или выгод имущественного характера не вызывает серьезных разногласий в теории и практике, то интересна полемика о получении взятки в виде предметов изъятых из гражданского оборота например, наркотических средств и психотропных веществ. По мнению Ю.И. Ляпунова, Б.В. Волженкина, Е.В. Курбатова и др., предметом получения взятки может быть и имущество, изъятое из свободного оборота или ограниченное в таком обороте, но тогда виновные лица несут ответственность и за незаконный оборот этих предметов[93, с. 16; 96, с. 73; 97, с. 196].
В условиях маргинализации социально незащищенных слоев населения в последние годы массовое явление стало приобретать проституция. В УК РК предусмотрена уголовная ответственность за вовлечение в занятие проституцией и сводничество (ст.ст. 270-271 УК), Законом Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия торговле людьми” от 2 марта 2006 года впервые в уголовное законодательство введено понятие эксплуатации, под которой также понимается занятие проституцией. Вполне понятно, что в случае принятия чиновником сексуальных услуг здесь имеет место аморальный поступок.
С другой стороны, если должностное лицо осведомлено о том, что сексуальные услуги оплачены, то это заставляет задуматься о наличии состава получения взятки, так как данная сексуальная услуга опосредованно носит материальный характер. Например, логичными представляются доводы А.К. Квициния: “Предметом взятки может быть все, чем можно подкупить должностное лицо и оказать на него влияние путем предоставления любых благ, услуг, независимо от того, материального или нематериального они свойства”[98, с. 19]. На наш взгляд, уголовная политика в ближайшем будущем должна развиваться в направлении расширения понятия предмета взятки по следующим основаниям:
Во-первых, при оплате взяткодателем услуг в интересах взяткополучателя девиантное поведение должностных лиц в данном случае является питательной средой для существования проституции (без спроса нет предложения);
Во-вторых, девиантное поведение должностных лиц, пользующихся платными сексуальными услугами, граничит с другими видами преступлений (ст. 122-123 УК РК);
В-третьих, половое либидо или инстинкт человека является его неотъемлемым психо-физиологическим свойством, так же, как и природное желание питаться, одеваться и т.д., то есть входит в потребностно-мотивационную сферу.
Однако указанное предложение носит сугубо теоретический характер, так как правоохранительные органы сегодня даже не могут эффективно противодействовать взяточничеству в привычном понимании его природы, не говоря уже о вышеприведенных примерах.
На основе проведенного анализа объекта коррупционного преступления, можно прийти к выводу, что единого родового объекта коррупционного преступления не существует ввиду многоплановости данных деяний. Вместе с тем, если не основным, то дополнительным объектом, так или иначе являются интересы государственной службы и государственного управления, что позволяет по объектам посягательства коррупционные преступления классифицировать на следующие виды:
1. Коррупционные преступления против собственности (п. “г” ч.3 ст.176 УК РК).
2. Коррупционные преступления в сфере экономической деятельности (п. “а” ч.3 ст.193 и п. “а” ч.3 ст.209 УК РК).
3. Коррупционные преступления против интересов государственной службы и государственного управления (ст. 307, п. “в” ч.4 ст. 308, ст. 310-315 УК РК).
4. Воинские коррупционные преступления (ст. 380 УК РК).
Как правильно отмечает Б.С. Никифоров, “рост значения того или иного общественного отношения влечет за собой наряду с усилением наказания за совершение соответствующих посягательств, так сказать, кристаллизацию, собирание к одному месту дотоле разрозненных постановлений уголовного закона, их объединение в один или несколько “укрупненных” составов, построенных на основе группового объекта объединяемых преступлений”[99, с. 130].
Если коррупционные преступления в основном по объекту, субъекту и субъективной стороне не различаются, то объективная же сторона коррупционных преступлений по своему содержанию различна и разнообразна.
Без объективной стороны деяния не может быть посягательства на объект преступления, нет и субъективной стороны как определенного отражения объективных признаков деяния в сознании субъекта, и, наконец, отсутствует субъект преступления. Совместно с другими элементами преступления объективная сторона определяет степень общественной опасности совершенного деяния, степень вины преступника и влияет на характер назначаемой ему меры наказания.
Большинство коррупционных преступлений совершаются путем действия, и только некоторые (ст. 315 УК РК) могут совершаться путем бездействия.
Также большинство составов коррупционных преступлений (ст. 176, 307-308, 310, 314, 380 УК РК) – материальные, а часть (ст. 192, 193, 209, 311-313, 315 УК РК) – формальные.
В соответствии с диспозицией объективная сторона коррупционных преступлений, закрепленных в примечании к ст.307 УК РК, характеризуется следующими деяниями:
1. Хищение чужого имущества, вверенного лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций, либо приравненному к нему лицу, сопряженное с использованием своего служебного положения.
2. Создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность.
3. Выпуск в обращение полученных заведомо незаконным путем неподдельных денег или иного в действительности существующего имущества с официальным приданием им статуса имущества, законно находящегося в обороте, сопряженное с использованием служебного положения.
4. Незаконное перемещение товаров или иных ценностей и предметов через таможенную границу, сопряженное с использованием своего служебного положения.
5. Использование своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
6. Совершение действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
7. Учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организации, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.
8. Получение взятки.
9. Дача взятки.
10. Способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.
11. Внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение исправлений, искажающих их действительное содержание, выдача заведомо ложных или поддельных документов.
12. Неисполнение своих служебных обязанностей, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов общества или государства.
13. Злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, а равно бездействие власти.
Таким образом, “объективную сторону должностных преступлений образуют специфические по своему предметному содержанию действия, которые выражаются в использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы”[96, с. 15]. Причем “…общие признаки для почти всех должностных преступлений приводятся в статье о должностном злоупотреблении, в связи с чем эту статью называют родовым составом должностных преступлений”[100, с. 218].
В соответствии с ЗРК “О борьбе с коррупцией” от 02.07 1998 года под коррупцией понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.
Объективная сторона рассмотренных составов преступлений полностью совпадает с приведенным выше понятием коррупции, а особенность коррупционных преступлений выражается в двух основных признаках.
Во-первых, они совершаются благодаря использованию соответствующими лицами своего служебного положения; во-вторых, - вопреки интересам службы[101, с. 842].
Объединяющим коррупционное преступление признаком для всех составов является дополнительный признак объективной стороны – способ совершения преступления.
От способов совершения преступления во многом зависят характер и тяжесть наступивших последствий; некоторые из них могут вызвать, кроме основного, еще и побочные вредные результаты, другие – представляют опасность тем, что являются более распространенными или с большими трудностями раскрываются, третьи опасны тем, что могут быть применены только организованной группой лиц, требуют определенной подготовки, а подчас связаны с совершением других преступлений и т.д.
По всем этим причинам способ совершения преступления не только служит квалифицирующим признаком некоторых составов, но в ряде случаев является важнейшим элементом, разграничивающим преступление и другие антиобщественные поступки[27, с. 73-74].
Во многих случаях, а именно в статьях особенной части, уголовное законодательство вводит указание на способ действия как элемент, делающий основной состав более опасным, а в некоторых случаях способ является обстоятельством, отягчающим уголовную ответственность, хотя об этом и не указывается в диспозиции конкретной уголовно-правовой нормы.