Файл: Теоретические основы консультирования 4 1 Понятие консультирования 4 2 Классификация консультационных услуг 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы консультирования 4
1.1 Понятие консультирования 4
1.2 Классификация консультационных услуг 6
Глава 2. Особенности консультирования в разных сфера менеджмента 14
2.1 Управленческое консультирование 14
2.2 Особенности консультирования органов государственного управления 16
Заключение 22
Список источников информации 23
Введение
В современном мире в сфере бизнеса, который непрерывно развивается и модернизируется, появился новый тренд - консалтинг - услуги профессионального консультирования по обширному ряду проблем различных сфер хозяйственной деятельности предприятий.
Агентство RAEX в 2019 году составило рэнкинг консалтинговых групп и компаний и выявило стабильный рост суммарных доходов его участников. По мнению экспертов агентства, объемы выручки российских консалтинговых компаний ежегодно увеличиваются на 10-15%.
В повседневной жизни довольно часто можно встретить понимание консалтинга и аудита как синонимов. Но такое понимание этих двух видов услуг неверно. Исследователи отмечают как большое количество сходных характеристик и особенностей, так же наличие существенных различий.
Стоит отметить, что консалтинг и аудит являются по сути представляют интеллектуальную услугу, которая оказывается опытными профессионалами в своей сфере. Соответственно у данных видов деятельности отмечаются такие черты, как нематериальность, комплексность, персонализация, непосредственное участие клиента в процессе оказания услуги и т.д.
Существенным различием между данными типами услуг является конечный продукт (результат). Для аудита – это заключение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности, для консалтинговой услуги - это консультация, совет, рекомендация или услуга по совершенствованию конкретных бизнес-процессов организации1.
Актуальность данной темы связана с текущими тенденциями и степенью разработки рекомендаций по управленческому консультированию. Стоит отметить, что рынок консультационных услуг в России пока еще не значительно развит.
Целью данной контрольной работы на тему «Особенности консультирования в различных сферах менеджмента» является как раз выявление всех нюансов и особенностей консалтинговых консультационных услуг в различных сферах менеджмента.
В процессе работы были поставлены следующе задачи:
-
рассмотреть теоретические основы понятия «консультационные услуги»; -
изучить виды консультационных услуг; -
проанализировать особенности консультационных услуг в разных сферах менеджмента.
Глава 1. Теоретические основы консультирования
1.1 Понятие консультирования
Исторически развитие управленческого консалтинга как специфического вида экономической деятельности относится к 30-м годам XX века. Именно в этот период появилась острая необходимость в получении информации, новых знаний, усвоении навыков и компетенции в более быстром темпе. Это объяснялось технологическим прогрессом, проходящим в промышленном производстве. Большинство фирм, организаций осознавало, что лишь использование новых знаний и практик «оставит их на плаву» и поспособствует достижению конкурентных преимуществ.
Но ограниченные внутренние ресурсы не позволяли использовать новые технологии и формировать важные навыки у сотрудников. Для решения подобных проблем и начали создавать консалтинговые компании. В 1914 году была создана компания деловых исследований Э. Буза, которая позднее была переименована в Booz Allen Hamilton. BAH является на сегодняшний день лидером мирового консалтинга.
Ближе к первой трети XX века пришло понимание необходимости внедрения стратегического, маркетингового и кадрового планирования, отсутствие которых оказывало негативное влияние на развитие бизнеса. Более того, подобный интерес был замечен не только в коммерческом секторе, для государственным и военным руководством многих стран было отмечено, что игнорирование привлечения консалтинговых служб негативно скажется на развитии всей страны в целом.
В современной научной литературе выделяют различные подходы к формированию определения «консультирование».
Международные организации в таких странах как США (AMCF), Европа (FEACO) и Япония (ZEN-NOH-REN), специализирующиеся на изучении управленческого консалтинга, дают свои определения консалтинговых услуг.
Определение FEACO (Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению) будет наиболее близким, так, как российский рынок консалтинга в целом и рынок управленческого консалтинга в частности являются частью европейского рынка услуг, поэтому автор далее в статье рассматривает именно его.
Консультационная услуга – это совет, рекомендация, анализ, оценка, прогноз, справка и т. п. в предметной области интересов клиента, т. е. продукт консультационной деятельности, получаемый в процессе взаимодействия субъекта и объекта консультирования.
Консалтинг представляет собой вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. Основная его цель заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.
Управленческое консультирование - услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами, чтобы помочь руководителю в организации диагностики, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблем. Для наиболее полного раскрытия этой дефиниции обратимся к характерным чертам управленческого консультирования.
Процесс консультирования представляет собой последовательную серию действий, шагов, организационных событий или мероприятий, которые предпринимает консультант для разрешения проблем, достижения позитивных перемен внутри клиентской организации и/или создания условий, при которых клиент в состоянии сделать это самостоятельно.
Консультант - физическое или юридическое лицо, оказывающее консультационные услуги, как правило, на коммерческой основе. Это специалист в конкретной области, который обладает знаниями, аналитическими и диагностическими навыками, способностью творчески применить их при решении проблем клиента, соблюдающий этические нормы и стандарты профессии. Под клиентом понимается любое физическое или юридическое лицо, обратившееся за решением проблемы в консультационную фирму, предоставившее ей минимально-необходимую информацию о сути проблемы и заключившее договор на оказание консультационных услуг. Кроме того, под клиентом понимается не только внешний потребитель продукции. В качестве клиента рассматривают и работника самого предприятия, потребляющего «внутренний продукт», производимый другими работниками, а также бизнесс-процессы, в ходе которых происходит подготовка и создание продукта для внешнего клиента.
1.2 Классификация консультационных услуг
Макарова Ж.А. отмечает в своих исследованиях большое количество подходов к классификациям специалистов по управленческому консультированию, но практически все они строятся на основании двух подходов :
– с точки зрения предмета консультирования – попредметная классификация;
– с точки зрения метода консультирования – методологическая классификация.
Согласно автору, попредметная классификация представлена более обширно, так как она является более доступной и легкой для понимания потребителями услуг специалистов по управленческому консультированию. Соответственно этой классификации выделяют специалистов по вопросам консультирования в общем менеджменте, консультантов по производственному менеджменту, консультантов по маркетингу, консультантов по вопросам управления персоналом и так далее.
Методологическая классификация же имеет другое направление – она ориентирована на восприятие самими консультантами. Такая классификация позволяет классифицировать специалистов по управленческому консультированию с позиции методов их работы. На основании этой классификации выделяют консультантов-экспертов, консультантов по процессу и обучающих консультантов.
В этом же исследовании показаны и другие классификации, основанные на большом многообразии принципов, разработанные Алешниковой В.И, Шейном Е., Кернсом Д.Т., Недлером Д.А., Пригожиным А.П.2
В других исследованиях выделяют классификацию по общепринятой научно-теоретической концепции бизнес-консалтинга:
1. Менеджмент
2. Администрирование
3. Финансы
4. Кадры
5. Маркетинг
6. Производство
7. Информационные технологии
8. Специальные услуги.
Одна из крупнейших международных ассоциаций в сфере консалтинга - European Federation of Management Consulting Associations (FEACO), основанная в 1960 году и насчитывающая в своем составе около 15 национальных ассоциаций-членов. Ее представителем в России является Российская Ассоциация Консультантов по Экономике и Управлению (АКЭУ). В качестве предоставляемых консультационных услуг своими членами данная ассоциация выделяет следующие категории:
-
Консультирование по стратегическому управлению и организационному развитию:-
Стратегическое планирование бизнеса; -
Совершенствование организационных структур и процессов управления; -
Консультации по реорганизации предприятий и процессов производства; -
Проведение реинжиниринга бизнес-процессов предприятий; -
Проведение реструктуризации предприятий; -
Автоматизация процессов управления;
-
-
Консультирование по финансовому и инвестиционному управлению:-
Анализ финансовой деятельности и совершенствование системы отчетности; -
Экспертная оценка бизнес-планов и инвестиционных проектов по международным стандартам; -
Разработка бизнес-планов, а также инвестиционных проектов (в том числе иностранных); -
Содействие в привлечении кредитования и инвестиций; -
Консультирование по слияниям и приобретениям предприятий; -
Оценка платежеспособности предприятий; -
Консультирование по управлению активами на фондовом рынке; -
Консультирование по вопросам банкротства и финансового оздоровления предприятий; -
Создание структур холдингов;
-
-
Консультирование по бухгалтерскому, финансовому и управленческому учету:-
Экспертиза отчетности и рекомендации по ее оптимизации; -
Постановка прозрачности в отчетности предприятия; -
Разработка системы учета и управления издержками; -
Разработка концепций и регламентов бюджетного управления; -
Восстановление и ведение бухгалтерской отчетности предприятий; -
Консультирование по организации бюджетирования предприятия;
-
-
Консультирование по маркетингу и маркетинговые исследования:-
Построение системы результативного маркетинга и рекламы; -
Маркетинговые исследования рынков товаров и услуг; -
Формирование имиджа предприятий и развитие торговой марки; -
Организация служб сбыта предприятий; -
Разработка ценовой политики компании; -
Разработка рекламных кампаний предприятий и организация PR;
-
-
Консультирование по организации производства товаров и услуг:-
Консультирование по логистике в области производства; -
Консультирование по управлению логистическими процессами; -
Аудит системы управления запасами и материальными ресурсами компании; -
Разработка систем поддержания и контроля качества производства; -
Разработка, внедрение и подготовка к сертификации СМК, соответствующих требованиям МС ИСО 9001:1994, 9001:2000; -
Разработка, внедрение и подготовка к сертификации СМК, соответствующих требованиям МС ИСО 14001:1996, API, HACCP, GMP; -
Экспертиза целесообразности разработки СМК на базе международных стандартов для конкретного предприятия; -
Разработка и внедрение отдельных аспектов СМК на основе МС ИСО 9004:2000;
-
-
Разработка информационных технологий:-
Разработки информационно-функциональных моделей бизнеса предприятий; -
Разработка систем учета и анализа данных статистики поставок, производства и продаж; -
Разработка и внедрение специализированного программного обеспечения; -
Разработка и внедрение автоматизированных систем управления предприятием; -
Разработка корпоративных информационных систем;
-
-
Консультирование по использованию и внедрению информационных технологий:-
Консультирование по информационным технологиям; -
Консультирование в области телекоммуникаций; -
Консультирование в области разработки и развития Интернет-ресурсов; -
Консультирование персонала по работе с информационными технологиями;
-
-
Консультирование по налогообложению:-
Аудит налогообложения; -
Оптимизация налогообложения; -
Постановка системы налоговых платежей предприятия;
-
-
Консультирование в области человеческих ресурсов:-
Тестирование, подбор и оценка персонала; -
Обучение и тренинги персонала по различным направлениям; -
Консультирование по планированию и использованию трудовых ресурсов; -
Разработка методов стимулирования персонала; -
Консультирование по методам управления персоналом: -
формирование кадрового состава, поддержки работоспособности, оптимизации кадрового состава, кадрового аудита; -
Формирование управленческих команд и рабочих групп на различных уровнях управления; -
Разработка стратегии совершенствования и обучения персонала;
-
-
Консультирование по юридическим вопросам бизнеса:-
Экспертиза и составление юридической документации; -
Правовое сопровождение антикризисного управления; -
Регистрации, перерегистрации предприятий, представительств, получение лицензий; -
Защита интересов собственника; -
Проверка надежности и платежеспособности предприятий; -
Консультирование по гражданскому, трудовому, корпоративному, налоговому и другим видам права;
-
-
Оценочная деятельность:-
Оценка стоимости активов и бизнеса; -
Оценка основных средств, оборудования, нематериальных активов, земли, транспортных средств, состояния бизнеса и т. д.; -
Проведение экспертизы, в том числе и международной, результатов представленной оценки; -
Оценка пакетов акций; -
Оценка недвижимости и незавершенного строительства;
-
-
Аудиторские услуги :-
Общий аудит; -
Аудит банков, бирж, страховых компаний; -
Подготовка аудиторских заключений по международным стандартам; -
Экспертиза и предоставление международных заключений на проведенный аудит;
-
-
Другие виды услуг:-
Экологическое консультирование; -
Консультирование по программам технического содействия России (ЕС, Мировой банк, двусторонние программы); -
Консультирование по экспортно--импортным операциям.
-
Помимо этого, стоит отметить тенденцию к индивидуализации консалтинговых услуг в современной бизнес-среде. В качестве примера можно привести российскую компанию ООО НЕКВЕЙЛ (NEKWEYL), являющуюся единственной в мире узкоспециализированной консалтинговой компанией для организаций дополнительного профессионального образования. Таким образом, с учетом специфики потребностей клиентов компаний, рынок консалтинговых услуг обладает новыми для данной сферы бизнес-единицами. Компания классифицирует свои услуги в зависимости от направления деятельности следующим образом:
-
Методический консалтинг:
-
Разработка методических материалов; -
Аренда портала дистанционного обучения;
-
Юридический консалтинг:
-
Получение аккредитации Министерства труда и социальной защиты РФ для обучения работодателей и работников вопросам Охраны труда; -
Согласование программ Пожарно-технического минимума в структурах МЧС; -
Аудит сайта образовательной организации на предмет соответствия требованиям законодательства; -
Подготовка документов для наполнения сайта образовательной организации в соответствии с требованиями законодательства; -
Аудит готовности образовательной организации к выездной проверке; -
Представление интересов образовательной организации в ходе проведения плановой выездной проверки; -
Подготовка ответа на предписание структурного подразделения Рособрнадзора по итогам выездной проверки; -
Консультация эксперта по вопросам применения законодательства РФ в сфере ДПО;
-
Стратегический консалтинг:
-
Разработка финансовой стратегии; -
Разработка стратегии развития; -
Формирование целей и миссии; -
Аудит стратегического планирования; -
Разработка стратегии роста;
-
Кадровый консалтинг:
-
Аудит кадрового менеджмента; -
Разработка кадровой стратегии; -
Повышение квалификации работников; -
Оптимизация организационно-функциональной структуры; -
Оформление документации по аттестации педагогических работников;
-
Маркетинговый консалтинг :
-
21 Услуги профессионального дизайнера; -
22 Аудит маркетинговой деятельности; -
23 Разработка маркетинговой стратегии; -
24 Разработка имиджевой стратегии; -
25 Маркетинговый аудит сайта;
-
Консалтинг системы управления: