Файл: Теоретические основы консультирования 4 1 Понятие консультирования 4 2 Классификация консультационных услуг 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Консультация эксперта менеджмента в образовании; -
Аудит менеджмента качества; -
Разработка управленческой стратегии; -
Повышение квалификации владельца образовательной организации; -
Оптимизация бизнес-процессов .
Исходя из анализа предложенных классификаций видно, что для научно-теоретических изысканий в области менеджмента консалтинг как вид предпринимательской деятельности представляет огромный интерес. Стоит отметить тенденцию ежегодного роста популярности консалтинга и его прибыльности. Однако в настоящее время нет четкой утвержденной классификации консалтинговых услуг по причине их разнообразности и специфичности3.
Ряд исследователей в сфере консультирования предложили следующую типологию управленческого консультирования:
• консультирование проекта — консультант сам анализирует, ставит диагноз, разрабатывает и предлагает проект решения проблемы;
• консультирование процесса — консультант организует групповую работу сотрудников клиентской организации для поиска нужного решения проблемы, используя активные методы обучения (АМО); он может также принимать участие в разработке рекомендаций;
• консультирование через рефлексию — консультант, проведя анализ и поставив диагноз «болезни» предприятия, предоставляет руководителю картину его собственной деятельности, затем, используя специальные приемы, помогает руководителю как бы выйти за пределы этой деятельности и наблюдать за ней со стороны (это позволяет увидеть и осознать собственные ошибки, а значит, и скорректировать их с учетом увиденного);
• консультирование путем взаимообучения — консультант по специальной программе организует непосредственный обмен навыками и достижениями между руководителями (Всесоюзный клуб директоров, Международная ассоциация руководителей предприятий);
• учебное консультирование — консультант в аудиторной обстановке демонстрирует специалистам-управленцам проработанные пути и способы решения различных нетривиальных задач (он может проводить дополнительные учебные занятия);
• экспертное консультирование — в качестве консультантов выступают узкие специалисты (юристы, социологи и т. п.), а клиент предоставляет им информацию, контролирует их деятельность, усваивает рекомендации и принимает соответствующие управленческие решения.
Глава 2. Особенности консультирования в разных сфера менеджмента
2.1 Управленческое консультирование
Управленческое консультирование или консультирование в области управления персоналом - отдельный вид профессиональной деятельности, направленный на качественное оказание услуг руководителям различных организаций по вопросам экономики и управления4.
Для данного направления характерна форма консультирования - независимая помощь руководителю и выработка советов и рекомендаций.
Субъектом консультирования в области управления персоналом как трудового процесса является специалист по управленческому консультированию или консультант по управлению персоналом организации.
Согласно Воложанину В. В., консультант по управлению персоналом организации - это специалист, обладающий необходимыми знаниями, умениями и навыками в области профессионального консультирования. И приглашенный для выполнения работы5.
Основной задачей в сфере управления человеческими ресурсами каждой конкретной организации является объединение векторов, направленностей индивидуальных трудовых усилий каждого работника организации с основными положениями стратегии развития предприятия, а также целями и задачами организации6. При этом, ведущая задача консультирования в сфере управления персоналом - достижение оптимизации затрат руководителей организации и их усилий, направленных на привлечение и рациональное использование человеческого потенциала и человеческих ресурсов предприятия.
Объектом консультирования в области управления персоналом является человек, сотрудник организации какого-либо звена, а также и сама организация в качестве целевой форма объединения, активизации человеческого потенциала и ресурсов. Объект управленческого консультирования имеет много общего с объектом управления как отдельного вида профессиональной деятельности7.
Таким образом, можно заключить, что профессиональная деятельность специалиста по консультированию в области управления персоналом формируется на конкретных принципах и имеет в своей основе разделение труда между субъектами и представителями объекта консультирования в сфере управления в рамках осуществления и достижения поставленных задач, направленных на совершенствование процесса управления.
Особенности и характер взаимодействия сотрудника и управленческого консультанта отражаются на конкретной модели управленческого консультирования. Мнацаканян приводит следующие особенности:
1) специфические особенности объекта консультирования (например, принадлежность по отрасли, масштабность объекта, наличие или отсутствие мотивации к совместной деятельности, готовность к изменениям, уровень квалификации персонала, а также стаж работы и опыт профессиональной деятельности управленческого персонала);
2) специфика субъекта (например, как профессиональные, так и личные качества, уровень квалификации и опыт работы консультанта);
3) характер и особенности проблемы, которую необходимо решить, а также ожидания сотрудников от результата сотрудничества с консультантом.
Данный автор отмечает в сфере управленческого консультирования в области управления персоналом и человеческими ресурсами значимость экономического и социального характера.
Экономическая значимость связана с вероятностью повышения финансовых затрат в связи с невозможностью качественного выполнения этим сотрудником должностных обязанностей, а социальная значимость отражает специфику и характер психологического климата в трудовом коллективе, уровень удовлетворенности трудом, влияет на уровень мотивации и текучесть кадров организации8.
2.2 Особенности консультирования органов государственного управления
А.И. Портнягин в своих исследованиях рассматривает консультационную деятельность государственной сферы и считает ее весьма перспективной, но приэтом наиболее трудной и непривлекательной. С одной стороны, консультируя орган государственного управления, специалист получает выгодный для себя статус, известность, приобретает благоприятную репутацию в среде своих клиентов. С другой стороны, на его деятельность накладывается множество ограничений, касающихся целей и задач, методов и результатов, характера и типа консультирования. Причем эти ограничения бывают и объективного, и субъективного свойства. В итоге специалист, консультирующий органы госуправления, если и выигрывает в последствиях своей работы, нередко проигрывает в качестве консультирования.
Особенности консультирования органов государственного управления обусловлены их специфической природой и свойствами.
Организационная структура государственных органов относится к одному из типов бюрократической структуры. Содержание и структура деятельности определяются нормативными документами. В связи с этим возрастает роль достаточно жесткой организационной структуры в процессе регулирования
9.
Государственная бюрократическая организация склонна к саморазвитию, которое достоверно описал английский специалист в области менеджмента С. Паркинсон1. Сдерживающим фактором явлений в гос. сфере могут быть фиксированный бюджет и общественный контроль, однако они способны лишь замедлять количественный рост элементов организационной структуры10.
Структурные подразделения органов государственного управления, формируются по целевому признаку, но очень часто это сопровождается делением по разным административным подразделениям. Очень часто большой комплекс задач или объектов выпадает из поля зрения государственных органов.
Поэлементная структура органов государственного управления выстраивается спонтанно, чаще всего как следствие субъективного ее видения руководителями более высокого уровня. В ней накапливается немало дисфункций, наиболее распространенной из которых является «господство структуры над функцией».
Распределение должностных и подразделенческих обязанностей, их нормативное закрепление в органах государственного управления представляют собой длительный и сложный процесс. Поэтому их перепроектирование является трудоемкой, дорогостоящей и не всегда желательной процедурой. Неслучайно, если в деятельности появляются новые цели и функции, то чаще всего это не сопровождается перестройкой существующей структуры, она лишь дополняется новыми структурными элементами.
Руководители часто прибегают к обобщениям. В связи с этим «реальные» решения, разрабатываемые на низших ступенях организационной иерархии, на высших ее ступенях трансформируются в «формальные», т. е. утверждаются без сколько-нибудь серьезного анализа. Различия между «реальными» и «формальными» решениями тем заметнее и значительнее, чем больше уровней в иерархии и чем больше удаленность друг от друга массивов информации, сосредоточенных на соответствующих уровнях. В итоге качество принимаемых решений невысокое.
Горизонтальная координация слабая или вообще отсутствует. Ведется краткосрочное планирование под бюджет. Осуществляется малоэффективный контроль при отсутствии четких критериев. Организация обратной связи и вообще информационная инфраструктура развиты недостаточно. К сильным сторонам такой организации относятся дисциплина, быстрое определение текущих приоритетов деятельности, бюджетный контроль.
При подборе кадров учитываются достаточно формальные квалификационные требования. В результате при отсутствии четких критериев оценки личной результативности их деятельности не гарантируется качество персонала. Аргументы в пользу создания эффективных «команд» политиков и чиновников также не подтверждают свою
убедительность политико-административной практикой11.
Мотивация и стимулирование профессиональной деятельности государственных служащих осуществляются путем защиты их материальных и других социальных прав, через возможный должностной рост, присвоение классных чинов, а также осознание повышенной социальной ответственности, которое, в свою очередь, обеспечивается посредством подбора кадров, достойных миссии государственной службы и обладающих необходимыми деловыми и моральными качествами, и их воспитания, включая применение дисциплинарных взысканий. При этом исследование факторов мотивации в органах государственного управления доказывает общую ориентированность служащих на процесс деятельности, а не на ее результаты. Для них наиболее привлекательна работа без больших напряжений и стрессов. Они стремятся продвинуться по службе, но без дополнительных усилий с их стороны. Самым значительным фактором труда продолжает оставаться материальное вознаграждение12.
Организационную культуру также отличает ряд особенностей. Персонал государственных органов можно разделить на три категории: консерваторы, карьеристы и инициаторы. Консерваторы составляют основную массу технических служащих и исполнителей среднего звена. Эти люди не имеют избыточных амбиций: они, возможно, уже достигли потолка в своей служебной карьере или ожидают незначительных продвижений по службе.
Карьеристов характеризует амбициозность. Они составляют значительную часть «вторых» лиц государственных органов и руководителей подразделений. Успех для них связан с принятием правильных решений. Карьеристы готовы присоединиться к инициаторам, когда будет достигнут консенсус о поддержке нового подхода и когда реализация нововведений не вызывает больших сомнений. Проблема, создаваемая карьеристами, заключается в их неспособности предложить решения. Их деятельность эффективна, когда им дана директива и нужно выполнять задачи.
Инициаторы составляют меньшинство на государственной службе и обычно не процветают. Люди с идеями стремятся к риску. У них есть определенные ценности и представления о том, что и как должно быть сделано. Инициаторы стремятся к успеху и верят в то, что делают, стараясь играть лидирующие роли.
Появление консультанта влечет мало изменений в организационной культуре. Сотрудники, которых консультант тщательно отбирает для формирования механизма активного саморазвития организации, в разгар работы могут уйти в отпуск по графику, значительная часть персонала ожидает окончания проекта, чтобы все встало на свои места.