Файл: Теоретические основы консультирования 4 1 Понятие консультирования 4 2 Классификация консультационных услуг 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение 2

Глава 1. Теоретические основы консультирования 4

1.1 Понятие консультирования 4

1.2 Классификация консультационных услуг 6

Глава 2. Особенности консультирования в разных сфера менеджмента 14

2.1 Управленческое консультирование 14

2.2 Особенности консультирования органов государственного управления 16

Заключение 22

Список источников информации 23


Введение


В современном мире в сфере бизнеса, который непрерывно развивается и модернизируется, появился новый тренд - консалтинг - услуги профессионального консультирования по обширному ряду проблем различных сфер хозяйственной деятельности предприятий.

Агентство RAEX в 2019 году составило рэнкинг консалтинговых групп и компаний и выявило стабильный рост суммарных доходов его участников. По мнению экспертов агентства, объемы выручки российских консалтинговых компаний ежегодно увеличиваются на 10-15%.

В повседневной жизни довольно часто можно встретить понимание консалтинга и аудита как синонимов. Но такое понимание этих двух видов услуг неверно. Исследователи отмечают как большое количество сходных характеристик и особенностей, так же наличие существенных различий.

Стоит отметить, что консалтинг и аудит являются по сути представляют интеллектуальную услугу, которая оказывается опытными профессионалами в своей сфере. Соответственно у данных видов деятельности отмечаются такие черты, как нематериальность, комплексность, персонализация, непосредственное участие клиента в процессе оказания услуги и т.д.

Существенным различием между данными типами услуг является конечный продукт (результат). Для аудита – это заключение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности, для консалтинговой услуги - это консультация, совет, рекомендация или услуга по совершенствованию конкретных бизнес-процессов организации1.

Актуальность данной темы связана с текущими тенденциями и степенью разработки рекомендаций по управленческому консультированию. Стоит отметить, что рынок консультационных услуг в России пока еще не значительно развит.

Целью данной контрольной работы на тему «Особенности консультирования в различных сферах менеджмента» является как раз выявление всех нюансов и особенностей консалтинговых консультационных услуг в различных сферах менеджмента.


В процессе работы были поставлены следующе задачи:

  1. рассмотреть теоретические основы понятия «консультационные услуги»;

  2. изучить виды консультационных услуг;

  3. проанализировать особенности консультационных услуг в разных сферах менеджмента.

Глава 1. Теоретические основы консультирования

1.1 Понятие консультирования


Исторически развитие управленческого консалтинга как специфического вида экономической деятельности относится к 30-м годам XX века. Именно в этот период появилась острая необходимость в получении информации, новых знаний, усвоении навыков и компетенции в более быстром темпе. Это объяснялось технологическим прогрессом, проходящим в промышленном производстве. Большинство фирм, организаций осознавало, что лишь использование новых знаний и практик «оставит их на плаву» и поспособствует достижению конкурентных преимуществ.

Но ограниченные внутренние ресурсы не позволяли использовать новые технологии и формировать важные навыки у сотрудников. Для решения подобных проблем и начали создавать консалтинговые компании. В 1914 году была создана компания деловых исследований Э. Буза, которая позднее была переименована в Booz Allen Hamilton. BAH является на сегодняшний день лидером мирового консалтинга.

Ближе к первой трети XX века пришло понимание необходимости внедрения стратегического, маркетингового и кадрового планирования, отсутствие которых оказывало негативное влияние на развитие бизнеса. Более того, подобный интерес был замечен не только в коммерческом секторе, для государственным и военным руководством многих стран было отмечено, что игнорирование привлечения консалтинговых служб негативно скажется на развитии всей страны в целом.

В современной научной литературе выделяют различные подходы к формированию определения «консультирование».

Международные организации в таких странах как США (AMCF), Европа (FEACO) и Япония (ZEN-NOH-REN), специализирующиеся на изучении управленческого консалтинга, дают свои определения консалтинговых услуг.

Определение FEACO (Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению) будет наиболее близким, так, как российский рынок консалтинга в целом и рынок управленческого консалтинга в частности являются частью европейского рынка услуг, поэтому автор далее в статье рассматривает именно его.

Консультационная услуга – это совет, рекомендация, анализ, оценка, прогноз, справка и т. п. в предметной области интересов клиента, т. е. продукт консультационной деятельности, получаемый в процессе взаимодействия субъекта и объекта консультирования.



Консалтинг представляет собой вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. Основная его цель заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.

Управленческое консультирование - услуги, оказываемые не­зависимыми и профессионально подготовленными специалистами, чтобы помочь руководителю в организации диагностики, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблем. Для наиболее полного раскрытия этой дефиниции обратимся к характерным чертам управленческого консультирования.

Процесс консультирования представляет собой последовательную серию действий, шагов, организационных событий или мероприятий, которые предпринимает консультант для разрешения проблем, достижения позитивных перемен внутри клиентской организации и/или создания условий, при которых клиент в состоянии сделать это самостоятельно.

Консультант - физическое или юридическое лицо, оказывающее консультационные услуги, как правило, на коммерческой основе. Это специалист в конкретной области, который обладает знаниями, аналитическими и диагностическими навыками, способностью творчески применить их при решении проблем клиента, соблюдающий этические нормы и стандарты профессии. Под клиентом понимается любое физическое или юридическое лицо, обратившееся за решением проблемы в консультационную фирму, предоставившее ей минимально-необходимую информацию о сути проблемы и заключившее договор на оказание консультационных услуг. Кроме того, под клиентом понимается не только внешний потребитель продукции. В качестве клиента рассматривают и работника самого предприятия, потребляющего «внутренний продукт», производимый другими работниками, а также бизнесс-процессы, в ходе которых происходит подготовка и создание продукта для внешнего клиента.

1.2 Классификация консультационных услуг


Макарова Ж.А. отмечает в своих исследованиях большое количество подходов к классификациям специалистов по управленческому консультированию, но практически все они строятся на основании двух подходов :


– с точки зрения предмета консультирования – попредметная классификация;

– с точки зрения метода консультирования – методологическая классификация.

Согласно автору, попредметная классификация представлена более обширно, так как она является более доступной и легкой для понимания потребителями услуг специалистов по управленческому консультированию. Соответственно этой классификации выделяют специалистов по вопросам консультирования в общем менеджменте, консультантов по производственному менеджменту, консультантов по маркетингу, консультантов по вопросам управления персоналом и так далее.

Методологическая классификация же имеет другое направление – она ориентирована на восприятие самими консультантами. Такая классификация позволяет классифицировать специалистов по управленческому консультированию с позиции методов их работы. На основании этой классификации выделяют консультантов-экспертов, консультантов по процессу и обучающих консультантов.

В этом же исследовании показаны и другие классификации, основанные на большом многообразии принципов, разработанные Алешниковой В.И, Шейном Е., Кернсом Д.Т., Недлером Д.А., Пригожиным А.П.2

В других исследованиях выделяют классификацию по общепринятой научно-теоретической концепции бизнес-консалтинга:

1. Менеджмент

2. Администрирование

3. Финансы

4. Кадры

5. Маркетинг

6. Производство

7. Информационные технологии

8. Специальные услуги.

Одна из крупнейших международных ассоциаций в сфере консалтинга - European Federation of Management Consulting Associations (FEACO), основанная в 1960 году и насчитывающая в своем составе около 15 национальных ассоциаций-членов. Ее представителем в России является Российская Ассоциация Консультантов по Экономике и Управлению (АКЭУ). В качестве предоставляемых консультационных услуг своими членами данная ассоциация выделяет следующие категории:

  1. Консультирование по стратегическому управлению и организационному развитию:

    1. Стратегическое планирование бизнеса;

    2. Совершенствование организационных структур и процессов управления;

    3. Консультации по реорганизации предприятий и процессов производства;

    4. Проведение реинжиниринга бизнес-процессов предприятий;

    5. Проведение реструктуризации предприятий;

    6. Автоматизация процессов управления;

  2. Консультирование по финансовому и инвестиционному управлению:

    1. Анализ финансовой деятельности и совершенствование системы отчетности;

    2. Экспертная оценка бизнес-планов и инвестиционных проектов по международным стандартам;

    3. Разработка бизнес-планов, а также инвестиционных проектов (в том числе иностранных);

    4. Содействие в привлечении кредитования и инвестиций;

    5. Консультирование по слияниям и приобретениям предприятий;

    6. Оценка платежеспособности предприятий;

    7. Консультирование по управлению активами на фондовом рынке;

    8. Консультирование по вопросам банкротства и финансового оздоровления предприятий;

    9. Создание структур холдингов;

  3. Консультирование по бухгалтерскому, финансовому и управленческому учету:

    1. Экспертиза отчетности и рекомендации по ее оптимизации;

    2. Постановка прозрачности в отчетности предприятия;

    3. Разработка системы учета и управления издержками;

    4. Разработка концепций и регламентов бюджетного управления;

    5. Восстановление и ведение бухгалтерской отчетности предприятий;

    6. Консультирование по организации бюджетирования предприятия;

  4. Консультирование по маркетингу и маркетинговые исследования:

    1. Построение системы результативного маркетинга и рекламы;

    2. Маркетинговые исследования рынков товаров и услуг;

    3. Формирование имиджа предприятий и развитие торговой марки;

    4. Организация служб сбыта предприятий;

    5. Разработка ценовой политики компании;

    6. Разработка рекламных кампаний предприятий и организация PR;

  5. Консультирование по организации производства товаров и услуг:

    1. Консультирование по логистике в области производства;

    2. Консультирование по управлению логистическими процессами;

    3. Аудит системы управления запасами и материальными ресурсами компании;

    4. Разработка систем поддержания и контроля качества производства;

    5. Разработка, внедрение и подготовка к сертификации СМК, соответствующих требованиям МС ИСО 9001:1994, 9001:2000;

    6. Разработка, внедрение и подготовка к сертификации СМК, соответствующих требованиям МС ИСО 14001:1996, API, HACCP, GMP;

    7. Экспертиза целесообразности разработки СМК на базе международных стандартов для конкретного предприятия;

    8. Разработка и внедрение отдельных аспектов СМК на основе МС ИСО 9004:2000;

  6. Разработка информационных технологий:

    1. Разработки информационно-функциональных моделей бизнеса предприятий;

    2. Разработка систем учета и анализа данных статистики поставок, производства и продаж;

    3. Разработка и внедрение специализированного программного обеспечения;

    4. Разработка и внедрение автоматизированных систем управления предприятием;

    5. Разработка корпоративных информационных систем;

  7. Консультирование по использованию и внедрению информационных технологий:

    1. Консультирование по информационным технологиям;

    2. Консультирование в области телекоммуникаций;

    3. Консультирование в области разработки и развития Интернет-ресурсов;

    4. Консультирование персонала по работе с информационными технологиями;

  8. Консультирование по налогообложению:

    1. Аудит налогообложения;

    2. Оптимизация налогообложения;

    3. Постановка системы налоговых платежей предприятия;

  9. Консультирование в области человеческих ресурсов:

    1. Тестирование, подбор и оценка персонала;

    2. Обучение и тренинги персонала по различным направлениям;

    3. Консультирование по планированию и использованию трудовых ресурсов;

    4. Разработка методов стимулирования персонала;

    5. Консультирование по методам управления персоналом:

    6. формирование кадрового состава, поддержки работоспособности, оптимизации кадрового состава, кадрового аудита;

    7. Формирование управленческих команд и рабочих групп на различных уровнях управления;

    8. Разработка стратегии совершенствования и обучения персонала;

  10. Консультирование по юридическим вопросам бизнеса:

    1. Экспертиза и составление юридической документации;

    2. Правовое сопровождение антикризисного управления;

    3. Регистрации, перерегистрации предприятий, представительств, получение лицензий;

    4. Защита интересов собственника;

    5. Проверка надежности и платежеспособности предприятий;

    6. Консультирование по гражданскому, трудовому, корпоративному, налоговому и другим видам права;

  11. Оценочная деятельность:

    1. Оценка стоимости активов и бизнеса;

    2. Оценка основных средств, оборудования, нематериальных активов, земли, транспортных средств, состояния бизнеса и т. д.;

    3. Проведение экспертизы, в том числе и международной, результатов представленной оценки;

    4. Оценка пакетов акций;

    5. Оценка недвижимости и незавершенного строительства;

  12. Аудиторские услуги :

    1. Общий аудит;

    2. Аудит банков, бирж, страховых компаний;

    3. Подготовка аудиторских заключений по международным стандартам;

    4. Экспертиза и предоставление международных заключений на проведенный аудит;

  13. Другие виды услуг:

    1. Экологическое консультирование;

    2. Консультирование по программам технического содействия России (ЕС, Мировой банк, двусторонние программы);

    3. Консультирование по экспортно--импортным операциям.


Помимо этого, стоит отметить тенденцию к индивидуализации консалтинговых услуг в современной бизнес-среде. В качестве примера можно привести российскую компанию ООО НЕКВЕЙЛ (NEKWEYL), являющуюся единственной в мире узкоспециализированной консалтинговой компанией для организаций дополнительного профессионального образования. Таким образом, с учетом специфики потребностей клиентов компаний, рынок консалтинговых услуг обладает новыми для данной сферы бизнес-единицами. Компания классифицирует свои услуги в зависимости от направления деятельности следующим образом:

  1. Методический консалтинг:

  • Разработка методических материалов;

  • Аренда портала дистанционного обучения;

  1. Юридический консалтинг:

  • Получение аккредитации Министерства труда и социальной защиты РФ для обучения работодателей и работников вопросам Охраны труда;

  • Согласование программ Пожарно-технического минимума в структурах МЧС;

  • Аудит сайта образовательной организации на предмет соответствия требованиям законодательства;

  • Подготовка документов для наполнения сайта образовательной организации в соответствии с требованиями законодательства;

  • Аудит готовности образовательной организации к выездной проверке;

  • Представление интересов образовательной организации в ходе проведения плановой выездной проверки;

  • Подготовка ответа на предписание структурного подразделения Рособрнадзора по итогам выездной проверки;

  • Консультация эксперта по вопросам применения законодательства РФ в сфере ДПО;

  1. Стратегический консалтинг:

  • Разработка финансовой стратегии;

  • Разработка стратегии развития;

  • Формирование целей и миссии;

  • Аудит стратегического планирования;

  • Разработка стратегии роста;

  1. Кадровый консалтинг:

  • Аудит кадрового менеджмента;

  • Разработка кадровой стратегии;

  • Повышение квалификации работников;

  • Оптимизация организационно-функциональной структуры;

  • Оформление документации по аттестации педагогических работников;

  1. Маркетинговый консалтинг :

  • 21 Услуги профессионального дизайнера;

  • 22 Аудит маркетинговой деятельности;

  • 23 Разработка маркетинговой стратегии;

  • 24 Разработка имиджевой стратегии;

  • 25 Маркетинговый аудит сайта;

  1. Консалтинг системы управления: