Файл: Налоговая система в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И

МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОЛЛЕДЖ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

ордена Трудового Красного Знамени федерального государственного

бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Московский технический университет связи и информатики»

(КТ МТУСИ)


Индивидуальный проект

по учебному предмету «Практические основы проф. деятельности»

На тему:

«Налоговая система в Российской Федерации»


Выполнила:

Обучающаяся группы ССА9-122П

Руководитель:

преподаватель:

Урукова А.

г.Москва-2023

Оглавление




Оглавление 1

Введение 3

Глава 1. Основы налоговой системы РФ 4

1.1. Понятие налоговой системы 4

1.2. Структура налоговой системы РФ 5

Глава 2. Основные принципы налогообложение 9

2.1. Принципы налогообложения 9

2.2. Виды налогообложения 11

Заключение 14

Список информационных источников 15


Введение


Налоги являются необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги – новая форма доходов государства. С помощью налогов определяется взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчётный доход и прибыль предприятия. Налоговый механизм влияет на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно – технического прогресса.

В центре любой налоговой системы стоит налогообложение личных доходов. Это вызвано не только тем, что все все общественные отношения так или иначе замыкаются на человеке, работнике, но и с тем, что тяжесть индивидуального налога на доходы во многом определяет уровень обложения другими налогами. Исходя из этого, я считаю, что это тема идеально подойдёт в наше время.

Виды налогов физических лиц

К основным видам налогов, которые уплачивают граждане, можно отнести налоги на доходы лиц, имущественный налог, земельный налог, транспортный налог и взносы в
Пенсионный фонд и фонд социального страхования, рассказывает адвокат, заместитель председателя Московской коллегии адвокатов “Центрюрсервис” Илья Прокофьев. Из всех названных главным и наиболее весомы является налог на доходы физических лиц (или сокращенно НДФЛ)


Виды налогов предпринимательской деятельности

Всего для индивидуальных предпринимателей предусмотрено пять налоговых режимов (один общий и четыре специальных):

  1. Общая система налогообложения – ОСНО

  2. Упрощенная система налогообложения – УСН

  3. Потенциальная система налогообложения – ПСН

  4. Единый сельскохозяйственный налог – УСХН

  5. Налог на профессиональный доход – НПД

Актуальность:

Каждый налогоплательщик должен знать размер выплачиваемых налогов и понимать для чего он платит налоги.

Цель проекта – формирование элементов налоговой культуры: что такое налоги и зачем их платить.

Объект исследования: налоги в Российской Федерации

Предмет исследования: налогообложение в Российской Федерации

Задачи проекта:

  • Изучить литературу по теме исследования

  • Изучить виды и размер налогов

  • Провести собственное исследование и сделать соответствующие выводы

Методы исследования

  • Изучение литературы и других источников информации;

  • Метод сравнения;

  • Анализ текста.

Глава 1. Основы налоговой системы РФ

1.1. Понятие налоговой системы


Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиками (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации. Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяют Налоговым Кодексом РФ и рядом федеральных законов.

Налоги — регулярная выплата, которую государство взимает с организаций и граждан безвозмездно в принудительном порядке. Платежи идут на содержание страны и выполнение ее физических задач.

Налоги, более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались “auxilia” (помощь) и носили временный характер. Однако формирование постоянно действующих государственных органов, создание армий требовало больших средств и налоги превратились из временного в постоянный источник доходов.



Совокупность налогов, установленных государством, методы принципы их построения, а также способы взимания составляют налоговую систему государства. Современная налоговая система включает в себя различные виды налогов. Основную группу составляют выделяемые объекты налогообложения прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливают непосредственно на доход или имущество и подразделяют на реальные и личные. Косвенные налоги представляют собой налоги на товар, услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф.

1.2. Структура налоговой системы РФ


  • федеральный;

  • региональный;

  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.

  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.

  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Выделяют три основных функции налогов:

  1. Фискальная функция налогообложения основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Таким образом, фискальная функция — это способность налога покрывать общественные потребности. Суть этой функции заключается в том, что налоги как эффективный инструмент перераспределительных процессов оказывают огромное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его рост, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Государство с помощью налогообложения решает ряд экономических и социальных проблем общества.

  2. Стимулирующая функция налогов это функция, включающая в себя предоставление налогоплательщикам льгот, преференций, под которыми понимаются преимущества, предоставляемые налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков. В отдельных главах ч. 2 Налогового кодекса РФ дан перечень налоговых льгот, которые используются в российской налоговой системе для реализации стимулирующей функции налогов. Льготы могут предоставляться путем изменения объекта налогообложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки и т. п. Таким образом, государство обладает довольно широкими возможностями по стимулированию тех или иных действий налогоплательщиков с помощью налогового механизма.

  3. Распределительная (социальная) функция налогообложениясостоит в перераспределении общественных доходов, то есть происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Конкретные механизмы реализации данной социальной функции - страховые платежи. Что же касается конкретно налога на доходы физических лиц, то тут существуют следующие перечни:


  • Доходов, которые не подлежат налогообложению.

  • Налоговых стандартных вычетов.

  • Профессиональных налоговых вычетов.

Кроме этого, вводится и список доходов, в отношении которых действуют повышенные налоговые ставки.

  1. Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов. Именно благодаря ей удается четко оценить эффективность того или иного налогового канала, а также налогового "пресса" на население. Возможно выявить необходимость внесения изменений в налоговую политику. Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать как своевременность, так и полноту поступления в госбюджет денежных средств. При сборе она также помогает отслеживать, сравнивать их величины. Налоги позволяют осуществить государству контроль над финансово-хозяйственной деятельностью своих граждан. Следить за их источниками дохода и расходами.


Глава 2. Основные принципы налогообложение


Налогообложение – это совокупность налогов и сборов и механизм их изъятия.

Система налогообложения является совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, включающих не только налоги и сборы, но и принципы их взимания, инструменты, используемые в процессе взимания и основные структурные компоненты налогов (объект, налоговая база, налоговая ставка). Важное значение имеет рациональная организация налогообложения в стране, что позволит обеспечить своевременность и полноту налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. А это имеет важно потому, что налоги составляют важную статью доходов бюджетов и обеспечивают выполнение государством своих основных функций и обязательств перед обществом.

2.1. Принципы налогообложения


Общие принципы налогообложения теоретически разработал и сформулировал А. Смит, в экономическом учении которого находится аргументация для всех школ современной западной экономической мысли. Взгляды А. Смита в отношении принципов установления налогов изложены в монографии «Исследование о природе и причинах богатства народов». В качестве основных начал, которыми следует руководствоваться для установления налогов, А. Смит назвал четыре правила, получившие название классических принципов в теории и практике налогообложения.

А. Смит исходил из понимания налогов, как принудительного отчуждения доходов и собственности в пользу государства. Любое принуждение объективно наталкивается на противодействие. Еще один из основоположников экономической мысли В. Петти в работе «Трактат о налогах и сборах» 17 века обозначил причины, которые делают налоги «тяжелыми» для налогоплательщиков. Нежелание населения оплачивать государственные расходы «проистекают от убеждения, что проволочкой и сопротивлением можно избавиться от оплаты их (налогов) и от подозрения, что налогообложение слишком 16 велико, или что собранные
суммы расхищаются или неправильно расходуются, или же что они неравномерно взимаются и распределяются. Все это вызывает излишние расходы при взимании их и заставляет государя принимать суровые меры по отношению к своему народу». Поэтому и принципы налогообложения по А. Смиту направлены в первую очередь на смягчение извечного противоречия между объективным нежеланием каждого конкретного индивидуума и экономического субъекта платить налоги, его стремлением переложить налоговое бремя на иных участников хозяйственных отношений с одной стороны, и столь же объективной необходимостью формирования государственных доходов с другой стороны. Отсюда и правила А. Смита нацелены на уменьшение мотивации уклонения от налогообложения.

Принципы налогообложения по А. Смиту включают:

1. Принцип справедливости налогового бремени. Он отражает необходимость уплаты налогоплательщиками налогов, отвечающих их возможностям и уровню доходов. Это означает, что невозможно взимать налогов больше, чем размер доходов граждан и, более того, налоговая нагрузка должна возрастать только по мере роста доходов.

2. Принцип определенности налоговой нагрузки. Он отражает необходимость четкого определения величины уплачиваемых налогов, времени взимания, приемов, используемых в процессе изъятия налогов. Все параметры взимания налогов должны быть известны, ясны, понятны налогоплательщикам.

3. Принцип удобства. Он связан с созданием оптимальных условий разработкой рационального механизма по взиманию налогов, обеспечивающему удобство уплаты их налогоплательщиками.

4. Принцип экономии. Данный принцип указывает на то, что необходимо обеспечивать эффективность каждого взимаемого налога. Предполагается сокращение расходов по сбору налогов и всю налоговую систему государства для повышения ее эффективности с сохранением качества.

Следует отметить, что данные принципы налогообложения носят экономический характер. Они были выдвинуты Смитом, в дальнейшем дополнялись другими экономистами- А. Вагнером и иными. Полноценное применение они нашли, только в XX столетии. На их основе современные государства формируют свои налоговые системы и реализуют работу по сбору налогов и контролю за их уплатой. Современные экономисты выделяют в качестве ведущих принципов налогообложения, следующие: принцип справедливости, принцип соразмерности, принцип определенности и удобства уплаты и принцип экономичности.