Файл: Проблема подготовки кадров в области информационнокоммуникационных технологий.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Зачетная работа

№1 семестр
Дисциплина: Информационно-коммуникационные технологии

название дисциплины

Реферат

(вид работы)

Тема: Проблема подготовки кадров в области информационно-коммуникационных технологий


(Название темы)

Выполнил(а):

_Утегенова А.М.

(Ф.И.О. студента)

______________________________

(направление, группа)

Проверил(а):

_____________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

_____________________________

(дата
Омск 20___ г.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1. Основные причины нехватки специалистов отрасти ИКТ.............................4

2. Основные проблемы подготовки специалистов сферы ИКТ…………………5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................10




Введение


Переход к цифровой экономике связан с глобальными процессами информатизации и возрастания роли информационных технологий. Глобальным трендом перехода к цифровой экономике становится процесс информатизации, от него во многом зависит конкурентоспособность социально-экономических систем всех стран.

В условиях развития процесса информатизации отрасль информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) является одной из основных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Для функционирования этой отрасли, необходимым условием является наличие квалифицированных кадров. Основным источником пополнения этих кадров является система образования.

Распространение ИКТ во всех сферах жизни существенным образом воздействует на изменение рынка труда, а также оказывает влияние на трансформацию требований к специалистам. Образовательные организации не успевают своевременно и качественно подготовить кадры для отрасли ИКТ. Так же часто меняются сами программные интерфейсы, с которыми приходится работать специалистам, а учебные заведения недостаточно финансируются для постоянного обновления информационной базы.


Целью нашей работы является: выявить основные проблемы подготовки кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:


  1. Определить основные причины нехватки специалистов информационно-коммуникационной сферы;


  2. Изучить спрос и предложение на рынке труда в области информационно-коммуникационных технологий;


  3. Выделить основные проблемы подготовки специалистов сферы ИКТ;



Основные причины нехватки специалистов отрасли ИКТ



Проблемы обеспечения экономики современными специалистами и повышения уровня цифровой грамотности населения выходят на первый план, учитывая современные условия быстрого развития и распространения цифровых технологий.

По прогнозам экспертов, к 2022 г. в глобальной экономике, примерно 22% новых рабочих мест будут созданы, именно благодаря развитию цифровых технологий.

Потребность в кадрах в сфере информационно-коммуникационных технологий постоянно растет: если в 2010 г. только 10% компаний испытывали проблемы при поиске специалистов, то в 2015 г. таковых насчитывалось уже 73%.1 При этом речь идет не только о перспективах ИКТ-отрасли, но создании современной технологической базы для развития экономики в целом.

Проблему уровня цифровой грамотности и нехватки специалистов ИКТ отраслей, обострил режим самоизоляции в условиях пандемии, данный режим привел к более активному и широкому использованию цифровых технологий. К примеру, переход некоторых ВУЗов на дистанционное обучение показал низкую готовность российской системы образования к новой цифровой реальности, как в техническом, так и организационном аспектах. Если принять во внимание прогноз Всемирного экономического форума (ВЭФ) о том, что «65% сегодняшних учеников начальной школы будут работать по еще не существующим, но связанным с цифровыми технологиями специальностям»2, то становится очевидной важность проведения комплексной, последовательной политики государства в вопросах подготовки цифровых кадров и повышения цифровой грамотности населения.

По данным экспертов, цифровизация экономики России может способствовать увеличению ВВП страны к 2025 г. на 4,1–8,9 трлн. руб., что составит от 19% до 34% общего ожидаемого роста ВВП.3

Чтобы достичь данных показателей в будущем, в 2018 году была принята Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», а с 2020 года цифровая трансформация определена как национальная цель развития страны.

4

Составной частью Национальной программы является Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», который устанавливает целевые значения по доле россиян, обладающих цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики: от 30% населения в 2020 г. и до 40% в 2024 г. по завершении проекта. Предпосылками для достижения этих показателей можно считать увеличение числа интернет-пользователей, рост спроса на цифровые продукты и услуги, цифровизация производственных и управленческих процессов, быстрое развитие ИКТ-отрасли. Так, удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к интернету, вырос с 48% в 2010 г. до 77% в 2018 г., доля взрослого населения, использующего интернет для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составила 75%, для заказа товаров и услуг – 35%. 5

Трудностями на пути реализации Федерального проекта могут стать региональные и территориальные различия, социальные неравенства, диспропорции экономического развития, которые обусловливают неравномерную адаптацию экономики и общества к цифровой реальности. Постоянное обновление технологий, концентрация инновационных производств, конкуренция знаний и компетенций определяют рост цифрового неравенства, которое уже сказывается на рынке труда. Сегодня 65% работающих россиян опасаются сокращений в связи с введением новых технологий и 24% – не исключают увольнений, если не будут совершенствовать свои цифровые навыки.6 Цифровая дискриминация на рынке труда вполне может стать частью «новой реальности», поскольку большинство компаний, в том числе российских, предпочитают нанимать новых сотрудников с соответствующим уровнем цифровых навыков, чем организовывать обучение имеющегося персонала.7 Все это говорит о необходимости рассматривать проблему подготовки кадров для цифровой экономики в широком социальном, экономическом и политическом контексте.

Основные проблемы подготовки специалистов сферы ИКТ



Низкая обеспеченность российской экономики современными специалистами отмечается во многих исследованиях, и эксперты практически единогласны в оценке численной потребности в ИКТ-кадрах.

Согласно выводам Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), в организациях ИКТ-сферы совокупная годовая потребность в высококвалифицированных ИТ-кадрах составляет около 116 тыс. человек в год, в кадрах средней квалификации – около 31 тыс. человек, а с учетом развития цифровых технологий и цифровой инфраструктуры общая годовая потребность в высококвалифицированных ИКТ-кадрах к 2024 г. достигнет значения 290-300 тыс. человек в год.
8 Как следствие, для предотвращения растущего дефицита специалистов необходимо увеличить набор и выпуск кадров для цифровой экономики в системе высшего образования минимум в 2,5 раза, то есть примерно до 120 тыс. человек в год.

Данные показатели свидетельствуют о том, что ИТ-специалистов действительно не хватает и кадровый потенциал необходимо восполнять. О наличии данной проблемы говорят и представители различных ИТ-компаний, вузов и другие эксперты. Как отмечает руководитель ИТ-компании «Аурига», выпускников по специальностям, связанным с ИТ, на сегодняшний день недостаточно. К тому же учебные заведения дают студентам только основы (нередко – устаревшие).9

Следующей немаловажной проблемой в сфере подготовки ИКТ специалистов является недостаточная квалификационная подготовка выпускников. На пути у работодателей появляется отсутствие необходимых компетенций и недостаточный уровень ИТ-грамотности сотрудников. Эти проблемы связаны с большим стремлением российского ИТ-образования к фундаментальности, чем к прикладной направленности.10 Специалисты сектора ИКТ, чаще всего делятся мнением, что вузы дают только базовые знания, которых не хватает для решения текущих задач, поэтому выпускники по уровню подготовки не соответствуют требованиям работодателей.

Большинство учебных заведений, занимается подготовкой специалистов по введенным ранее специальностям и по многолетним утвержденным учебным планам, не учитывая, что в современных реалиях появляется очень много новых востребованных специальностей в сфере ИКТ. Специалистам приходится все больше самим пытаться получить недостающие знания.

Так же можно выделить следующую проблему подготовки специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий – недостаточная новизна программного обеспечения для обучения ИТ-специалистов.

Постоянно развивающиеся цифровые технологии приводят к обновлению уже существующего программного обеспечения (далее ПО), на базе которого происходит подготовка ИТ специалистов.

«Согласно требованиям ФГОС в п. 7.3.2, необходимо проводить учебные занятия с использованием только лицензионного программного обеспечения, которое подлежит ежегодному обновлению в соответствии с образовательными программами дисциплин. Кроме того, согласно п. 7.1.1. ФГОС, каждый учащийся должен быть обеспечен «…неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде», требуется установка лицензионного программного продукта на каждое рабочее место учащегося. Поскольку приобретение и ежегодное обновление лицензионных программ требует
очень большого вложения финансовых средств, перед ВУЗам встает проблема выбора – приобретать лицензионные продукты и работать с ними без учета обновлений программ, либо использовать нелицензионные программы, что является нарушением Постановления Правительства РФ от 28.04.2006 № 252 «…распространение нелицензионного программного обеспечения влечет привлечение административной ответственности…».

В государственных учебных заведениях эта проблема стоит не так остро, поскольку учреждение финансируется за счет федерального бюджета, однако частные образовательные организации, выживающие только за счет собственных средств, предпочитают экономить на приобретении лицензионных программных продуктов. Если рассмотреть использование программного оборудования на примере подготовки студентов по специальности 230040 «Информационные технологии в дизайне», то выяснится, что дисциплина «Геометрическое моделирование», требует выполнение работ в таких средах как 3DStudio MAX., AutoCAD, Компас. Мы привели только краткий перечень программ по одной дисциплине. Если учесть, что это не полное содержание программного обеспечения, необходимого для полноценного осуществления образовательного процесса, становится понятным объем приложений, которые необходимо приобретать для каждого рабочего места студента, а так же ежегодно обновлять его в соответствии с ФГОС. Таким образом, первая проблема, с которой сталкивается преподавательский состав любого ВУЗа при подготовке студентов по специальностям ИКТ – это финансирование материально-технического оснащения дисциплины актуальным лицензионным программным обеспечением. Подготовка на каждой специальности предусматривает отработку практических умений и навыков, предусмотренных ФГОС, что особенно важно для подготовки специалистов в сфере ИКТ. Однако, анализируя объем отведенного времени на прохождение практики, становится очевидным его недостаток на качественное формирование практических умений и навыков. Так, ФГОС по специальности «Бизнес-информатика», из 240 зачетных единиц (что соответствует 8640 учебным часам) отводит на прохождение практики только 8зачетных единиц (256 учебных часа). Учитывая то, что практика для студентов является настоящей проверкой полученных знаний и умений в ВУЗе