Файл: Проблема подготовки кадров в области информационнокоммуникационных технологий.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, и полностью самостоятельной практической работой, не предполагающей помощи преподавателя, становится очевидным тот факт, что сформировать навыки самостоятельной работы за столь короткое время невозможно.»11

В своем интервью Олег Александрович Козлов (заместитель директора по инновациям Института информатизации образования Российской академии образования (ИИО РАО), доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор), называет следующую проблему, в сфере подготовки кадров ИКТ. Эта проблема заключается в недостаточной квалификации педагогического состава.

Козлов отмечает: «Очень многие из числа уже работающих в системе образования нуждаются в повышении квалификации и переподготовке. Мы не раз выступали экспертами по оценке программ, по которым в регионах учат учителей использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности. К сожалению, картина удручающая. Курс «Использование информационных технологий в профессиональной деятельности учителя физики», например, в одном из региональных институтов, занимает 102 часа. Из них 90 рассказываются байки про Microsoft Office и все его приложения и т.п., а потом несколько часов – чисто обзорно про методические аспекты. Одним словом, программа «содержательная».12

Козлов говорит о том, что эту проблему можно и нужно решать, повсеместно повышая квалификацию преподавателей.

Что же касается уже действующих специалистов на рынке труда. Влияние специфики российской экономики заметно в неравном распределении и использовании ИТ-ресурсов по территории страны. Центры регионов-лидеров по уровню социально-экономического и технологического развития (такие как Москва, Санкт-Петербург, Казань) имеют постоянный спрос на ИТ-специалистов. Даже с учетом притока специалистов из других регионов число вакансий преобладает над числом резюме. Так, в Москве в июне 2020 г. имелось 14 тыс. вакансий для специалистов в области ИКТ, что составило около 20% всех предложений. В других городах (например, Краснодар, Тюмень, Омск) отмечен рост конкуренции ИТ-кадров на рынке труда, что объясняется, с одной стороны, увеличением числа специалистов, а с другой, более медленными темпами развития ИКТ-сферы в регионе.

Такая локализация свидетельствует о неравномерном развитии кадрового потенциала в сфере ИТ и высокой концентрации ИТ-специалистов в крупных городах.


Заключение



Таким образом, стоит еще раз подчеркнуть
, что высокие темпы развития ИТ-отрасли делают ее чувствительной к высокой квалификации специалистов. Одним из основных источников пополнения кадров выступает система образования. Как упоминалось ранее, представители ИТ-компаний подчеркивают, что на сегодняшний день система образования не успевает готовить ИТ-специалистов с необходимым уровнем знаний и компетенций, требуемых со стороны работодателей.

Прослеживается ряд негативных тенденций, которые в дальнейшем могут оказать серьезное влияние на кадровую обеспеченность ИТ-отрасли:

1) отмечается несоответствие текущего перечня специальностей учебных заведений вызовам процессам информатизации. Наблюдается несоответствие имеющихся специальностей реально востребованным профессиям, существующим и прогнозируемым в ИТ-отрасли;

2) доля направлений подготовки, связанных с ИТ, в общем объеме всех специальностей крайне мала как на федеральном, так и на региональном уровне. Противоречие заключается в том, что поставленная перед страной задача перехода к цифровой экономике требует увеличения числа ИТ-кадров, соответственно, должно вырасти и число подготавливаемых специалистов по ИТ-направлениям. Однако в общем объеме всех специальностей доля направлений подготовки, связанных с ИТ, составляет меньше 10%. В данном случае система образования не сможет восполнять спрос на ИТ-кадры;

3) лучшими вузами в сфере подготовки ИТ-кадров, а также вузами, которые активно сотрудничают с ИТ-компаниями, являются университеты Москвы и Санкт-Петербурга, кадровая система регионов от этого будут не в лучшем положении;

Обозначенные в нашей работе проблемы требуют комплексного решения со стороны органов власти, образовательных организаций и бизнеса.

Список литературы



  1. Агапов И. Кадры цифровой экономики / И. Агапов // Стандарт. - 2019. - № 7–8. - С. 12–15.


  2. Индикаторы цифровой экономики: 2019: стат. сб. / Г. Абдрахманова, К. Вишневский, Л. Гохберг и др. - М.: НИУ ВШЭ, - 2019 – 248 с.


  3. ИТ-кадры для цифровой экономики в России. Оценка численности ИТ-специалистов в России и прогноз потребности в них до 2024 г. - М: АПКИТ, 2020. – С13-14, 16. URL: https://www.apkit.ru/files/it-personnel%20research_2024_APKIT.pdf (дата обращения 09.06.2021)


  4. Лебедева Т.Н. Проблемы и перспективы подготовки ИТ-специалистов в России / Т.Н. Лебедева, Л.С. Носова // Управление в современных системах. - 2016. - № 4. - С. 9–13


  5. Машкин Д. О. Проблемы подготовки кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий в учреждениях высшего профессионального образования/ Д. Машкин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 161–165. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46039.htm. (Дата обращения 10.06.2021).


  6. Мехдиев Ш.З. Формирование системы квалифицированных кадров в условиях цифровой экономики / Ш.З. Мехдиев // Вестник Евразийской науки. – 2018. - №6. – URL: https://esj.today/PDF/17ECVN618.pdf (Дата обращения 09.06.2021).


  7. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474, М.: Кремль, 2020. – URL: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года.pdf (znanierussia.ru) (дата обращения 10.06.2021)


  8. О ситуации с дефицитом ИТ-кадров. Цифры и факты// it Week [сайт]. – 2019. - URL: https://www.itweek.ru/business/article/detail.php?ID=209736 (дата обращения 09.06.2021)


  9. Проблемы подготовки кадров для IT-отрасли // Аккредитация в образовании: [сайт]. – 2020. – URL: Проблемы подготовки кадров для IT-отрасли (akvobr.ru) (дата обращения 10.06.2021)


  10. Цифровые технологии в российских компаниях. Исследование KPMG, 2019. URL: https://assets.kpmg/content/ dam/kpmg/ru/pdf/2019/01/ru-ru-digital-technologies-in-russian-companies.pdf (дата обращения 09.06.2021).


  11. Цифровая России: Новая реальность // McKinsey: [сайт]. – 2017. – URL: digital-russia-report.ashx (mckinsey.com) (дата обращения: 10.09.2021)


  12. Цифровая грамотность россиян: исследование // Аналитический центр НАФИ [сайт]. – 2020. - URL: Вынужденная цифровизация: исследование цифровой грамотности россиян в 2021 году — НАФИ (nafi.ru) (дата обращения 10.06.2021).


  13. Шамуратова И.И. Проблемы вузовской подготовки бакалавров в области ИТ-образования и пути их решения / И.И. Шамуратова // Образование и воспитание. - 2018. - № 3. - С. 33–35.


  14. People strategy for the digital age. A new take on talent. 18th Annual Global CEO survey. PwC. - 2015. - URL: https://www.pwc.com/gx/en/hr-management-services/publications/assets/people-strategy.pdf (дата обращения: 09.06.2021)


  15. The Future of Jobs. Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution. Geneva: WEF. - 2016. – Р. 157 - URL: WEF_Future_of_Jobs.pdf (weforum.org), (дата обращения 09.06.2020)


1 People strategy for the digital age. A new take on talent. 18th Annual Global CEO survey. PwC, 2015. URL: https://www.pwc.com/gx/en/hr-management-services/publications/assets/people-strategy.pdf (дата обращения: 09.06.2021)


2 The Future of Jobs. Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution. Geneva: WEF, 2016. – Р. 3 URL: WEF_Future_of_Jobs.pdf (weforum.org), (дата обращения 09.06.2020)


3 Цифровая России: Новая реальность // McKinsey: [сайт]. – 2017. – URL: digital-russia-report.ashx (mckinsey.com) (дата обращения: 10.09.2021)


4 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474, М.: Кремль, 2020. – URL: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года.pdf (znanierussia.ru) (дата обращения 10.06.2021)


5 Индикаторы цифровой экономики: 2019: стат. сб. / Г. Абдрахманова, К. Вишневский, Л. Гохберг и др. - М.: НИУ ВШЭ, - 2019 – С.13-14.


6 Цифровая грамотность россиян: исследование // Аналитический центр НАФИ [сайт]. – 2020. - URL: Вынужденная цифровизация: исследование цифровой грамотности россиян в 2021 году — НАФИ (nafi.ru) (дата обращения 10.06.2021).


7 The Future of Jobs. Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution. Geneva: WEF, 2016. – Р. 92 -93 URL: WEF_Future_of_Jobs.pdf (weforum.org), (дата обращения 09.06.2020)


8 ИТ-кадры для цифровой экономики в России. Оценка численности ИТ-специалистов в России и прогноз потребности в них до 2024 г. - М: АПКИТ, 2020. – С13-14, 16. URL: https://www.apkit.ru/files/it-personnel%20research_2024_APKIT.pdf (дата обращения 09.06.2021)


9 О ситуации с дефицитом ИТ-кадров. Цифры и факты// it Week [сайт]. – 2019. - URL: https://www.itweek.ru/business/article/detail.php?ID=209736 (дата обращения 09.06.2021)


10 Цифровые технологии в российских компаниях. Исследование KPMG, 2019. URL: https://assets.kpmg/content/ dam/kpmg/ru/pdf/2019/01/ru-ru-digital-technologies-in-russian-companies.pdf (дата обращения 09.06.2021).


11 Машкин Д. О. Проблемы подготовки кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий в учреждениях высшего профессионального образования/ Д. Машкин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 161–165. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46039.htm. (Дата обращения 10.06.2021).


12 Проблемы подготовки кадров для IT-отрасли // Аккредитация в образовании: [сайт]. – 2020. – URL: Проблемы подготовки кадров для IT-отрасли (akvobr.ru) (дата обращения 10.06.2021)