Файл: Упражнение Самооценка рационального поведения в конфликте.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
профессиональная образовательная организация
«Златоустовский техникум технологий и экономики»
Сургутский филиал
Практическая 2.1
«Психология социально-правовой деятельности»
| Преподаватель ____________ Л.Ю. Васляева «__» ___________ 20___ г. Студент Малхасян Александра Сергеевна группа 31-П «__» ___________ 20___ г. |
| |
Сургут, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Упражнение 1. Самооценка рационального поведения в конфликте 3
Упражнение 2. Самооценка «мудрого поведения» в конфликте 4
Упражнение 3. Развитие эмпатии 5
Упражнение 4. Тест «Критика и вы» 6
Упражнение 1. Самооценка рационального поведения в конфликте
Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает полное соответствие вашего поведения по той или иной позиции, а оценка 5 — для вас не характерно такое поведение.
1. Критически оцениваю партнера 4
2. Приписываю ему низменные или плохие намерения 4
3. Демонстрирую знаки превосходства 5
4. Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру 5
5. Игнорирую интересы соперника 5
6. Вижу все только со своей позиции 3
7. Уменьшаю заслуги партнера 3
8. Преувеличиваю свои заслуги 5
9. Задеваю «больные точки» и уязвимые места партнера 5
10. Выдвигаю перед партнером множество претензий 3
11. Раздражаюсь, перехожу на крик, повышение голоса 5
Упражнение 2. Самооценка «мудрого поведения» в конфликте
Проанализируйте свои действия по пяти позициям «мудрого поведения» в конфликтах, которые происходили с вашим участием и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице.
Позиция | Оценка | Позиция |
«Открытость» ума. Вы настроены на понимание доводов и аргументов оппонента | 4 | Вы никогда не стремитесь понять своего оппонента |
Позитивное отношение к оппоненту. | 3 | Негативное отношение к оппоненту |
Рациональное мышление. Вы контролируете свои эмоции | 5 | Вы отдаетесь стихиям и эмоциям |
Сотрудничество. Вы не делаете ставку на односторонний выигрыш, а ориентируетесь на равенство и сотрудничество | 3 | Вы стремитесь к одностороннему выигрышу |
Терпимость. Вы признаете право людей быть такими, какие они есть | 4 | Вы нетерпимы к оппоненту, вас раздражают эмоции, его позиция или точка зрения, не совпадающая с вашей |
Упражнение 3. Развитие эмпатии
Ответьте на вопросы:
1. Подумайте, способны ли вы отвечать на такие вопросы: «Что я сейчас переживаю?», «Чего я в данный момент хочу?», «Зачем я это делаю?». Если вы умеете отдавать себе в этом отчет, у вас есть способность мыслить за других.
2. Подумайте и решите, почему в одинаковых ситуациях вы иногда действуете одним образом, а иногда — другим. Вспомните конкретные события. Нужно знать причины своих действий. Это поможет вам понимать причины действий других.
3. Назовите (про себя) имя человека, который вам неприятен. Решите, в чем здесь причина.
4. Вспомните случай, когда в беседе ваш собеседник отстаивал, как вам думается, совсем абсурдную точку зрения. Почему он это делал?
5. Были ли случаи, когда вы, слушая оратора, думали, что он говорит одно, а подразумевает другое? Почему вы так думали?
Упражнение 4. Тест «Критика и вы»
Выберите один из вариантов ответов на каждый из предлагаемых ниже вопросов. Затем с помощью ключа проанализируйте свой выбор.
1. Считаете ли вы критику методом изживания недостатков в работе отдельных лиц или коллективов?
а) да, я считаю критику необходимым и нормальным элементом жизнедеятельности любого коллектива;
б) критика лишь осложняет отношения в коллективе, поэтому я ее не признаю;
в) критика допустима, но не следует преувеличивать ее роль и прибегать к ней часто.
2. Как вы относитесь к публичной критике?
а) считаю публичную критику действенной формой изживания недостатков;
б) полагаю, что лучше высказать имеющиеся замечания человеку в кабинете, чем публично на людях;
в) предпочитаю «кулуарную критику», то есть критику «за глаза», в неслужебной обстановке, в полушутливой форме.
3. Можно ли, по-вашему, критиковать начальство?
а) да, конечно;
б) не следует подрывать авторитет руководителя, поэтому публично критиковать начальство недопустимо;
в) можно, но крайне осторожно.
4. Как вы относитесь к самокритике?
а) стараюсь быть объективным к себе и «своей» службе и, если вижу недостатки, открыто признаю их сам, не дожидаясь, пока на них укажут другие;
б) обычно я знаю недостатки работы «своей» службы и моей лично, но не спешу себя критиковать;
в) критиковать себя ни к чему, так как охотников тебя поругать всегда хватает.
5. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы выражаться мягко, корректно, тактично, так, чтобы не задеть личность критикуемого?
а) да, разумеется;
б) нет, считаю, что чем сильнее задета личность критикуемого, тем лучше;
в) все зависит от этой самой «личности»: если она уж очень обидчива — учитываю это, а если нет — особо не церемонюсь.
6. Выступая с критическими замечаниями, стараетесь ли вы «подсластить пилюлю» указаниями на положительные моменты в деятельности объекта критики?
а) да, обычно стараюсь;
б) нет, не вижу в этом необходимости;
в) если плохо знаю критикуемого или мне известно, что он обидится, тогда стараюсь.
7. Дозируете ли вы объем критики, стараетесь ли соблюсти некую «меру критики»?
а) да, я стараюсь критиковать не более чем за один недостаток;
б) нет, обычно высказываю все, что, на мой взгляд, плохо в деятельности объекта критики;
в) стараюсь критиковать только по существу, не отвлекаясь на частности.
8. Вносите ли вы в ходе критического выступления какие-либо предложения для исправления положения или ограничиваетесь указанием на имеющиеся недостатки?
а) да, я считаю, что тот, кто критикует, должен что-то предложить, иначе он критиковать не в праве, поэтому и стараюсь внести какие-либо предложения;
б) нет, я полагаю, что главное — обнажить проблему, указать на недостаток, а как его устранить — дело критикуемой службы или других компетентных органов и специалистов;
в) как правило, предпочтительней конструктивная критика, но если даже и трудно что-либо предложить, все равно нельзя замалчивать недостатки.
9. Какова обычно ваша первая реакция на критику?
а) стремлюсь тут же ответить, сразу прошу слова или говорю с места;
б) переживаю молча, с обидой, от ответного выступления стараюсь уклониться;
в) обдумываю критику, выступать с ответом не спешу, но если настаивают, не отказываюсь.
10. Какое поведение характерно для вас при ответе на критику?
а) как правило, стараюсь признать критику, даже если она не во всем объективна;
б) прибегаю к методу «защиты от противного», то есть критикую критикующего;
в) поскольку критика подрывает мой авторитет (или авторитет «моей службы»), пытаюсь защищаться, отвести критику, указать на смягчающие объективные обстоятельства и т. п.
11. Раздражает ли вас критика?
а) да, как правило;
б) не очень;
в) смотря кто и как критикует.
12. Появляется ли у вас чувство неприязни к критикующему вас человеку?
а) да, как правило;
б) нет, крайне редко;
в) да, если критика несправедлива или высказывается в резкой, обидной форме.
13. Как вы в дальнейшем строите отношения с критикующим вас человеком?
а) как и прежде;
б) стараюсь при случае «ответить взаимностью» или ущемить его интересы другим доступным мне способом;
в) некоторое время «обхожу» этого человека, стараюсь не вступать с ним в контакт.
14. Как вы относитесь к тем, кто сам себя критикует?
а) считаю их «приспособленцами», «трусишками», «угодниками»;
б) нормально отношусь, что тут особенного;
в) советую впредь не торопиться с самокритикой.
15. Существует ли уголовная ответственность за преследование критикующих?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
16. Вопрос-шутка: какое высказывание о критике вам ближе?
а) критика — это лекарство, ее надо уметь применять и принимать;
б) управленческая деятельность — тоже творчество, поэтому пусть меня оценивают те, кому положено, а не всяк, кому не лень;
в) и на критику существует мода
Результат – 40 баллов
33-46 баллов. Вы по-деловому относитесь к критике, достаточно спокойно ее воспринимаете, мужественно и открыто признаете свои ошибки. Изредка вас посещает чувство досады на критику, однако вы не перебарщиваете, не стараетесь оправдаться, сваливая вину на других. Хорошее знание своего дела, уверенность в том, что вы на своем месте, позволяет вам не заботиться о личном авторитете, а помнить лишь о пользе дела.