Файл: Реферат дисциплина Оценка качества информационных систем Тема Показатели качества информационной системы студент группы ин518(2) Ф. И. О. Постнов А. В. Город Омск.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 488
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
РЕФЕРАТ
Дисциплина: Оценка качества информационных систем
Тема: Показатели качества информационной системы
Выполнил: студент группы ИН-518(2)
Ф.И.О. Постнов А. В.
Город: Омск
Омск 2023
Содержание
Введение 3
1.1 Показатели качества ИС 4
1.2 Основные показатели надежности 5
1.3 Более простые показатели надежности 13
1.4 Достоверность информационных систем 15
1.5 Безопасность информационных систем 21
2.1 Эффективность информационных систем 24
2.2 Показатели технико-эксплуатационной эффективности 26
2.3 Показатели экономической эффективности 26
Заключение 30
Список используемой литературы 31
Введение
В уже достаточно долгой истории компьютерной индустрии всегда можно было выделить два основных направления: вычисления и накопление и обработка информации. Как известно, возникновение компьютеров главным образом стимулировалось необходимостью проведения массивных расчетов для создания ядерного оружия и ракетной техники. Объемы требуемых вычислений просто не позволяли произвести их в приемлемое время традиционным коллективом расчетчиков. Итак, первыми пользователями компьютеров и разработчиками компьютерных программ стали вычислительные математики.
Однако почти сразу на появление компьютеров обратили внимание бизнесмены. Как правило, в гражданском бизнесе не требуются массивные расчеты за исключением таких отраслей, как, например, авиа- или автомобилестроение. В более распространенных видах гражданского бизнеса (банковское дело, биржевые операции, системы резервирования билетов или мест в гостиницах) основной проблемой всегда являлись объемы информации, которые необходимо собирать, надежно хранить и оперативно обрабатывать. Появление информационных систем, основным назначением которых является решение отмеченной проблемы, явилось ответом компьютерной индустрии на требования мира бизнеса.
Цель работы: изучить основные показатели качества и эффективности информационных систем.
Задачи:
-
Изучить основные показатели качества информационных систем такие как: надежность, достоверность и безопасность. -
Рассмотреть показатели эффективности информационных систем, к примеру: технические, эксплуатационные, технологические. -
Проанализировать экономические показатели эффективности информационных систем.
1.1 Показатели качества ИС
Качество информационной системы - это совокупность свойств системы, обусловливающих возможность ее использования для удовлетворения определенных в соответствии с ее назначением потребностей. Количественные характеристики этих свойств определяются показателями.
Основными показателями качества информационных систем являются надежность, достоверность, безопасность.
Надежность - свойство системы сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения.
Надежность информационных систем не самоцель, а средство обеспечения своевременной и достоверной информации на ее выходе. Поэтому показатель достоверности функционирования имеет для информационных систем главенствующее значение, тем более что показатель своевременности информации в общем случае охватывается показателем достоверности.
Достоверность функционирования - свойство системы, обусловливающее безошибочность производимых ею преобразований информации. Достоверность функционирования информационной системы полностью определяется и измеряется достоверностью ее выходной информации.
Безопасность информационной системы - свойство, заключающееся в способности системы обеспечить конфиденциальность и целостность информации, то есть защиту информации от несанкционированного доступа с целью ее раскрытия, изменения или разрушения.
Эффективность - это свойство системы выполнять поставленную цель в заданных условиях использования и с определенным качеством. Показатели эффективности характеризуют степень приспособленности системы к выполнению поставленных перед нею задач и являются обобщающими показателями оптимальности функционирования ИС, зависящими от локальных показателей, каковыми являются надежность, достоверность, безопасность.
Кардинальным обобщающим показателем является экономическая эффективность системы, характеризующая целесообразность произведенных на создание и функционирование системы затрат.
Надежность - важнейшая характеристика качества любой системы, поэтому разработана специальная теория - теория надежности.
Теория надежности может быть определена как научная дисциплина, изучающая закономерности, которых следует придерживаться при разработке и эксплуатации систем для обеспечения оптимального уровня их надежности с минимальными затратами ресурсов.
Надежность - характеристика временная, она может быть ориентирована либо в прошлое, либо в будущее время и не допускает «точечных» во времени оценок. Иными словами, надежность - это свойство системы «штатно» функционировать во времени.
Надежность - комплексное свойство системы; оно включает в себя более простые свойства, такие как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т. д.
1.2 Основные показатели надежности
Показатель надежности - это количественная характеристика одного или нескольких свойств, определяющих надежность системы. В основе большинства показателей надежности лежат оценки наработки системы, то есть продолжительности или объема работы, выполненной системой. Показатель надежности, относящийся к одному из свойств надежности, называется единичным. Комплексный показатель надежности характеризует несколько свойств, определяющих надежность системы.
Ниже приводятся наименования основных показателей надежности систем и их определения в соответствии с ГОСТ 27.002-80 «Надежность в технике. Термины и определения».
К единичным показателям надежности в соответствии с ГОСТ 27.002-80 относятся показатели безотказности, показатели ремонтопригодности и показатели долговечности.
Показатели безотказности:
1. Вероятность безотказной работы - вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ системы не возникнет.
2. Вероятность отказа - обратная величина, вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ системы возникнет.
3. Средняя наработка до отказа - математическое ожидание наработки системы до первого отказа (существенно для невосстанавливаемых систем).
4. Средняя наработка на отказ (Го, MTBF - Main Time Between Failures) - отношение наработки восстанавливаемой системы к математическому ожиданию числа ее отказов в пределах этой наработки (имеет смысл только для восстанавливаемых систем).
5. Интенсивность отказов - условная плотность вероятности возникновения отказа невосстанавливаемой системы, определяемая для рассматриваемого момента времени при условии, что до этого момента отказ не возник.
6. Параметр потока отказов (k(t)) - отношение среднего числа отказов для восстанавливаемой системы за произвольно малую ее наработку к значению этой наработки.
Показатели ремонтопригодности:
1. Вероятность восстановления работоспособного состояния - вероятность того, что время восстановления работоспособного состояния не превысит заданного.
2. Среднее время восстановления работоспособного состояния, Тв - математическое ожидание времени восстановления работоспособного состояния системы.
Показатели долговечности:
1. Средний ресурс - математическое ожидание наработки системы от начала ее эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.
2. Срок службы (Тсс) - календарная продолжительность от начала эксплуатации системы или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.
Комплексные показатели надежности:
1. Коэффициент готовности (Кг) - вероятность того, что система окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение системы по назначению не предусматривается
2. Коэффициент оперативной готовности - вероятность того, что система окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение системы по назначению не предусматривается, и начиная с этого момента будет работать безотказно в течение заданного времени.
3. Коэффициент технического использования - отношение математического ожидания интервалов времени пребывания системы в работоспособном состоянии за некоторый период эксплуатации к сумме математических ожиданий интервалов времени пребывания системы в работоспособном состоянии, простоев, обусловленных техническим обслуживанием, и ремонтов за тот же период эксплуатации
где Тп - время простоя системы, обусловленное выполнением планового технического обслуживания и ремонта (время профилактики), пересчитанное на один отказ.
4. Коэффициент сохранения эффективности - отношение значения показателя эффективности за определенную продолжительность эксплуатации к номинальному значению этого показателя, вычисленному при условии, что отказы в системе в течение того же периода эксплуатации не возникают.
Коэффициент сохранения эффективности характеризует степень влияния отказов в системе на эффективность ее применения по назначению. Из ранее приведенного определения теории надежности следует, что коэффициент сохранения эффективности может служить интегральным критерием оптимизации надежности системы. Действительно, критерий оптимизации - это показатель, для которого указана желаемая его величина или желаемое направление его изменения. Направление изменения коэффициента сохранения правильно выбранного показателя эффективности определяет основные ориентиры в поиске свойств системы, которые обеспечивают ее оптимальную надежность.
Для пользователей сложных информационных систем понятие их надежности ощущается в наибольшей степени по коэффициенту готовности системы КГ, то есть по отношению времени работоспособного состояния системы к времени ее незапланированного простоя. Для типичного современного сервера Кг = 0,99, что означает примерно 3,5 суток простоя в год.
Коэффициент готовности | Максимальное время простоя в год | Тип системы |
0.99 | 3.5 сут. | обычная |
0.999 | 8.5 ч. | Высокой надежности |
0.9999 | 1 ч. | отказоустойчивая |
0.99999 | 5 мин. | безотказная |
Информационная система - это сложная человеко-машинная система, включающая в свой состав эргатические звенья, технические средства и программное обеспечение. Все методы обеспечения надежности и достоверности И С можно отнести к двум классам. Один включает в себя методы, обеспечивающие безошибочность (безотказность, бессбойность) функциональных технических, эргатических и программных звеньев ИС, то есть, в конечном счете, повышающие их надежность. Другой - методы, обеспечивающие обнаружение и исправление ошибок, возникающих в информации, то есть методы контроля достоверности информации и ее коррекции, косвенно также повышающие функциональную надежность системы.
Названные классы не исключают, а взаимно дополняют друг друга, поскольку в такой сложной системе, как ИС, обеспечить высокую надежность и достоверность функционирования можно, только сочетая методы обоих классов.
Для построения надежных информационных систем можно использовать различные виды обеспечения:
-
экономическое; -
временное; -
организационное; -
структурное; -
технологическое; -
эксплуатационное; -
социальное; -
эргатическое; -
алгоритмическое; -
синтаксическое; -
семантическое.
Обеспечение можно определить как совокупность факторов (элементов, методов, приемов, процедур, ресурсов и т. п.), способствующих достижению поставленной цели. Экономическое и временное обеспечения, обусловливаемые необходимостью соответственно материальных и временных затрат, используются для реализации процедур обеспечения достоверности. Организационное, эксплуатационное, техническое, социальное и эргатическое обеспечения применяются преимущественно для повышения надежности систем, а структурное и алгоритмическое обеспечения - для обоих классов методов.
Организационное обеспечение включает в себя вопросы разработки:
-
правовых и методических аспектов функционирования ИС; -
нормативов достоверности информации по функциональным подсистемам и этапам преобразования информации; -
методики выбора и обоснования оптимальных структур, процессов и процедур преобразования информации и т. д.
Назначением структурного обеспечения является повышение надежности функционирования технических комплексов и эргатических звеньев, а также ИС в целом. Должно быть обосновано рациональное построение структуры ИС, непосредственно зависящее от качества решения таких вопросов, как выбор структуры технологического процесса преобразования информации, обеспечение обоснованных взаимосвязей между отдельными звеньями системы,