Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно ч. 11 ст. 35 Закона о местном самоуправлении иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
К примеру, согласно Уставу муниципального образования "Костомукшский городской округ" (принят решением Совета Костомукшского городского округа от 30.06.2005 N 411-ГС) в исключительной компетенции представительного органа - Совета Костомукшского городского округа в т.ч. находятся:
-
представление к награждению государственными наградами РФ и Республики Карелия (п. 25 ст. 26); -
утверждение условий привлечения кредитных ресурсов для покрытия текущего дефицита бюджета (п. 29 ст. 26); -
утверждение положения о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отдыха и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджета Костомукшского городского округа (п. 31 ст. 26); -
назначение на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа (п. 39 ст. 26); -
утверждение программы противодействия коррупции на территории Костомукшского городского округа (п. 42 ст. 26); -
утверждение порядка транспортного обслуживания, обеспечиваемого в связи с исполнением должностных обязанностей муниципальными служащими, в зависимости от группы замещаемой должности муниципальной службы (п. 44 ст. 26) и т.д.
На основании ч. 1 ст. 37 Закона о местном самоуправлении местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
К примеру, согласно Уставу внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Нарвский округ (принят решением Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Нарвский округ Санкт-Петербурга от 06.09.2017 N 32) местная администрация, в частности:
-
разрабатывает проекты местного бюджета, планов, программ, решений, представляемых главой местной администрации на рассмотрение представительного органа муниципального образования (п. 1 ст. 33); -
обеспечивает содержание и использование находящихся в муниципальной собственности жилищного фонда и нежилых помещений, транспорта, иной муниципальной собственности (п. 6 ст. 33); -
управляет муниципальной и иной переданной в управление муниципальному образованию собственностью (п. 7 ст. 33); -
осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Санкт-Петербурга (п. 8 ст. 33); -
осуществляет муниципальные заимствования от имени муниципального образования (п. 11 ст. 33); -
устанавливает размер оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений (п. 18 ст. 33); -
осуществляет выдачу разрешений на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством (п. 21 ст. 33) и т.д.
На основании ч. 1 ст. 20 Закона о местном самоуправлении по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.
К примеру, на основании ст. ст. 2, 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 25.12.2019 N 40-РЗ "О передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года" (принят Парламентом КБР 17.12.2019) органам местного самоуправления передаются отдельные государственные полномочия по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года:
-
обеспечение помещениями, охраняемыми, оборудованными мебелью, средствами связи и пригодными для обучения и работы лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении; -
обеспечение охраняемыми помещениями для хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2020 года; -
предоставление необходимых транспортных средств, средств связи.
Отдельные государственные полномочия передаются органам местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений.
Осуществление населением местного самоуправления предполагает представительство и защиту интересов и прав муниципальных образований, их жителей, местного самоуправления как важнейшего элемента демократической системы построения и функционирования власти в государстве на разных уровнях государственного управления, в государственных и международных организациях14.
Заключение
Таким образом, понятие местного самоуправления как формы публичной власти еще недостаточно разработано в теории государства и права, управления и самоуправления, что связано с новизной проблематики и тем, что раньше оно более относилось к политико-правовой сфере. Введение местного самоуправления в разветвленную систему публичной власти приводит к тому, что народовластие становится основой государственной власти, при которой функционируют структуры, вносящие в стратегию государственной политики свои коррективы. Имплантация местного самоуправления в российскую публичную власть изменяет объем и содержание прав его субъектов, решающих вопросы государственного характера. Эффективное функционирование системы органов государственной власти РФ обеспечивается системой сдержек и противовесов.
Идея местного самоуправления в истории политической жизни России не являлась предметом дискуссий или борьбы мнений, она была привнесена в Конституцию РФ 1993 г. Б.Н. Ельциным. Чем и почему она его привлекла, до сих пор остается загадкой, но в ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление объявлялось одной из основ новой российской демократии, впервые закреплялась его самостоятельность. В то время такого прецедента не было даже в конституциях государств с развитой демократией. При определенных обстоятельствах подобное конституционное положение может стать основой для эффективной организации народной жизни на местном уровне, включая возможности его конкуренции с государственной властью. Реформа местного самоуправления была востребованной не только политическими элитами, но и населением муниципальных образований. В обмен на его политическую поддержку, включая местную партийно-хозяйственную номенклатуру, новая власть провела реформу местного самоуправления, начало которой положил Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 г. "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации". За прошедшие годы многое изменилось во взаимоотношениях государственной власти и местного самоуправления, но поиск механизмов "сочетания двух основных конституционных принципов: самостоятельности местного самоуправления и единства публичной власти" - до настоящего времени продолжает оставаться актуальным.
В заключение отметим, что на сегодняшний день активность жителей муниципальных образований в решении вопросов местного значения крайне низка, что указывает в свою очередь на низкий уровень развития местных сообществ в России. Из этого следует, что перед нашей страной стоит цель создать условия для их становления, ведь только так можно выстроить действительно эффективную систему местного самоуправления. Поиск путей достижения указанной цели, впрочем, является предметом отдельного научного исследования.
Список литературы
-
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). -
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023). -
Административное право: Учебник / М.И. Еропкин, Т.И. Козырева, М.И. Козырь, Б.М. Лазарев [и др.]; Под ред. А.Е. Лунева. М.: Юридическая литература, 1970. С. 71. -
Вишняков В.Г. Структура и штаты органов советского государственного управления. М.: Наука, 1972. С. 10. -
Власов В.А., Студеникин С.С. Советское административное право: Учебник. М.: Госюриздат, 1959. С. 100. -
Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов: Пробл. совершенствования орг. и деятельности / [И.Ф. Бутко, Л.В. Николаева, Н.А. Пухтинский и др.; Отв. ред. И.Ф. Бутко]. Киев: Наук. думка, 1980. С. 108. -
Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.А. Окуньков. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Бек, 1996. С. 572 - 573. -
Манохин В.М. Советское административное право: Учебник. М.: Юридическая литература, 1977. С. 106 - 107; Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. Саратов: Сарат. гос. акад. права, 2003. С. 72. -
Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: Учебное пособие / Под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчинникова. М.: Акад. прав. ун-т, 1998. С. 81. -
Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Бондаря. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "Юрайт", 2013. 721 с. Серия: Бакалавр. Углубленный курс. -
Нечкин А. В., Кожевников О. А.Муниципальное право. Практика высших судебных инстанций России с комментариями. Учебное пособие для вузов. — М: Юрайт, 2020. 268 с. -
Петров Г.И., Усиевич И.Б. Административное право. Часть общая и особенная / Под ред. Ю.М. Козлова. М.: Юридическая литература, 1968. С. 116. -
Потапова А. А. Муниципальное право. Конспект лекций. Учебное пособие. — М: Проспект. 2017. 112 с. -
Пронина В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журнал российского права. 1998. N 2. С. 32.
1 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2 Нечкин А. В., Кожевников О. А.Муниципальное право. Практика высших судебных инстанций России с комментариями. Учебное пособие для вузов. — М: Юрайт, 2020. 268 с.
3 Пронина В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журнал российского права. 1998. N 2. С. 32.
4 Манохин В.М. Советское административное право: Учебник. М.: Юридическая литература, 1977. С. 106 - 107; Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. Саратов: Сарат. гос. акад. права, 2003. С. 72.
5 Административное право: Учебник / М.И. Еропкин, Т.И. Козырева, М.И. Козырь, Б.М. Лазарев [и др.]; Под ред. А.Е. Лунева. М.: Юридическая литература, 1970. С. 71.
6 Власов В.А., Студеникин С.С. Советское административное право: Учебник. М.: Госюриздат, 1959. С. 100.
7 Петров Г.И., Усиевич И.Б. Административное право. Часть общая и особенная / Под ред. Ю.М. Козлова. М.: Юридическая литература, 1968. С. 116.
8 Вишняков В.Г. Структура и штаты органов советского государственного управления. М.: Наука, 1972. С. 10.
9 Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов: Пробл. совершенствования орг. и деятельности / [И.Ф. Бутко, Л.В. Николаева, Н.А. Пухтинский и др.; Отв. ред. И.Ф. Бутко]. Киев: Наук. думка, 1980. С. 108.
10 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
11 Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: Учебное пособие / Под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчинникова. М.: Акад. прав. ун-т, 1998. С. 81.
12 Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. Н.С. Бондаря. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство "Юрайт", 2013. 721 с. Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
13 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.А. Окуньков. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Бек, 1996. С. 572 - 573.
14 Потапова А. А. Муниципальное право. Конспект лекций. Учебное пособие. — М: Проспект. 2017. 112 с.