Файл: Принципы, формы и методы финансирования научнотехнической продукции Содержание.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 431
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принципы, формы и методы финансирования научно-технической продукции
Содержание
Введение 3
1. Понятие научно- технической продукции 4
1.1 Состояние научно-технической продукции на сегодняшний день 4
1.2 Особенности финансирования научно-технической продукции 6
3.1 Формы и методы финансирования научно-технической продукции 7
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Введение
Важнейшим условием научно-технического развития является государственное регулирование рынка научно-технического продукта. В разных странах по-разному государство регулирует инновационную деятельность. Это воздействие может расширить возможности реализации, координировать инновационную деятельность и т.п.
В данном реферате будет рассмотрена принципы, формы и методы финансирования научно-технической продукции.
1. Понятие научно- технической продукции
1.1 Состояние научно-технической продукции на сегодняшний день
Проблема инновационной деятельности имеет первостепенное значение для роста экономики России, однако она недостаточно изучена.
Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития любого государства. В России необходимость формирования инновационных процессов предпринимательства обусловлено многими факторами.
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое.
Для эффективного и рационального осуществления инновационной деятельности необходимо проводить анализ состояния теории и практики инновационных процессов.
Этот вопрос состояния широко рассматривается в современных научных трудах в монографиях и периодической печати. Исследование литературы, позволяет сделать следующую классификацию проблем реализации инновационных процессов, рассматриваемых в литературе и предложений ученых по их ликвидации:
1. Наука относится к числу отраслей, которые в наибольшей мере испытывают воздействие экономического кризиса. Однако именно в период, когда наука особенно нуждается в поддержке, государство располагает чрезвычайно скудными средствами для ее финансирования.
По этой проблеме ученые сделали следующие практические предложения. Политика российского правительства в отношении реформирования инновационной системы и сферы научных исследований должна опираться на национальные цели более высокого порядка, ранжирования задач НТП (долгосрочные - стратегические, среднесрочные и текущие) и предусматривать одновременно работу по ряду функциональных направлений, соответствующим этим целям.
2. Низкая инвестиционная активность. Конечно, в настоящее время в России имеются отрасли и подотрасли с высоким инвестиционным потенциалом. Но и здесь на первый план выступает не столько научная новизна замыслов, сколько качество конечного их воплощения в новой продукции, технологиях и машинах. Основными источниками финансирования инновационной деятельности являются собственные средства предприятий и поэтому нехватка их и высокие ставки по кредитам коммерческих банков тормозят освоение технологических и продуктовых инноваций в промышленности. Что касается других источников, то их финансовые ресурсы оказываются ненадежными с точки зрения успешного распространения нововведений в экономике.
Ученые сделали выводы по повышению эффективности финансирования: важно обеспечить функционально – целевую мобилизацию и концентрацию финансовых ресурсов в специальных финансовых фондах, образуемых на всех уровнях данной сферы.
3. Анализ технологических потоков из-за рубежа показал, что большой поток иностранных технологий подавляет развитие национального инвестиционного комплекса и прикладной науки. Важнейшим стимулом к приобретению иностранных технологий и лицензий является то, что они позволяют выйти на мировой технологический рынок за счет перехода на мировые технологические и экономические стандарты. По оценкам ученых, от 20% до 30% спроса, удовлетворяемого за счет иностранных технологий.
Для решения проблемы иностранной конкуренции ученые предлагают в рамках инновационной политики разработать механизмы государственного регулирования и поддержки международного трансфера технологий. Целесообразен дозированный доступ иностранных фирм на ряд сегментов внутреннего технологического рынка. Эти задачи можно решить с использованием таких инструментов налоговой политики, как НДС и прибыль, инвестиционный налоговый кредит, предоставляемый потребителям отечественного оборудования.
4. Информационная и правовая база также являются важнейшей проблемой, тормозящей развитие инновационных процессов в России. Необходимо создание единого информационного пространства и ускорения информационных процессов с учетом мирового опыта.
1.2 Особенности финансирования научно-технической продукции
На современном этапе развития народного хозяйства цивилизованный рынок необходимо рассматривать как средство повышения эффективности общественного производства. Важнейшим компонентом рыночных отношений является научно-техническая продукция. Эта продукция, созданная на базе использования последних достижений развития науки и техники, позволяет полнее удовлетворять потребности человека, снизить общественно необходимые затраты на производство изделий, обеспечить развитие существующих и перспективных сфер рынка. Малейшая недооценка развития науки и техники в условиях рынка приводит к ослаблению позиций в конкурентной борьбе и в конечном счете к банкротству в хозяйственно-производственной деятельности.
В условиях рынка к неизменно актуальным вопросам управления научно-конструкторскими организациями относятся:
-
выявление потребностей сегодняшнего рынка; -
оценка уровня технологического развития и научно-технических достижений, их влияние на состояние существующего рынка, на создание новых рынков и возникновение новых потребностей; -
возможное изменение требований рынка к научно-технической продукции в будущем.
Как известно, современный рынок существенно отличается от рынка свободной конкуренции, на котором выступали раздробленные и незнающие ничего друг о друге агенты рынка.
В эпоху развития научно-технического прогресса общественные связи между производством и потребителями делаются устойчивее, становится возможным выявить вероятный спрос и предложения рынка, осуществить приблизительную оценку размеров рынка.
Глубина и достоверность данных, характеризующих требования и предложения рынка научно -технической продукции в существенной мере определяются состоянием анализа научно-технической информации, соответствующих экономико-статистических материалов.
В управлении разработками научно – технической продукции в условиях рынка крайне важно также полнее учитывать закономерности инновационного процесса.
Как известно, по характеру рыночных целей различаются такие инновационные процессы:
а) ориентированные на снижение общественно необходимых затрат при производстве изделий и получении прибыли;
б) предусматривающие модернизацию выпускаемой продукции;
в) создание принципиально новой продукции.
При выборе направлений НИР и ОКР, предусматривающих создание новых продуктов и модернизацию существующих изделий, важно учитывать закономерности кривой жизненного цикла изделий, в соответствии с которой экономическая эффективность совершенствования технических параметров изделий, в зависимости от стадий, разная. Это обусловлено тем, что каждое научно-техническое решение в своем развитии имеет предел.
Необходим учет особенностей научно-технического продукта.
Например, большой период цикла "НИОКР-внедрение". Поэтому в ходе планирования разработок на перспективу возникает задача выявить будущего заказчика научно-технического продукта, формирование возможных требований к продукту, определение оптимального времени на разработку и освоение научно-технического товара.
3.1 Формы и методы финансирования научно-технической продукции
Независимо от уровня регулирования сферы инновационной деятельности в различных странах осуществляются мероприятия государственной инновационной политики. Они могут быть объединены в три блока, связанные с финансированием, распространением технических знаний и конкуренцией.
Основной составляющей системы государственной поддержки инновационной деятельности является финансирование. Средства могут быть представлены крупным, средним и малым предприятиям на разных этапах инновационной деятельности, особенно на первых этапах, что предполагается высокой неопределенностью ее результатов, сложностью оценки отдачи вложения в них, высокой капиталоемкостью начальных этапах инновационного процесса. Система государственных мероприятий, касающихся конкуренции предпринимательского бизнеса, занятого инновационной деятельностью, направлена на преодоление влияния олигопольно-регулирующих сил в рамках самого рынка.
Методы воздействия государства в области инновационной деятельности можно подразделить на административные и экономические (прямые и косвенные). Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и концепцией государственного регулирования – с упором на рынок или на централизованное воздействие.
Административные методы осуществления инновационной политики, в отличие от директивных методов управления в централизованной системе хозяйствования, в условиях рыночных отношений базируются на законодательной основе. Административное вмешательство государства в инновационную деятельность посредством правового нормирования патентной политики государства и политики стандартизации позволяет хозяйствующим субъектам сохранять монополию на новизну и достигать унификации продукции товаропроизводителей.
Наиболее действенными методами инновационного регулирования являются экономические, основанные на учете мотивационных факторов товарного производства. Они отличаются от административных не директивным, характером и использованием экономических рычагов и регуляторов.
К прямым методам экономического воздействия относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное предпринимательство и государственные заказы.
Задачей косвенных экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются:
-
налоговое и амортизационное регулирование; -
кредитная и фондовая политика; -
ценовое регулирование; -
политика протекционизма.
Наиболее значительными косвенными методами являются кредитная и налоговая политика Кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений, а также осуществляет управление уровнем ссудного процента.
Налоговой политикой могут быть предусмотрены налоговые субсидии на определенные виды деятельности, в частности, исключение из суммы облагаемой налогом части доход, связанных с созданием и внедрением новых машин и оборудования и проч.
К методам косвенного воздействия на инновационную деятельность относится регулирование международного технологического обмена, т.е. режима экспортного и импортного контроля за передачей технологии.
Специфической формой воздействия государства на инновационную деятельность является сбор и обработка данных, необходимых для долгосрочного прогнозирования и планирования технологического развития.