Файл: Моя карьерная мотивация с точки зрения самооценки, уровня притязаний и локуса контроля..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы критериев оценки персонала организации
1.1. Понятие и особенности критериев самооценки, уровня притязаний и локуса контроля
1.2. Типология личности, основанная на критериях оценки сотрудников
2. Оценка воздействия психологического аспекта на профессиональную деятельность
2.1. Выбор вида профессиональной деятельности для представителей разных типов личности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МФПУ «СИНЕРГИЯ»)
Факультет Менеджмента
Группа СвБМв-112
ЭССЕ
На тему: «Моя карьерная мотивация с точки зрения самооценки, уровня притязаний и локуса контроля.»
Студента 1 курса Цевелева Владимира Александровича.
Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
1. Теоретические основы критериев оценки персонала организации 5
1.1. Понятие и особенности критериев самооценки, уровня притязаний и локуса контроля 5
1.2. Типология личности, основанная на критериях оценки сотрудников 10
2. Оценка воздействия психологического аспекта на профессиональную деятельность 14
2.1. Выбор вида профессиональной деятельности для представителей разных типов личности 14
2.2. Рекомендации по построению карьерного пути индивида 19
Заключение 22
Список используемой литературы 24
Введение
В современном, стремительно меняющемся мире с широкими возможностями многие хотят достичь успехов в профессии, добиться высокого карьерного положения и материального достатка, устроить личную и семейную жизнь в соответствии со своими потребностями и представлениями о благополучии. Однако быть успешным в современном мире не так-то просто, и зачастую можно добиться успеха в одних областях жизнедеятельности, отдавая туда все силы, упуская из виду другие, не менее значимые.
Для удовлетворенности жизнью необходимо всестороннее развитие личности, реализация всех ценностных ориентаций в деятельности субъекта. Жизненная успешность человека зависит как от внешних, так и от внутренних факторов. Знание внутренних, личностных детерминант успешности в деятельности, практическое применение этих знаний позволяет эффективно самореализовываться в соответствии с разделяемыми ценностями, достигать поставленных целей, в чем и заключается актуальность выбранной темы.
В зарубежной и отечественной психологической литературе к личностным детерминантам успешного поведения относят следующие: особенности органической конституции личности, интеллект, способности, мотивацию, самооценку, особенности ценностных ориентаций, локус контроля.
Целью данной работы заключается в исследовании влияния самооценки, уровня притязаний и локуса контроля на особенности карьерного пути индивида.
Для достижения поставленной цели предполагается последовательное решение ряда задач:
- изучить понятие и особенности критериев самооценки, уровня притязаний и локуса контроля;
- рассмотреть типологию личности, основанную на указанных критериях оценки;
- оценить влияние личностных детерминант на выбор определенного вида профессиональной деятельности;
- разработать рекомендации по построению карьерного пути индивида.
В результате исследования предполагается разработка комплекса рекомендаций, которые могут способствовать успешности карьерного пути индивидов на практике.
1. Теоретические основы критериев оценки персонала организации
1.1. Понятие и особенности критериев самооценки, уровня притязаний и локуса контроля
Самооценка – это оценка личностью самой себя, какими возможностями и психологическими качествами она обладает, а также какое место занимает среди других людей. Основой любого оценочного суждения о себе, собственных психологических качествах и свойствах является их сравнение с определенными образцами (эталонами). К подобным образцам относятся, например, личностные особенности того человека, который является для него авторитетом в процессах общения или деятельности, или особенности группы лиц, с которыми этот человек состоит в референтных отношениях.
Термин «самооценка» может иметь несколько значений:
1) оценка каждым индивидом собственной значимости (на бытовом уровне это звучит как «у него завышенная самооценка», «он не уважает себя» и т.п.);
2) непосредственно процесс оценки индивидом;
3) процесс оценки именно себя самостоятельно или с чьей-либо помощью1.
Если речь идет о карьере, то подразумевается второе и третье значение, а, значит, самооценка в целях карьерного управления представляет собой оценку собственного потенциала или человеческого капитала работника, которым он обладает. Смысл самооценки состоит в получении максимально достоверной (адекватной) информации о таких характеристиках, как физические, умственные, психофизиологические качества индивида; имеющийся и необходимый уровень образовательной и профессиональной подготовки; мотивация; возможности, которые открываются перед ним на рынке труда; его конкурентоспособность в сравнении с другими претендентами; достигнутый профессиональный опыт, достаток, внутрисемейный климат и т.д.
2
Таким образом, личные качества, которые подлежат оценке и самооценке с целью управления карьерой, составляют:
- психические качества (память, мышление, восприятие, эмоции и т.д.);
- психологические качества (тип характера, темперамента и т.д.);
- интеллектуальные характеристики (развитие и возможности интеллекта, интеллектуальные способности);
- физические качества (состояние и перспективы здоровья, физические параметры индивида, талант и т.д.);
- нравственные качества (система ценностей, этические и культурные нормы, правила и ограничения, соотношение собственной системы с общепринятой моралью)3.
Другой важной составляющей самооценки является формирование знания о преимуществах и недостатках, которыми обладает индивид. Самооценка представляет собой комплексное заключение о том, насколько действия человека адекватны собственным возможностям, или существует ли необходимость определенной корректировки данных действий.
Самооценка может быть как адекватная (соотносимая, совпадающая с реальностью), когда указывается на высокий, средний или низкий уровень оценки, или неадекватная, когда самооценка определяется как завышенная или заниженная. Самооценка личности напрямую связана с уровнем притязаний и мотивацией достичь успеха в разных видах деятельности.
Уровень притязаний личности представляет собой стремление достичь цель того уровня сложности, на освоение которого человек считает себя способным4.
Людей с реалистическим уровнем притязаний отличает уверенность, настойчивость в достижении целей, большая продуктивность в сравнении с той группой людей, уровень притязаний которой не адекватен существующим возможностям и способностям.
Несоответствие притязаний и реальных возможностей человека приводит к неправильной оценке себя, неадекватному поведению, возникновению эмоциональных срывов, повышенной тревожности и т.д.
Индивиды, которые ориентированы на достижение успеха, могут правильно оценить свои способности, причины успехов и неудач, адекватно оценить себя. У них отмечается наличие реалистического уровня притязаний. С другой стороны, люди, которые ориентированы на неудачу, отличаются неадекватной оценкой, а, следовательно, нереалистичными притязаниями (завышенными или заниженными). Что касается поведения, то это может проявиться в выборе слишком трудных или слишком легких целей. Кроме того, этих людей отличает повышенная тревожность, неуверенность в своих силах, тенденция избегать соревнования, некритичность при оценке достигнутых результатов, ошибочность прогнозов и т.д.
В зарубежной и отечественной психологии имеет место выраженная тенденция рассматривать притязания в связи с процессами построения и выбора цели действия. Исследователи определяют притязания как цель, которую ставит перед собой субъект и пытается достичь. В структуру притязаний включают:
1) цель;
2) величину шага на пути решения задачи;
3) предполагаемый результат;
4) мотивы, потребности;
5) «тенденция к спонтанному переходу» к действию5.
При этом притязания выполняют побудительную функцию. Однако побудительное влияние по данным разных авторов оказывают различные компоненты притязаний. Побуждать может цель, результат действия, последствия или же сам уровень притязаний.
Помимо исследования притязаний как цели, в отечественной психологии разрабатывается понятие притязаний в оценочном аспекте, как потребность в определенной самооценке. В рамках данного подхода исследуется:
- связь и соотношение притязаний с феноменом Я-концепции, самооценкой личности;
- воплощение в притязаниях субъективных критериев деятельности и ее результата, стандарта достижений, которые индивид устанавливает для себя и который он ожидает достичь;
- притязания на определенный уровень оценки и самооценки6.
В оценочном аспекте изучения притязания выступают как личностная характеристика, личностный критерий успешности, а не экспериментально формирующийся, привязанный к конкретной ситуации решения задачи.
Таким образом, человек чувствует себя успешным, когда он реализует свои притязания на том уровне, который сам считает успешным или оценивается так другими. Причем успешность переживается, когда оценка личности удовлетворяет следующим компонентам7:
1) определенный уровень и содержание самооценки;
2) определенный уровень и содержание оценок личности другими людьми;
3) качественные и количественные характеристики результата, который удовлетворяет притязаниям личности.
Для успешной деятельности личности важно учитывать ряд факторов: особенности поставленной цели (соответствие притязаниям личности, полезность результата, уровень трудности задач, прилагаемые усилия), специфику взаимосвязи содержаний оценок и самооценок, субъективные стандарты, опыт, информированность личности об особенностях деятельности. Однако одним из самых важных внутриличностных факторов успешности является реалистичность притязаний
8. Как отмечают психологи, люди, привыкшие к ситуации успеха, устанавливают свои притязания немного выше уже достигнутого уровня.
Выявить наличие уверенности или неуверенности, уравновешенности или неуравновешенности, доброжелательности или недоброжелательности (подозрительности) и других качеств личности возможно за счет определения локуса контроля.
Локус контроля является локализацией контроля человека личных качеств, когда индивид приписывает ответственность за собственные достоинства и недостатки, результаты деятельности или к внешним факторам (экстернальный или внешний локус контроля), или собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний локус контроля)9.
При наличии внешнего (экстернального) локуса контроля у индивида отмечает формирование неуверенности в собственных способностей, неуравновешенности, стремления откладывать дела на неопределенный срок, тревожности, подозрительности, склонности к конфликтам.
При наличии внутреннего (интернального) локуса контроля у индивида наоборот отмечается формирование уверенности в себе, последовательности и настойчивости в достижении целей, склонности к самоанализу, уравновешенности, общительности, доброжелательности, независимости. Внутренний локус – это социально одобряемая ценность.
Локус контроля представляет собой устойчивое свойство личности индивида, которое формируется в процессе социализации личности.
Самооценка личности влияет на характер взаимоотношений, на уровень требовательности к себе и окружающим, критичности, на отношение к возникающим успехам и неудачам и на уровень рефлексивности. Без самооценки немыслима самоактуализация личности, которая заключается в стремлении человека более полно выявить и развить личностные возможности, что имеет крайне важно значение в его профессиональной деятельности.
1.2. Типология личности, основанная на критериях оценки сотрудников
Существуют различные подходы к типологии личности. Для целей планирования карьеры целесообразно использовать типологию, в основе которой лежат три характеристики, входящие в список критериев оценки персонала организации:
- самооценка;
- уровень притязаний;
- локус контроля (показатель ответственности человека)10.
В данной типологии выделяют шесть типов личности:
1. Альпинист.
Высокая самооценка, высокий уровень притязаний, внутренний локус контроля (готов брать ответственность за свои поступки, способен делать выводы из собственных ошибок)