Файл: Моя карьерная мотивация с точки зрения самооценки, уровня притязаний и локуса контроля..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 307
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы критериев оценки персонала организации
1.1. Понятие и особенности критериев самооценки, уровня притязаний и локуса контроля
1.2. Типология личности, основанная на критериях оценки сотрудников
2. Оценка воздействия психологического аспекта на профессиональную деятельность
2.1. Выбор вида профессиональной деятельности для представителей разных типов личности
11.
Делает карьеру сознательно с полной внутренней отдачей. Как правило, проходит все ступени, снизу доверху. Хороший профессионал и менеджер. Делает следующий шаг, только хорошо закрепившись на предыдущем и подстраховавшись. Полон решимости идти до вершины карьерной лестницы. Не склонен к резким, необдуманным решениям. Если не мешать ему, не бросит работодателя в трудную минуту.
2. Иллюзионист.
Высокая самооценка, высокий уровень притязаний, внешний локус контроля (ищет объяснение происходящему в стечении обстоятельств и поступках других людей)12.
Стремится к высотам и верит в свои силы, но в большей степени использует благоприятные обстоятельства, чем отрабатывает ситуацию. Мастер создавать видимость. Может хорошо выполнять представительские функции, не требующие глубокого анализа и ответственных решений. Без угрызений совести уйдет к конкуренту или сменит сферу деятельности при более выгодном предложении. Удержать его может только высокая успешность работодателя и внешние знаки собственного высокого статуса, поскольку он ориентирован на имидж.
3. Мастер.
Высокая самооценка, низкий уровень притязаний, внутренний локус контроля13.
Ему интересно осваивать новые области в своей профессии или смежные профессии. Продвижение по социальной лестнице его мало интересует. Главное – движение вперед (а не вверх). Может принимать неожиданные для окружающих решения об уходе или смене деятельности. В этом случае необходимо предложить ему развивать новое направление или поставить пред ним интересную проблему.
4. Муравей.
Низкая самооценка, низкий уровень притязаний, внешний локус контроля14.
Может быть хорошим профессионалом. Работает строго по конкретно сформулированным задачам из-за боязни совершить ошибку. Ценен как исполнитель. Лучшая награда для него – четкие инструкции, отсутствие свободы выбора и похвала со стороны руководства. При резком повышении может испугаться и уйти. Продвигать такого сотрудника по карьерной лестнице нужно постепенно, при этом обеспечивая ему возможность опереться на компетентных заместителей или грамотного руководителя более высокого ранга.
5. Коллекционер.
Низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внешний локус контроля15.
Хочет достичь вершин, но долго готовится начать профессиональную деятельность. Зачастую получает несколько образований, проходит массу курсов. При этом, как правило, почти не имеет реального опыта работы. Весьма туманно представляет себе карьерный путь, но четко знает, что хочет стать начальником. Если умерит свои амбиции и начнет карьерный путь с невысокой должности, может стать хорошим сотрудником, особенно при наличии грамотного наставника. Перед продвижением по службе нуждается в адаптационном тренинге или курсе повышения квалификации.
6. Узурпатор.
Низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внутренний локус контроля16.
Надеется в жизни в основном на себя, движется по карьерной лестнице, подгоняемый самолюбием. Старается контролировать деятельность всей организации, часто выходя за рамки своих полномочий. Ему мешают недоверие к окружающим и неуверенность в себе. Успешно работает в стабильной ситуации. В условиях нестабильности принимает решения хаотично. Ориентирован на вертикальную карьеру, демонстрирует авторитарный стиль управления. Ему важно видеть перспективы роста и иметь возможность профессионального обучения. Умеет принимать решения, но выполнять их должны будут подчиненные. Продвигать такого человека по карьерной лестнице следует при возможности предоставления ему всей полноты полномочий. Успешным для карьеры может стать тренинг личностного роста.
Для того чтобы определить, к какому из вышеперечисленных типов относится тот или иной сотрудник, необходимо тщательно изучить и проанализировать его биографию (в т. ч. автобиографию, которая во многом позволяет раскрыть мотивы деятельности и карьерные ожидания), проследить профессиональный путь, провести соответствующее психологическое тестирование.
Данная классификация носит приблизительный характер, поскольку каждый человек обладает уникальными индивидуальными особенностями, которые также необходимо учитывать.
Помимо этого, на планирование карьеры оказывают влияние внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относятся семейное положение сотрудника, состояние его здоровья и здоровья членов его семьи, уровень образования сотрудника и его материальное положение. К внешним факторам относятся отношение с коллегами и начальством, общий психологический микроклимат в коллективе и ресурсы организации (что она может предложить работнику).
Рассмотрим это влияние на конкретных примерах. Так, наличие маленьких детей и нуждающихся в постоянном уходе пожилых родителей существенно снижает уровень профессиональных амбиций. В таких жизненных обстоятельствах работник вряд ли сможет оставаться сверхурочно, принимать участие в реализации проектных заданий (детей нужно забирать из детского сада, родителей везти в больницу и т. д.). Особенно подобная ситуация характерна для женщин.
Взаимоотношения с коллегами также играют не последнюю роль. Обстановка недоверия, взаимных претензий, интриги и склоки между членами трудового коллектива могут привести к полной деморализации сотрудников, отсутствию какого-либо желания развития в профессиональном плане (сотрудники будут тратить рабочее время не на решение производственных задач, а на выяснение личных отношений). Избежать этой проблемы (по крайне мере минимизировать ее) можно, используя при формировании команды принципы психологической совместимости представителей различных типов личности (темперамента).
Таким образом, на пути построения карьеры встречаются и взлеты, и падения, и периоды временного затишья (например, при неожиданной реструктуризации, выходе в декретный отпуск и др.). Но в целом это непрерывный циклический процесс (после достижении намеченного результата появляется новая цель и т. д. по восходящей).
Дальновидный руководитель будет всячески способствовать карьерному росту своих сотрудников, поскольку развитие человеческих ресурсов в конечном итоге развивает и саму организацию, способствует реализации ее миссии в обществе.
Исходя из рассмотренных типов карьеристов, можно определить приоритеты выбора того или иного вида профессиональной деятельности у каждого типа.
1. Альпинист.
Для данного типа успех в профессиональной деятельности может быть определен следующими критериями17:
- природа деятельности обладает техническим характером, а работа связана с запоминанием важных фактов и деталей, использую в дальнейшем данную информацию;
- отмечается связь деятельности с производством реального продукта и оказанием реальной услуги;
- рабочий процесс отличает продуманность, логичность и эффективность, он происходит по стандартному порядку действий;
- в работе предоставляется независимость, индивид большую часть времени действует самостоятельно и использует собственные незаурядные способности концентрироваться, чтобы решить задачи и достичь цели;
- рабочий процесс проходит в стабильной обстановке, для его выполнения применяются традиционные подходы, рискованные действия не требуются;
- деятельность приводит к зримым, вещественным результатам при использовании и ориентации на точные и обязательные стандарты;
- предполагается постановка ясных задач и четко определенная организационная структура;
- предоставляется достаточное количество времени для подготовительной деятельности;
- существует возможность повысить уровень личной ответственности, результаты оцениваются на основания соответствия деятельности предъявляемым требованиям и индивидуального вклада;
- рабочий процесс происходит в обстановке достойной оценки и вознаграждения практических суждений и опыта человека;
- деятельность способствует постановке целей и их достижению, при этом предоставляются все необходимые ресурсы.
2. Иллюзионист.
Профессиональный успех означает, что работа18:
- позволяет быть лидером. Контролировать, организовывать и совершенствовать рабочую систему, способствовать ее эффективному функционированию и своевременному достижению целей;
- предоставляет возможности для участия в долгосрочном планировании, выработке творческих решений, новаторских и логичных подходов к решению разнообразных проблем;
- проходит в атмосфере четкой организации, когда все работают с соответствии с определенными и ясно сформулированными заданиями;
- стимулирует работу интеллекта и дает возможность трудиться над решением масштабных, сложных задач;
- дает возможность взаимодействовать с талантливыми, интересными людьми, мастерами своего дела. 6. Открывает возможности для роста внутри организации, позволяет повышать квалификацию и демонстрировать ее;
- интересна, бросает вызов, открывает простор для движения вперед, позволяет быть на виду, достижения замечаются и адекватно вознаграждаются;
- предоставляет возможность умным, амбициозным, целеустремленным людям, квалифицированным профессионалам объединить свои усилия;
- позволяет сосредоточиться на масштабных целях;
- позволяет управлять процессами. Руководить людьми, использовать логические, объективные критерии, направлять в нужное русло способности каждого, не вовлекаясь при этом в каждодневные межличностные трения.
3. Мастер.
Профессиональный успех означает, что работа19:
- предоставляет возможности для участия в выработке творческих решений, новаторских подходов;
- позволяет применять собственные разработки, новаторские решения;
- проходит в обстановке, в которой творческий подход, компетентность и стремление импровизировать признаются и приветствуются;
- позволяет оказываться в разнообразных ситуациях, которые заряжают энергией, развлекают и побуждают к действию;
- подчиняется строгой логике, основывается на объективных и справедливых стандартах, а не на индивидуальных пристрастиях;
- позволяет развиваться в профессиональном и личном плане;
- позволяет взаимодействовать с разнообразными людьми, в особенности с теми, кто вызывает уважение;
- проходит в атмосфере активности, высокой энергии, интенсивного взаимодействия с окружающими;
- предполагает отсутствие жесткой структуры, высокую степень индивидуальной свободы, возможность импровизации;
- позволяет разрабатывать и внедрять новые проекты и при этом не вникать в мелочи.
4. Муравей.
Профессиональный успех означает, что работа20:
- позволяет использовать системный подход, самому выстраивать факты, тактику, взаимоотношения людей, дает время и ресурсы, необходимые для того, чтобы прийти к логическому итогу;
- предоставляет возможности применять навыки и хорошо развитые мыслительные способности в работе над конкретными, четко и ясно сформулированными задачами;
- измеряется и оценивается по справедливым, логичным, ясным и объективным критериям;
- проходит в дружелюбной атмосфере, в окружении трудолюбивых, добросовестных людей, которые не приносят на работу свои личные проблемы;
- реальна и осязаема, предполагает практическое применение идей и дает конкретные результаты;
- дает возможность четких прогнозов. Отчеты имеют строгую структуру;
- позволяет действовать продуктивно, рассчитывать необходимые шаги и ресурсы, следовать установленным процедурам, устанавливать сроки исполнения и соблюдать эти сроки;
- проходит в стабильной, предсказуемой, деятельной атмосфере.
5. Коллекционер.
Профессиональный успех означает, что работа21:
- позволяет устанавливать и поддерживать теплые, искренние отношения с людьми, предпринимающими реальные, практические шаги для улучшения качества жизни;
- приносит практическую выгоду людям и оставляет время для обучения;
- позволяет контролировать ситуацию при работе в большом коллективе, позволяет помогать людям гармонично сотрудничать на пути к общей цели;
- ставит ясно очерченные цели. Достижения оцениваются в соответствии с четко сформулированными критериями;
- проходит в атмосфере сотрудничества, в отсутствии конфликтов и напряженности в отношениях с коллегами, начальством, клиентами, пациентами;
- позволяет принимать решения, использовать эффективные процедуры и следить за тем, чтобы все детали проектов исполнялись в соответствии с планами;
- дает достаточно возможностей для взаимодействия с людьми, чтобы принимать значимое участие в процессе принятия решений;
- позволяет самому организовать процесс работы для себя и для окружающих так, чтобы все операции выполнялись максимально легко и эффективно;
- проходит в дружественной атмосфере, где коллеги ценят достижения друг друга;
Делает карьеру сознательно с полной внутренней отдачей. Как правило, проходит все ступени, снизу доверху. Хороший профессионал и менеджер. Делает следующий шаг, только хорошо закрепившись на предыдущем и подстраховавшись. Полон решимости идти до вершины карьерной лестницы. Не склонен к резким, необдуманным решениям. Если не мешать ему, не бросит работодателя в трудную минуту.
2. Иллюзионист.
Высокая самооценка, высокий уровень притязаний, внешний локус контроля (ищет объяснение происходящему в стечении обстоятельств и поступках других людей)12.
Стремится к высотам и верит в свои силы, но в большей степени использует благоприятные обстоятельства, чем отрабатывает ситуацию. Мастер создавать видимость. Может хорошо выполнять представительские функции, не требующие глубокого анализа и ответственных решений. Без угрызений совести уйдет к конкуренту или сменит сферу деятельности при более выгодном предложении. Удержать его может только высокая успешность работодателя и внешние знаки собственного высокого статуса, поскольку он ориентирован на имидж.
3. Мастер.
Высокая самооценка, низкий уровень притязаний, внутренний локус контроля13.
Ему интересно осваивать новые области в своей профессии или смежные профессии. Продвижение по социальной лестнице его мало интересует. Главное – движение вперед (а не вверх). Может принимать неожиданные для окружающих решения об уходе или смене деятельности. В этом случае необходимо предложить ему развивать новое направление или поставить пред ним интересную проблему.
4. Муравей.
Низкая самооценка, низкий уровень притязаний, внешний локус контроля14.
Может быть хорошим профессионалом. Работает строго по конкретно сформулированным задачам из-за боязни совершить ошибку. Ценен как исполнитель. Лучшая награда для него – четкие инструкции, отсутствие свободы выбора и похвала со стороны руководства. При резком повышении может испугаться и уйти. Продвигать такого сотрудника по карьерной лестнице нужно постепенно, при этом обеспечивая ему возможность опереться на компетентных заместителей или грамотного руководителя более высокого ранга.
5. Коллекционер.
Низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внешний локус контроля15.
Хочет достичь вершин, но долго готовится начать профессиональную деятельность. Зачастую получает несколько образований, проходит массу курсов. При этом, как правило, почти не имеет реального опыта работы. Весьма туманно представляет себе карьерный путь, но четко знает, что хочет стать начальником. Если умерит свои амбиции и начнет карьерный путь с невысокой должности, может стать хорошим сотрудником, особенно при наличии грамотного наставника. Перед продвижением по службе нуждается в адаптационном тренинге или курсе повышения квалификации.
6. Узурпатор.
Низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внутренний локус контроля16.
Надеется в жизни в основном на себя, движется по карьерной лестнице, подгоняемый самолюбием. Старается контролировать деятельность всей организации, часто выходя за рамки своих полномочий. Ему мешают недоверие к окружающим и неуверенность в себе. Успешно работает в стабильной ситуации. В условиях нестабильности принимает решения хаотично. Ориентирован на вертикальную карьеру, демонстрирует авторитарный стиль управления. Ему важно видеть перспективы роста и иметь возможность профессионального обучения. Умеет принимать решения, но выполнять их должны будут подчиненные. Продвигать такого человека по карьерной лестнице следует при возможности предоставления ему всей полноты полномочий. Успешным для карьеры может стать тренинг личностного роста.
Для того чтобы определить, к какому из вышеперечисленных типов относится тот или иной сотрудник, необходимо тщательно изучить и проанализировать его биографию (в т. ч. автобиографию, которая во многом позволяет раскрыть мотивы деятельности и карьерные ожидания), проследить профессиональный путь, провести соответствующее психологическое тестирование.
Данная классификация носит приблизительный характер, поскольку каждый человек обладает уникальными индивидуальными особенностями, которые также необходимо учитывать.
Помимо этого, на планирование карьеры оказывают влияние внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относятся семейное положение сотрудника, состояние его здоровья и здоровья членов его семьи, уровень образования сотрудника и его материальное положение. К внешним факторам относятся отношение с коллегами и начальством, общий психологический микроклимат в коллективе и ресурсы организации (что она может предложить работнику).
Рассмотрим это влияние на конкретных примерах. Так, наличие маленьких детей и нуждающихся в постоянном уходе пожилых родителей существенно снижает уровень профессиональных амбиций. В таких жизненных обстоятельствах работник вряд ли сможет оставаться сверхурочно, принимать участие в реализации проектных заданий (детей нужно забирать из детского сада, родителей везти в больницу и т. д.). Особенно подобная ситуация характерна для женщин.
Взаимоотношения с коллегами также играют не последнюю роль. Обстановка недоверия, взаимных претензий, интриги и склоки между членами трудового коллектива могут привести к полной деморализации сотрудников, отсутствию какого-либо желания развития в профессиональном плане (сотрудники будут тратить рабочее время не на решение производственных задач, а на выяснение личных отношений). Избежать этой проблемы (по крайне мере минимизировать ее) можно, используя при формировании команды принципы психологической совместимости представителей различных типов личности (темперамента).
Таким образом, на пути построения карьеры встречаются и взлеты, и падения, и периоды временного затишья (например, при неожиданной реструктуризации, выходе в декретный отпуск и др.). Но в целом это непрерывный циклический процесс (после достижении намеченного результата появляется новая цель и т. д. по восходящей).
Дальновидный руководитель будет всячески способствовать карьерному росту своих сотрудников, поскольку развитие человеческих ресурсов в конечном итоге развивает и саму организацию, способствует реализации ее миссии в обществе.
2. Оценка воздействия психологического аспекта на профессиональную деятельность
2.1. Выбор вида профессиональной деятельности для представителей разных типов личности
Исходя из рассмотренных типов карьеристов, можно определить приоритеты выбора того или иного вида профессиональной деятельности у каждого типа.
1. Альпинист.
Для данного типа успех в профессиональной деятельности может быть определен следующими критериями17:
- природа деятельности обладает техническим характером, а работа связана с запоминанием важных фактов и деталей, использую в дальнейшем данную информацию;
- отмечается связь деятельности с производством реального продукта и оказанием реальной услуги;
- рабочий процесс отличает продуманность, логичность и эффективность, он происходит по стандартному порядку действий;
- в работе предоставляется независимость, индивид большую часть времени действует самостоятельно и использует собственные незаурядные способности концентрироваться, чтобы решить задачи и достичь цели;
- рабочий процесс проходит в стабильной обстановке, для его выполнения применяются традиционные подходы, рискованные действия не требуются;
- деятельность приводит к зримым, вещественным результатам при использовании и ориентации на точные и обязательные стандарты;
- предполагается постановка ясных задач и четко определенная организационная структура;
- предоставляется достаточное количество времени для подготовительной деятельности;
- существует возможность повысить уровень личной ответственности, результаты оцениваются на основания соответствия деятельности предъявляемым требованиям и индивидуального вклада;
- рабочий процесс происходит в обстановке достойной оценки и вознаграждения практических суждений и опыта человека;
- деятельность способствует постановке целей и их достижению, при этом предоставляются все необходимые ресурсы.
2. Иллюзионист.
Профессиональный успех означает, что работа18:
- позволяет быть лидером. Контролировать, организовывать и совершенствовать рабочую систему, способствовать ее эффективному функционированию и своевременному достижению целей;
- предоставляет возможности для участия в долгосрочном планировании, выработке творческих решений, новаторских и логичных подходов к решению разнообразных проблем;
- проходит в атмосфере четкой организации, когда все работают с соответствии с определенными и ясно сформулированными заданиями;
- стимулирует работу интеллекта и дает возможность трудиться над решением масштабных, сложных задач;
- дает возможность взаимодействовать с талантливыми, интересными людьми, мастерами своего дела. 6. Открывает возможности для роста внутри организации, позволяет повышать квалификацию и демонстрировать ее;
- интересна, бросает вызов, открывает простор для движения вперед, позволяет быть на виду, достижения замечаются и адекватно вознаграждаются;
- предоставляет возможность умным, амбициозным, целеустремленным людям, квалифицированным профессионалам объединить свои усилия;
- позволяет сосредоточиться на масштабных целях;
- позволяет управлять процессами. Руководить людьми, использовать логические, объективные критерии, направлять в нужное русло способности каждого, не вовлекаясь при этом в каждодневные межличностные трения.
3. Мастер.
Профессиональный успех означает, что работа19:
- предоставляет возможности для участия в выработке творческих решений, новаторских подходов;
- позволяет применять собственные разработки, новаторские решения;
- проходит в обстановке, в которой творческий подход, компетентность и стремление импровизировать признаются и приветствуются;
- позволяет оказываться в разнообразных ситуациях, которые заряжают энергией, развлекают и побуждают к действию;
- подчиняется строгой логике, основывается на объективных и справедливых стандартах, а не на индивидуальных пристрастиях;
- позволяет развиваться в профессиональном и личном плане;
- позволяет взаимодействовать с разнообразными людьми, в особенности с теми, кто вызывает уважение;
- проходит в атмосфере активности, высокой энергии, интенсивного взаимодействия с окружающими;
- предполагает отсутствие жесткой структуры, высокую степень индивидуальной свободы, возможность импровизации;
- позволяет разрабатывать и внедрять новые проекты и при этом не вникать в мелочи.
4. Муравей.
Профессиональный успех означает, что работа20:
- позволяет использовать системный подход, самому выстраивать факты, тактику, взаимоотношения людей, дает время и ресурсы, необходимые для того, чтобы прийти к логическому итогу;
- предоставляет возможности применять навыки и хорошо развитые мыслительные способности в работе над конкретными, четко и ясно сформулированными задачами;
- измеряется и оценивается по справедливым, логичным, ясным и объективным критериям;
- проходит в дружелюбной атмосфере, в окружении трудолюбивых, добросовестных людей, которые не приносят на работу свои личные проблемы;
- реальна и осязаема, предполагает практическое применение идей и дает конкретные результаты;
- дает возможность четких прогнозов. Отчеты имеют строгую структуру;
- позволяет действовать продуктивно, рассчитывать необходимые шаги и ресурсы, следовать установленным процедурам, устанавливать сроки исполнения и соблюдать эти сроки;
- проходит в стабильной, предсказуемой, деятельной атмосфере.
5. Коллекционер.
Профессиональный успех означает, что работа21:
- позволяет устанавливать и поддерживать теплые, искренние отношения с людьми, предпринимающими реальные, практические шаги для улучшения качества жизни;
- приносит практическую выгоду людям и оставляет время для обучения;
- позволяет контролировать ситуацию при работе в большом коллективе, позволяет помогать людям гармонично сотрудничать на пути к общей цели;
- ставит ясно очерченные цели. Достижения оцениваются в соответствии с четко сформулированными критериями;
- проходит в атмосфере сотрудничества, в отсутствии конфликтов и напряженности в отношениях с коллегами, начальством, клиентами, пациентами;
- позволяет принимать решения, использовать эффективные процедуры и следить за тем, чтобы все детали проектов исполнялись в соответствии с планами;
- дает достаточно возможностей для взаимодействия с людьми, чтобы принимать значимое участие в процессе принятия решений;
- позволяет самому организовать процесс работы для себя и для окружающих так, чтобы все операции выполнялись максимально легко и эффективно;
- проходит в дружественной атмосфере, где коллеги ценят достижения друг друга;