Файл: Задача 3 этапы решения задач на компьютере 3 10. понятие метода обучения 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оглавление


2.методическая система обучения информатике 2

6.логические характеристики понятия 2

7.способы изучения понятий 3

8.понятие задача 3

9.этапы решения задач на компьютере 3

10.понятие метода обучения 3

11.классификация методов обучения 3

12.понятие средства обучения и их классификация 4

13.понятия урок, класс, классификация уроков, основные требования к уроку, схема анализа урока, требования к развернутому плану урока 5

Образец схемы анализа урока по ФГОС 6

14.понятие самостоятельная работа, классификация самостоятельных работ 7

15.понятие оценка, отметка, проверка, контроль, виды контроля, средства контроля 8



2.методическая система обучения информатике





3.содержательные линии школьного курса информатики

  1. Информация и информационные процессы

  2. Представление информации

  3. Формализация и моделирование

  4. Алгоритмизация и программирование

  5. Компьютер (аппаратная часть и ПО)

  6. Информационные технологии

  7. Социальная информатика

  8. Элементы кибернетики


4.цели изучения
В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении

  • личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм),

  • метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации),

  • предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

Образовательные цели обучения информатике:
1. Ознакомление с основами информатики как науки, ее основными понятиями.

2. Формирование в сознании учащихся естественно-научной картины окружающего нас мира.

3. Овладение (или ознакомление) основными методами естественно-научного исследования.
Воспитательные цели обучения информатике.
Предполагает ориентацию на формирование интеллектуальных и морально-этических компонентов личности, качеств мышления, характерных для информационной деятельности. К воспитательной функции относится формирование интереса к изучению информатики, развитие устойчивой мотивации к учебной деятельности.

1. Вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.

2. Воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.
Развивающие цели обучения информатике.


  • Формировании у учащихся познавательных психических процессов и свойств личности: внимания, памяти, мышления, познавательной активности и самостоятельности, способностей.

  • Формирование логических приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т. п.), общеучебных приемов.

  • Ориентацию на выявление и реализацию в процессе обучения потенциальных возможностей информатики как науки, в частности связанных со спецификой творческой информационной деятельности.



5. что такое понятие
Понятие – форма мышления, в которой отражены существенные свойства объекта, процесса или явления, выделяющее их из множества других


6.логические характеристики понятия





  1. Содержание

Раскрывается через перечень существенных признаков


  1. Объем

Раскрывается через классификацию
Существенное правило классификации

  1. Проводится по определенному признаку

  2. Понятия, получаемые в результате классификации должны быть независимы

  3. Сумма объемов понятий, получающихся при классификации, должна равняется объему исходного понятия, т.е. классификация должна быть соразмерной

Содержание понятия и объем тесно взаимосвязаны и очень часто эта зависимость бывает обратная: если увеличить содержание понятия, то уменьшится объем.


7.способы изучения понятий





1 схема. Конкретно-индуктивный (от частного к общему)

2 схема. Абстрактно-дедуктивный (от общего к частному)

  1. Подведение к понятию

Приводятся конкретные примеры из окружающей действительности, осуществляется мотивация.

  1. Введение понятия

1) Выделение существенных признаков

2) Введение термина и его мотивация

3) Рассмотрение особых случаев, если они имеются

4) Формулировка определения

5) Символическое обозначение

6) Другие определения, обозначения и т.п.

  1. Закрепление понятия

  1. Первичное

Иллюстрация понятия примерами, в которых отсутствуют один или несколько признаков, контрпримеры. Осущ. На задачах не их школьных учебных дисциплин.

  1. Вторичное

Решение задач на применение понятий. Можно брать задачи из школьных учебных дисциплин.

  1. Связь понятия с ранее изученными понятиями и темами, которые будут изучаться потом




  1. Дать определение

  2. Рассмотреть частные и особые случаи

  3. Иллюстрация примерами и задачами

  4. Связь понятия с ранее изученными понятиями и темами, которые будут изучаться потом








8.понятие задача


Задача (по Фридману) – это знаковая модель проблемной ситуации

Основные характеристики задачи:

  • Сложность – мера структуры

  • Трудность – мера труда конкретного субъекта


9.этапы решения задач на компьютере



1 этап. Постановка задачи

2 этап. Формальная (математическая постановка задачи)

3 этап. Разработка алгоритма

4 этап. Программирование и подготовка программы к вводу на компьютер

5 этап. Тестирование, отладка программы и интерпретация полученных результатов.


10.понятие метода обучения



Метод обучения – путь движения содержания в процессе взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся


11.классификация методов обучения



  1. По форме организации деятельности

  • Рассказ

  • Беседа




  1. По источнику знаний

  • Словесный

  • Наглядный (показ, наблюдения)

  • Практический (измерение, анализ)



12.понятие средства обучения и их классификация



Средства обучения – это совокупность объектов любой природы, каждый из которых полностью или частично заменяет изучаемое понятие, дает информацию о нем

- печатные (учебники, раздаточный материал)

- наглядные (плакаты)

-технические(аудиовизуальные)

- средства осуществления практических действий



13.понятия урок, класс, классификация уроков, основные требования к уроку, схема анализа урока, требования к развернутому плану урока




Урок - это целенаправленный, логически-завершенный, ограниченными временными рамками, часть образовательного процесса с классом.

Класс - постоянный в пределах учебного года коллектив учащихся, работающих по единой учебной программе, примерно одного возраста и уровня подготовки

Классификация уроков:

  1. По этапам учебного процесса

  • Вводный урок

  • Урок первичного ознакомления с материалом

  • Усвоения новых знаний

  • ….




  1. По форме проведения

  • Лекции

  • Лабораторные работы

  • Решения задач



  • Традиционные

  • Нетрадиционные


Дидактические требования к современному уроку информатики:

· Четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

· Определение места в общей системе уроков;

· Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

· Прогнозирования уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

· Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке информатики и максимальную самостоятельность в обучении учащихся;

· Реализация на уроке информатики всех дидактических принципов;

· Создание условий успешного обучения учащихся.

 

Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

- проектирование развития учащихся в пределах изучения информатики;

- учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

- предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

· Соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;


· Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

· планирование усвоения знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска;

· выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристичесвого обучения;

· учет контроля, анализа и оценки школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

· соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения.
Требования к технике проведения урока:

· урок информатики должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

· темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

· необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

· следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.
Требования к развернутому плану урока:


  1. Тема урока

  2. Цели урока (в терминах УУД)

  3. Оборудование урока (те материалы, которые помогут учителю объяснить тему (схемы, таблицы))

  4. Ход урока


Для всех этапов указать:

-время

-методы и формы

Образец схемы анализа урока по ФГОС


 

Этапы анализа

Количество баллов

1

Основные цели

Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? 

 

2

Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. 

 

3

Какие способы мотивации применяет педагог?

 

4

Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?

  • Ориентированность на стандарты нового поколения.

  • Развитие УУД (универсальных учебных действий).

  • Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др. 

 

5

Содержание урока

  • Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.

  • Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.

  • Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).

  • Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.

 

6

Методика проведения урока

  • Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.

  • Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.)

  • Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер?

  • Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)?

  • Использование диалога в качестве формы общения.

  • Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний.

  • Наличие обратной связи между учеником и учителем.

  • Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.

  • Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.

  • Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока.

  • Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия?

  • Действия, направленные на  развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.

 

7

Психологические моменты в организации урока

  • Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению?

  • Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания?

  • Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности?

  • Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся?

  • Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?