ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 418
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Состояние развития международных экономических отношений в настоящее время
Влияние факторов глобализации на экономическую безопасность России
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Анализ состояния экономической безопасности России
ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Пути повышения экономической безопасности России
права. Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного стратегического партнерства как с НАТО, так и США. ООН и ее Совет Безопасности рассматриваются в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений.
Для России важно наращивать взаимодействие в многосторонних форматах: в «Большой двадцатке», БРИКС, ЕС, СНГ, ЕАЭС; использовать возможности других неформальных международных институтов. Развитие отношений со странами СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности и ЕАЭС обозначено для России как приоритетное.
46 Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"
При этом ОДКБ видится как основной межгосударственный инструмент противостояния региональным вызовам и угрозам военно- политического и военно-стратегического характера. Особое значение для России имеет укрепление политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества. Россия выступает за укрепление взаимодействия с Евросоюзом, формирование в Евро-Атлантическом регионе открытой системы коллективной безопасности.47
Следует отметить, что Стратегия национальной безопасности России задает приоритеты и ориентиры, с которыми должны согласовываться другие нормативные правовые акты. При этом следует иметь в виду, что стратегия не является прогнозом, это не одно и то же. Стратегия задает курс долгосрочного
развития, независимый от широкого поля прогнозов долгосрочного изменения внешних и внутренних условий. Стратегия исходит не из адаптации страны к существующим условиям, а из целевой модели ее перспективного развития, опирающуюся на устойчивую (инвариантную) систему поэтапных целевых индикаторов развития.
Стратегия представляет собой официально признанную систему политико-организационных мероприятий, раскрывающих механизм практической реализации теоретических положений, уже закрепленных на концептуальном уровне. Стратегия рассчитана на среднесрочную перспективу и носит более гибкий характер, чтобы иметь возможность своевременно и адекватно реагировать на изменение обстановки, в частности, на появление новых угроз (хотя во многих государствах не делается существенного различия между концепцией и стратегией).
Рост российской экономики может начаться в ближайшие годы, при условии, что будут применяться и выполняться важнейшие стратегические положения. Следует приступить к необходимым реформам в проблемных сферах, к примеру, начать работать над диверсификацией экономики. На все
47 Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты: монография / С. Н. Бабурин, М. И. Дзлиев, А. Д. Урсул. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2017. – с. 75
дальнейшее развитие экономики России будет влиять реализация стратегии экономической безопасности России, в которая должны
входить:
В целях формирования стратегии следует найти критерии, при выполнении которых можно избежать или снизить существующие в настоящее время для российской экономической безопасности угрозы. Оптимальная степень экономической безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей экономической безопасности находится в рамках допустимых границ своих пороговых значений. Например, снижение темпа инфляции не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, а снижение дефицита бюджета до порогового значения – полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.
Наряду с определенными показателями, целесообразным является введение такого индикатора экономической безопасности, как потенциал компенсаций и предотвращения убытков. Экспертные прогнозы затрат, необходимых для возмещения убытков, вызванных теми или иными критическими ситуациями,
дают возможность оценить и своевременно сформировать ресурсы общества, ориентированные на восстановление и обретения стабильности и устойчивости социально-экономического развития, а также на предупреждение последствий дестабилизации.
Данный подход особенно актуален для обеспечения экономической безопасности России, экономика которой сильно пострадала от глобального финансового кризиса. С этой целью стратегия экономической безопасности предусматривает для нашей системы экономического анализа такие показатели, как компенсационные ресурсы (потенциал прямых компенсаций) и общий компенсационный потенциал, прежде всего, как потенциал возмещения убытков.
При этом компенсационные ресурсы, как и компенсационный потенциал в целом, могут быть охарактеризованы рядом количественных и качественных показателей, которые создают (по своей адекватности тем или иным критическим ситуациям) важные предельные значения для оценки степени экономической безопасности государства.
Подытоживая анализ показателей экономической безопасности, факторов и критериев, ее определяющих, следует отметить, что стратегия экономической безопасности должна определять следующие основные приоритеты экономической политики государства48:
48Пути повышения конкурентоспособности предприятий /Андреев С. Ю., Варюха А. О., Апанащенко А. А. // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно- практической конференции. — 2015. — С. 8–12.
выгод от вступления в ВТО и обеспечения повышения производительности на уровне предприятий.
Формирование стратегии безопасности нации в сфере экономики должно осуществляться каждые два или три года с учетом предшествующего опыта. Рабочим инструментом при формировании стратегии может выступать включение в нее рационального перечня индикаторов и их допустимых величин.
Для России важно наращивать взаимодействие в многосторонних форматах: в «Большой двадцатке», БРИКС, ЕС, СНГ, ЕАЭС; использовать возможности других неформальных международных институтов. Развитие отношений со странами СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности и ЕАЭС обозначено для России как приоритетное.
46 Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"
При этом ОДКБ видится как основной межгосударственный инструмент противостояния региональным вызовам и угрозам военно- политического и военно-стратегического характера. Особое значение для России имеет укрепление политического потенциала Шанхайской организации сотрудничества. Россия выступает за укрепление взаимодействия с Евросоюзом, формирование в Евро-Атлантическом регионе открытой системы коллективной безопасности.47
Следует отметить, что Стратегия национальной безопасности России задает приоритеты и ориентиры, с которыми должны согласовываться другие нормативные правовые акты. При этом следует иметь в виду, что стратегия не является прогнозом, это не одно и то же. Стратегия задает курс долгосрочного
развития, независимый от широкого поля прогнозов долгосрочного изменения внешних и внутренних условий. Стратегия исходит не из адаптации страны к существующим условиям, а из целевой модели ее перспективного развития, опирающуюся на устойчивую (инвариантную) систему поэтапных целевых индикаторов развития.
Стратегия представляет собой официально признанную систему политико-организационных мероприятий, раскрывающих механизм практической реализации теоретических положений, уже закрепленных на концептуальном уровне. Стратегия рассчитана на среднесрочную перспективу и носит более гибкий характер, чтобы иметь возможность своевременно и адекватно реагировать на изменение обстановки, в частности, на появление новых угроз (хотя во многих государствах не делается существенного различия между концепцией и стратегией).
Рост российской экономики может начаться в ближайшие годы, при условии, что будут применяться и выполняться важнейшие стратегические положения. Следует приступить к необходимым реформам в проблемных сферах, к примеру, начать работать над диверсификацией экономики. На все
47 Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты: монография / С. Н. Бабурин, М. И. Дзлиев, А. Д. Урсул. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2017. – с. 75
дальнейшее развитие экономики России будет влиять реализация стратегии экономической безопасности России, в которая должны
входить:
-
Основные положения формирования и поддержания функционирования системы гарантирования экономической безопасности. -
Характеристика внутренних и внешних угроз экономической безопасности и мониторинг факторов, которые подрывают устойчивость социально-экономической системы и государства. -
Критерии и индикаторы экономической безопасности. -
Характеристика национальных экономических интересов. -
Меры и механизмы государственной политики по обеспечению экономической безопасности на национальном, региональном и глобальном уровнях.
В целях формирования стратегии следует найти критерии, при выполнении которых можно избежать или снизить существующие в настоящее время для российской экономической безопасности угрозы. Оптимальная степень экономической безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей экономической безопасности находится в рамках допустимых границ своих пороговых значений. Например, снижение темпа инфляции не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, а снижение дефицита бюджета до порогового значения – полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.
Наряду с определенными показателями, целесообразным является введение такого индикатора экономической безопасности, как потенциал компенсаций и предотвращения убытков. Экспертные прогнозы затрат, необходимых для возмещения убытков, вызванных теми или иными критическими ситуациями,
дают возможность оценить и своевременно сформировать ресурсы общества, ориентированные на восстановление и обретения стабильности и устойчивости социально-экономического развития, а также на предупреждение последствий дестабилизации.
Данный подход особенно актуален для обеспечения экономической безопасности России, экономика которой сильно пострадала от глобального финансового кризиса. С этой целью стратегия экономической безопасности предусматривает для нашей системы экономического анализа такие показатели, как компенсационные ресурсы (потенциал прямых компенсаций) и общий компенсационный потенциал, прежде всего, как потенциал возмещения убытков.
При этом компенсационные ресурсы, как и компенсационный потенциал в целом, могут быть охарактеризованы рядом количественных и качественных показателей, которые создают (по своей адекватности тем или иным критическим ситуациям) важные предельные значения для оценки степени экономической безопасности государства.
Подытоживая анализ показателей экономической безопасности, факторов и критериев, ее определяющих, следует отметить, что стратегия экономической безопасности должна определять следующие основные приоритеты экономической политики государства48:
-
Приоритетным национальным экономическим интересом России должна стать ее энергетическая независимость, которой можно достичь путем создания альтернативной нынешней модели энергетической безопасности. Создание альтернативной системы поставок нефти и газа обеспечит наше государство независимыми источниками энергоресурсов. -
Приоритет национальных экономических интересов в финансовой, банковской и денежной сферах. Он предполагает усиление государственной поддержки банковского сектора, исходя исключительно из национальных экономических интересов, а также дальнейшее улучшение делового климата, институциональной, финансовой инфраструктуры, поддерживающей частные инвестиции. Это существенно для получения
48Пути повышения конкурентоспособности предприятий /Андреев С. Ю., Варюха А. О., Апанащенко А. А. // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно- практической конференции. — 2015. — С. 8–12.
выгод от вступления в ВТО и обеспечения повышения производительности на уровне предприятий.
-
Развитие отечественного предприятия, национального малого и среднего бизнеса, частной собственности. Фискальная политика России должна быть переориентирована на значительные государственные капиталовложения при сохранении финансовой дисциплины путем использования макроэкономического механизма, способствующего росту. Кроме того, Россия должна усилить меры, направленные на реализацию среднесрочного бюджетирования и улучшения качества предоставляемых услуг в государственном секторе.
Формирование стратегии безопасности нации в сфере экономики должно осуществляться каждые два или три года с учетом предшествующего опыта. Рабочим инструментом при формировании стратегии может выступать включение в нее рационального перечня индикаторов и их допустимых величин.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 13