Файл: Наступательные и оборонительные маркетинговые стратегии.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.1 Анализ стратегических зон хозяйствования МСД КНАУФ ГИПС
Фирма КНАУФ была основана в Германии двумя братьями Альфонсом и Карлом Кнауф в 1932 году и начала свою деятельность с открытия гипсового рудника в Шенгене и открытия первого завода по производству сухих строительных смесей на основе гипса.
На данный момент КНАУФ – одна из ведущих компаний мировой промышленности строительных материалов. Международная группа КНАУФ имеет более 150 производственных предприятий по всему миру. Штат компании насчитывает более 26000 сотрудников.
В Россию, а затем в страны СНГ, компания КНАУФ пришла в 1993 году, купив небольшой пакет акций подмосковного «Комбината теплоизоляционных и гипсовых изделий» (ТИГИ).
Сегодня КНАУФ – крупнейший немецкий инвестор в строительной отрасли России, Украины, Казахстана, производящий высококачественную продукцию с привлечением местных специалистов и из местного сырья. Помимо девяти российских предприятий в группу КНАУФ СНГ входят три предприятия в Украине, три в Казахстане и одно в Узбекистане; созданы маркетинговые фирмы в Украине, Казахстане, Белоруссии, Узбекистане, Грузии и Азербайджане.
Вкладывая средства в развитие собственных предприятий в России, КНАУФ претворяет в жизнь свой принцип «быть ближе к клиенту», обеспечивать его высококачественной продукцией по приемлемым ценам. Философия деятельности компании в стране выражается в стремлении поставлять на российский рынок инновационные и энергосберегающие строительные материалы, произведенные на предприятиях внутри страны, из российского сырья, с привлечением местного персонала, развивать заводы до уровня современных предприятий-производителей и формировать передовую структуру маркетинга.
Основной ассортимент производимой компанией КНАУФ продукции на территории России:
- листовые материалы на основе гипса
- сухие строительные смеси на гипсовой основе
- сухие строительные смеси на цементной основе
- готовые составы (грунтовки, шпаклевки)
- гипсовые пазогребневые плиты
- металлические профили для систем с применением листовых материалов
Стоит отметить, что 2019 год был успешным и наполнен многими важными позитивными и неординарными событиями для данной группы компаний. Одним из них стало приобретение активов USG (United States Gypsum) Corporation, американской компании с более чем 120-летней историей. Группа КНАУФ интересовалась ими последние 20 лет и в 2019 году удалось осуществить сделку по покупке этого крупнейшего производителя строительных материалов из гипса в Северной Америке. Г-н Краулис отметил, что в осуществлении сделки велика роль лично совладельца компании Николауса Кнауфа. Благодаря этому приобретению группа KNAUF получает возможность расширить бизнес в США, Канаде и Мексике, а также в азиатском регионе. Глобальный характер события демонстрируют следующие показатели: группа KNAUF выросла на 7300 сотрудников, 50 производственных площадок, в совокупный годовой оборот добавлено свыше 11 миллиардов евро. Это большой шаг для группы КНАУФ, которая уверенно занимает теперь позицию крупнейшего производителя гипсовых строительных материалов в мире
4.
Важным событием 2019 года стало также приобретение европейских и азиатских активов, включая новый современный завод в Елабуге, американской компании Armstrong, лидера рынка потолочных систем в Российской Федерации. С покупкой компании Армстронг КНАУФ становится мировым лидером по производству потолочных систем.
Активную инвестиционную деятельность группа КНАУФ вела и в России. В конце 2019 года на предприятии «КНАУФ Петроборд» была открыта после модернизации установка по производству облицовочного картона в поселке Коммунар Ленинградской области, что открыло возможность расширить производство больше, чем в 1.5 раза, обеспечив продукцией не только рынок России, но и увеличить экспортные поставки. Общие инвестиции в этот проект составили более 3,5 миллиардов рублей. Подробно об открытии здесь.
Второе большое событие для бизнеса КНАУФ в России – открытие в городе Звенигово в республике Марий Эл завода по изготовлению сухих строительных смесей. Для обеспечения снабжения завода гипсовым камнем был построен речной причал на Волге, который также открыт для использования местной администрацией и сторонними компаниями. Группа КНАУФ планирует дальнейшие инвестиции в развитие производства этого завода уже в следующем 2020 году.
Отметим, что с 2013 года все производственные предприятия на территории России объединены в одно юридическое лицо ООО «КНАУФ ГИПС». Также в состав ООО «КНАУФ ГИПС» вошли бывшие маркетинговые организации в виде сбытовых дирекций и Центральное управление группы КНАУФ СНГ. На территории России в настоящее время действует не более 10-ти сбытовых дирекций.
В данной работе рассмотрим более подробно Московскую сбытовую дирекцию (МСД) ООО КНАУФ ГИПС отвечает за продвижение, сбыт и техническую поддержку продукции КНАУФ на территории Московского региона (Москва, МО, Тверская и Ярославская области). Штат МСД насчитывает порядка 70 человек. Оборот за 2019 год составил порядка 9 млрд. руб. Одна из основных проблем на данный момент – снижение доли рынка по одному из основных продуктов (гипсокартону).
Для выявления сильных и слабых сторон самой компании, для определения внешних угроз и возможностей среды проведем SWOT-анализ.
Таблица 1.
Четырехпольная матрица SWOT-анализа Московской сбытовой дирекции ООО КНАУФ ГИПС
Сильные стороны | Слабые стороны |
1- глобальный игрок с большими финансовыми возможностями | 1- цены выше на 10-30%, чем у средних и маленьких локальных производителей |
2- сильный, узнаваемый в России бренд, ассоциирующийся с немецким качеством | 2- низкая оперативность в принятии решений по нестандартной продукции |
3- лидер рынка | 3- слабая интернет-активность |
4- свои сырьевые производства в России | 4- дорогие сырье и ресурсы в Московском регионе |
5- минимальная импортная составляющая в себестоимости продукции | 5- ограниченные производственные мощности в сезон |
6- активная, мощная техническая поддержка (сопровождение продукции) | 6- малоэффективный отдел внешнего сбыта (личные продажи) |
7- мощная рекламная и PR поддержка | |
8- широкая, сформировавшаяся дилерская сеть | |
9- стабильность качества продукции | |
10- широкий ассортимент (наличие специализированных продуктов) | |
11- наличие системных решений (не отдельно взятых продуктов) | |
Возможности | Угрозы |
1- рост спроса на новые строительные материалы для решения узко специализированных задач | 1- выход на рынок новых производителей 2- падение покупательской способности 3- нестабильное качество местного сырья 4- подорожание сырья 5- ожидание потребителем низких цен 6- расширение производства конкурентов |
2- большую долю рынка цементных строительных смесей занимают производители с непостоянным качеством продукции | |
3- рост сегмента финишных материалов (краски) | |
4- рост объемов потребления материалов сухого строительства при бюджетном строительстве и крупнейшими коммерческими ДСК |
Данный вид анализа дает возможность определить направления роста компании, пути защиты от угроз и преодоления слабых сторон. Именно он задает направления последующего анализа и дает возможность определить как пути достижения целей, так и основные составляющие стратегии компании.
Теперь оценим взаимовлияние всех факторов по шкале «-2, -1, 0, +1, +2». Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Сопоставительная матрица SWOT-анализа для компании КНАУФ ГИПС, Московская сбытовая дирекция
Шкала от -2 до +2 | Возможности | Угрозы | Сумма | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | |||
Сильные стороны | | | | | | | | | | | | ||
1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 6 | ||
2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | -1 | 0 | 1 | 2 | 10 | ||
3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | -1 | -1 | 1 | 9 | ||
4 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | 2 | 1 | 1 | 11 | ||
5 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 5 | ||
6 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 7 | ||
7 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 9 | ||
8 | 2 | 0 | 1 | 0 | -1 | 0 | 0 | 0 | 0 | -1 | 1 | ||
9 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 7 | ||
10 | 2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | -1 | -1 | 1 | 3 | ||
11 | 2 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 7 | ||
Слабые стороны | | | | | | | | | | | | ||
1 | -2 | -1 | -1 | -2 | -1 | -2 | 0 | -1 | -2 | -2 | -14 | ||
2 | 0 | 0 | 0 | -1 | -1 | -1 | 0 | 0 | 0 | -1 | -4 | ||
3 | -2 | -1 | -1 | -1 | -2 | -2 | 0 | 0 | -1 | -2 | -12 | ||
4 | -1 | 0 | -1 | -2 | -1 | -2 | -1 | -1 | -2 | -1 | -12 | ||
5 | -2 | -1 | 0 | -2 | -2 | 0 | 0 | 0 | 0 | -2 | -9 | ||
6 | -2 | -1 | -1 | -2 | -2 | 0 | 0 | 0 | -1 | -2 | -11 | ||
Сумма | 7 | 5 | 4 | 1 | 4 | -2 | 0 | -1 | -4 | -1 | |
Как видно из анализа самые сильные стороны компании, влияющие на другие факторы это:
2- сильный, узнаваемый в России бренд, ассоциирующийся с немецким качеством
3- лидер рынка
4- свои сырьевые производства в России
7- мощная рекламная и PR поддержка
Наиболее уязвимые стороны фирмы:
1- цены выше на 10-30%, чем у средних и маленьких локальных производителей
3- слабая интернет-активность
4- дорогие сырье и ресурсы в Московском регионе
Самая перспективная из внешних тенденций:
1- рост спроса на новые строительные материалы для решения узко специализированных задач
А наиболее опасная внешняя угроза:
5- ожидание потребителем низких цен
Таким образом, на базе SWOT-анализа можно сделать следующий вывод: за счет сильного, узнаваемого бренда, стабильности качества продукции, мощной рекламной и PR поддержек и собственного, производимого в России сырья МСД КНАУФ ГИПС на данный момент имеет следующие направления для развития бизнеса:
- вывод новых, специализированных продуктов под брендом КНАУФ
- увеличение доли рынка КНАУФ в сегменте цементных строительных смесей
- выход на новые ниши рынка (краски)
- вход в государственные программы строительства
- контракт с крупнейшими ДСК региона
Также необходимо усилить работу с поставщиками в направлении контроля качества поставляемого сырья, увеличить активность в области интернет-маркетинга, провести тренинги для сотрудников внешнего сбыта и уделить более пристальное внимание отслеживанию и реагированию на активности конкурентов. Возможно, имеет смысл просчитать возможность переноса производства из Московского региона в другой, с более дешевым сырьем и ресурсами.
Две основных группы продуктов, реализуемые МСД – это материалы для сухого строительства и сухие строительные смеси.
-
К материалам для сухого строительства относятся: гипсокартонный лист ГКЛ (основной продукт), гипсоволокнистый лист ГВЛ, листовые материалы специального назначения (акустические, огнезащитные), металлические профили и комплектующие. Все перечисленные выше продукты кроме комплектующих КНАУФ производит на территории России. Оборот и структура продаж по основным видам листовых материалов представлена в таблице 3.
Таблица 3.
ABC-анализ по обороту листовых материалов КНАУФ