Файл: Реферат вариант 25 по дисциплине правовое сопровождение процессов ресурсообеспечения предприятия.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет информационных технологий и компьютерной безопасности
(факультет)
Кафедра систем автоматизированного проектирования и информационных систем
РЕФЕРАТ
Вариант 25
по дисциплине ПРАВОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССОВ РЕСУРСООБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Тема Административная ответственность.
Разработал студент группы змУАЭ-212 В.Ю. Семенова
Подпись, дата Инициалы, фамилия
Принял Т.С. Наролина
Подпись, дата Инициалы, фамилия
2023
Административная ответственность.
Администрати́вная отве́тственность, вид юридической ответственности, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и законами субъектов РФ, заключающийся в применении компетентными органами административной юрисдикции и должностными лицами к лицам, виновным в совершении административного правонарушения, специфических мер административного принуждения – административных наказаний, влекущих для правонарушителей наступление негативных последствий морального, имущественного, личного или организационного характера.
В юридической науке административная ответственность понимается по-разному: как вид юридической ответственности; мера административного принуждения; правовой институт; форма реагирования государства на совершение административного правонарушения.
Законодательство ряда зарубежных государств не закрепляет понятий «административная ответственность», «административное правонарушение», «административное наказание».
Так, институт уголовной ответственности в США характеризуется разграничением преступлений на две группы. Преступление, наказуемое лишением свободы на срок не более одного года или меньшим наказанием, квалифицируется как проступок (misdemeanor). Преступления, которые влекут более строгие наказания, определяются как «фелония» (felony).
Уголовный кодекс Франции (Code pénal, 1994) классифицирует противоправные деяния в зависимости от их тяжести на преступления (crime), правонарушения (délit) и проступки (contravention). Проступок является наименее тяжкой категорией деяний.
Уголовный кодекс Италии (Codice Penale, 1930) оперирует термином «преступление» (delitto), а также термином «проступок» (contravvenzione). В отличие от преступления, совершение проступка не влечёт за собой лишения свободы, а наказывается арестом или штрафом. Закон «Об изменениях в системе уголовного судопроизводства» (Modifiche al sistema penale, 1981) ввёл в правовое регулирование в Италии понятие «административная санкция» (sanzione amministrativa), которая назначается за совершение проступка.
В свою очередь, в других государствах существует специальное законодательство об административной ответственности. В ФРГ административная и уголовная ответственность чётко законодательно разграничены. Применение мер административной ответственности регламентировано Законом об административных правонарушениях (Gesetz über Ordnungswidrigkeiten, 1968). Данный акт закрепляет составы административных правонарушений (Ordnungswidrigkeit), виды административных наказаний, порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Институт административной ответственности получил правовое закрепление в кодифицированных актах стран Содружества Независимых Государств.
Так, Кодекс Республики Таджикистан об административных правонарушениях (2008) закрепляет понятие административной ответственности как разновидности юридической ответственности. Административная ответственность означает применение судьёй, уполномоченным государственным органом или уполномоченным должностным лицом административного взыскания к физическому лицу, частному предпринимателю, должностному или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (2021) и Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (2014) не закрепляют понятия административной ответственности. Исходя из буквального толкования положений данных актов, административную ответственность следует рассматривать как применение административного взыскания (наказания) за совершение административного правонарушения – противоправного, виновного (умышленного или неосторожного) действия либо бездействия физического или юридического лица.
Зарождение института административной ответственности в России следует связывать с произошедшим в законодательстве разграничением преступлений и иных наказуемых деяний – проступков. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. содержало определение преступления как «всякого нарушения закона, через которое посягается на неприкосновенность прав
Власти Верховной и установленных Ею властей, или же на права или безопасность общества или частных лиц». «Нарушение правил, предписанных для охранения определённых законами прав и общественной или же личной безопасности, или пользы» именовалось проступком.
Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке наложения административных взысканий» (1921) установил административный порядок назначения наказаний за нарушение обязательных постановлений. Административная ответственность рассматривалась как инструмент обеспечения исполнения обязательных постановлений советов или исполнительных комитетов в случае их нарушения гражданами или должностными лицами. Конкретный перечень составов административных правонарушений закреплён не был.
В период советской власти были приняты многочисленные нормативные правовые акты, посвящённые вопросам регламентации административной ответственности за отдельные виды нарушений законодательства. К ним относятся Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за нарушение правил воинского учёта» (1940), Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об ответственности за мелкое хулиганство» (1956), Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об ответственности за мелкую спекуляцию» (1957), Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об ответственности за незаконное изготовление и использование радиопередающих устройств» (1960), Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни» (1961) и иные акты.
Указ Президиума Верховного Совета СССР «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» (1961) закрепил в качестве обязательного условия привлечения к административной ответственности виновность правонарушителя. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Об утверждении Положения об административных комиссиях при исполнительных комитетах районных, городских Советов депутатов трудящихся РСФСР и о порядке производства по делам об административных нарушениях» (1962) были систематизированы основные процедуры привлечения к административной ответственности, определён порядок обжалования постановлений о назначении административных наказаний.
В Основах законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях (1980) впервые были установлены задачи законодательства об административных правонарушениях, закреплены принципы административной ответственности и определение понятия административного правонарушения. Дальнейшее развитие института административной ответственности связано с принятием Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (1984), который закрепил перечень составов административных правонарушений, виды административных взысканий, регламентировал судебный порядок привлечения к административной ответственности.
Развитие института административной ответственности в постсоветский период связано с усилением роли судов в назначении наказаний за административные правонарушения; формированием системы арбитражных судов, рассматривающих дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесённые федеральным законом к компетенции арбитражных судов; дальнейшей систематизацией законодательства об административных правонарушениях; закреплением возможности обжалования в суд любых постановлений о назначении административного наказания.
В настоящее время основным нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы привлечения к административной ответственности, является КоАП РФ.
Административная ответственность характеризуется специфическими признаками, отличающими её от иных видов юридической ответственности – дисциплинарной, уголовной, гражданско-правовой, финансовой.
Применение административной ответственности направлено на достижение определённых целей. В законодательстве цели административной ответственности непосредственно не закреплены. Однако следует учитывать, что административная ответственность заключается в применении специфических мер принуждения – административных наказаний. Статья 3.1 КоАП РФ в качестве целей административного наказания рассматривает предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Кроме того, согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. Решение данных задач обеспечивается применением мер административной ответственности.
Для наступления административной ответственности необходимо наличие трёх оснований – нормативного, фактического и процессуального. Между всеми основаниями существует тесная взаимосвязь.
Нормативное основание административной ответственности обусловлено существованием административно-правовой нормы, содержащей санкцию за совершение административного правонарушения. Составы административных правонарушений закреплены в КоАП РФ и законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Субъекты Российской Федерации могут принимать как кодифицированные акты, содержащие исчерпывающий перечень составов административных правонарушений, так и отдельные законы, устанавливающие административную ответственность за правонарушения в конкретных сферах общественных отношений.
Фактическим основанием административной ответственности выступает административное правонарушение. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Наличие нормативного и фактического основания административной ответственности вызывает необходимость составления протокола по делу об административном правонарушении или вынесения постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, а также рассмотрения дела. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания, которое является процессуальным основанием наступления административной ответственности.
Существует разграничение компетенции органов власти Российской Федерации и её субъектов в вопросе установления и применения административной ответственности. К ведению Российской Федерации относится:
• установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
• установление перечня видов административных наказаний и правил их применения;
• установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
• установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях