Файл: Развитие методов управления знаниями в российских компаниях.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Перспективы IT управления знаниями в России:
Культурные и практические предпосылки: отечественная методологическая школа СМД-методологии.
При этом IT управления знаниями выступает в функциях:
-"проявителя" и "закрепителя" МД форм
-способа опредмечивания мета-знаний, в управленческой действительности
Развитие методов управления знаниями в российских компаниях
Сегодня в России вторая волна интереса к системам управления знаниями, что объясняется рядом причин, в числе основных следующие:
- объем данных в информационных системах ежегодно увеличивается более чем в два раза;
- возрастает доля контентной составляющей: до 75% информации предприятия составляет неструктурированная информация (электронные и бумажные документы, изображения, медиаданные);
- улучшается аппаратная часть (оптоволоконные линии связи способствуют повышению пропускной способности сетей);
- высокая динамика бизнеса: быстро создаются новые компании, товары, услуги; проводится реорганизация предприятий (слияние, разделение и т. д.), следовательно, необходимо быстро реагировать на события;
- текучесть кадров, проектная организация работ (люди приходят и уходят по завершении проекта);
- значительное число компаний внедрило ERP-системы, позволяющие управлять ресурсами (однако вопрос, как управлять интеллектуальными ресурсами, по-прежнему остается открытым).
Так, управление знаниями – это непрерывный процесс, направленный на создание, накопление и применение знаний в компании. Критерием его эффективности является возможность сотрудника компании своевременно получить требуемое знание.
Один из важнейших аспектов трансформации российской экономики заключается в том, что в ней зарождается и занимает ведущие позиции новый субъект активизации инновационного процесса — компании. Именно они становятся экономико-организационной основой процесса создания и внедрения новшеств в современном обществе (в отличие от директивной экономики, где эту роль играло государство). Компании, во-первых, жизненно заинтересованы в нововведениях для обеспечения собственных конкурентных преимуществ и, во-вторых, обладают средствами, необходимыми для этого. Для эффективной инновационной деятельности они должны иметь собственные системы создания и внедрения новшеств, а также работников, способных реализовать этот процесс. Первое означает их потребность в создании и управлении организационного знания, второе — в обеспечении полноценного и эффективного бизнес-образования.
Управление знаниями - это технология, включающая в себя комплекс формализованных методов, охватывающих:
-
поиск и извлечение знаний из живых и неживых объектов (носителей знаний); -
структурирование и систематизацию знаний (для обеспечения их удобного хранения и поиска); -
анализ знаний (выявление зависимостей и аналогий); -
обновление (актуализацию) знаний; -
распространение знаний; -
генерацию новых знаний.
Александр Громов (директор по развитию фирмы "Весть-МетаТехнология") предлагает рассматривать дисциплину управления знаниями как средство уменьшения энтропии во Вселенной, а Вадим Федоров (заместитель директора фирмы "Интертраст") предлагает такой вариант: "Управление знаниями - это управление отношениями между людьми, конкретными формами этих отношений, сопровождающими рабочие процессы. Достаточно обоснованно можно утверждать, что объектом управления в данном случае является не документ, не таблица-классификатор, а люди и отношения между ними".
Взаимосвязь знаний, обучения и ключевой компетенции организации представлена на рис.1, где сделана попытка показать, как на знаниях базируются все хозяйственные и управленческие отношения, выявляются предпочтения хозяйствующих субъектов, происходит обмен и поставляется информация на рынки.
Рисунок 1 - Знание, обучение и базовая компетенция организации
Вариативность подходов к управлению знаниями является следствием различий между формализованными и персонализированными знаниями. На этих различиях базируются 2 основных подхода:
№ | | Управление формализованными знаниями | Управление персонализированными знаниями |
1 | Концептуальная схема | | |
2 | Генерация знаний | Знание генерируется человеком и впоследствии кодифицируется, либо создается информационной системой на основании уже имеющихся знаний | Знание генерируется человеком, который и становится его владельцем |
3 | Хранение знаний | Физические носители информации | Головы людей |
4 | Распространение знаний | Посредством информационной системы и/или имеющихся материалов | Системы наставничества, корпоративные университеты |
5 | Основной акцент в управлении | Информационная система, упрощающая формализацию, хранение, распространения и использование знания | Создание социальной сети, ориентированной на распространение знаний внутри компании |
6 | Плюсы | Разовые инвестиции в формализацию знания и неограниченное дальнейшее его использование | Постоянный обмен знаниями стимулирует их генерацию и развитие |
7 | Минусы | Носители знаний не заинтересованы в его формализации Далеко не все знания формализуемы (например, плавание или езда на велосипеде) | Постоянные инвестиции в сотрудников, обладающих знанием Знание покидает компанию вместе с сотрудником |
Рассмотрим схему, отражающую связи между блоками знаний внутри компании. Очевидно, что для управления используемыми знаниями требуется комбинация рассмотренных подходов.
Рисунок 2 – Подходы к управлению знаниями
Рисунок 3 - Тройственная модель управления знаниями
На практике существует ряд моделей управления знаниями, одна из которых приводится ниже. Модель основывается на 3-х основных элементах:
-
Сотрудники используют и транслируют имеющиеся знания; управление знаниями в контексте людей позволяет создавать эффективную социальную сеть внутри компании и за ее пределами -
Технологии используются для упрощения коммуникации, накопления и распространения знаний. -
Процесс выстраивает всю деятельность по управлению знаниями в единую систему.
Говоря о практическом применении этой модели, приведем методику построения системы управления знаниями. Методика состоит в выявлении точек использования знаний, связей между ними и определении подходящих источников знаний и инструментов управления.
Основные шаги:
-
Выявление точек использования знаний – на основании модели деятельности Компании мы можем выделить точки принятия решений, алгоритмы взаимодействия, типовые задачи. -
Для каждой из выявленных точек мы можем описать используемые знания; например, для прогнозирования длительности проекта я бы использовал знания о потенциальных рисках, статистике реализации подобных проектов и используемых инструментах -
Определение источников знаний (используя информацию об IT-системе, компетенциях сотрудников и т.д.). -
Построение путей движения знаний внутри Компании – мы получили карту, отражающую движение знаний от источников к точкам их использования. -
Выявление ключевых сотрудников (носителей и потребителей знаний) в построенной модели. -
Выбор инструментария обмена, накопления, хранения, распространения знаний. -
Постепенное внедрение разработанной модели и коррекция процесса управления знаниями.
Таблица 1 - Этапы управления знаниями
1. Определить | какие знания имеют решающее значение для успеха |
2. Собрать | приобретение существующих знаний, опыта, методов и квалификации |
3. Выбрать | поток собранных, упорядоченных знаний, оценка их полезности |
4. Хранить | отобранные знания классифицируются и вносятся в организационную память (в человеческую, на бумаге, в электронном виде). |
5. Распределить | знания извлекаются из корпоративной памяти, становятся доступными для использования |
6. Применить | при осуществлении заданий, решении проблем, принятии решений, поиске идей и обучении |
7. Создать | выявляются новые знания путем наблюдения за клиентами, обратной связи, причинного анализа, эталонного тестирования, опыта, исследований, экспериментирования, креативного мышления, разработки данных |
8. Продать | на основе интеллектуального капитала - новые продукты и услуги, которые могут быть реализованы вне предприятия. |
Бесспорно, что в современном бизнесе главный капитал любой компании – люди, их квалификация, умения, опыт. При этом знания и опыт сотрудника важны для него и для компании как на начальном этапе карьеры работника (проблема максимально быстрой адаптации на новом месте), так и на закате его трудового пути (проблема передачи дел, накопленных знаний). Знания сотрудников – важный стратегический запас, которым необходимо управлять.
Как правило, для реализации проекта внедрения системы управления знаниями компания приглашает консультанта, который пошагово проводит следующие мероприятия:
Шаг первый: анализируются общее состояние управления знаниями, приоритетность выполнения задач, информационные потребности сотрудников, их навыки и умения (в части работы с IT-системами).
Шаг второй: определяется аудитория, которая будет иметь доступ к системе (все сотрудники, часть подразделений, целевые группы – менеджеры, эксперты, маркетологи и т. д.).
Шаг третий: проводится опрос, позволяющий выяснить, знания по каким разделам наиболее востребованы сотрудниками/на поиск какой информации тратится больше всего времени.
Шаг четвертый: обработка данных.
Шаг пятый: выбирается оптимальный информационный продукт, отвечающий специфике компании и ожиданиям специалистов. Консультант помогает заказчикам не только сформулировать максимально полный перечень требований, но и выбрать технологии. Наиболее действенной помощь будет в случае, если консультант знаком с функционалом инструментов нескольких производителей, имеет достаточный опыт практического внедрения систем данного класса в организациях разного типа, владеет методологией многоэтапного выбора, настройки и адаптации решений.