Файл: Развитие методов управления знаниями в российских компаниях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Дальнейший алгоритм действий: пилотное внедрение, обучение сотрудников, разработка руководства пользователей по ресурсам и процедурам, тестовое испытание, корректировка.

Перспективы IT управления знаниями в России:

Стратегическое направление: создание технологий как социально-деятельностных систем и их капитализация.

Культурные и практические предпосылки: отечественная методологическая школа СМД-методологии.

Реальная потребность: поддержка управленческой деятельности методологическими формами организации мышления.

Отметим, что индустриальное развитие в том числе, сегодня должно вестись с учетом пост-индустриальных технологи: прежде всего социального управления и IT.

При этом IT управления знаниями выступает в функциях:

-языковой среды

-"проявителя" и "закрепителя" МД форм

-способа опредмечивания мета-знаний, в управленческой действительности

В целом система управления знаниями изображена на рис.4.

Рисунок 4 - IT управления знаниями





Развитие методов управления знаниями в российских компаниях
Сегодня в России вторая волна интереса к системам управления знаниями, что объясняется рядом причин, в числе основных следующие:

- объем данных в информационных системах ежегодно увеличивается более чем в два раза;

- возрастает доля контентной составляющей: до 75% информации предприятия составляет неструктурированная информация (электронные и бумажные документы, изображения, медиаданные);

- улучшается аппаратная часть (оптоволоконные линии связи способствуют повышению пропускной способности сетей);

- высокая динамика бизнеса: быстро создаются новые компании, товары, услуги; проводится реорганизация предприятий (слияние, разделение и т. д.), следовательно, необходимо быстро реагировать на события;

- текучесть кадров, проектная организация работ (люди приходят и уходят по завершении проекта);

- значительное число компаний внедрило ERP-системы, позволяющие управлять ресурсами (однако вопрос, как управлять интеллектуальными ресурсами, по-прежнему остается открытым).

Так, управление знаниями – это непрерывный процесс, направленный на создание, накопление и применение знаний в компании. Критерием его эффективности является возможность сотрудника компании своевременно получить требуемое знание.

Один из важнейших аспектов трансформации российской экономики заключается в том, что в ней зарождается и занимает ведущие позиции новый субъект активизации инновационного процесса — компании. Именно они становятся экономико-организационной основой процесса создания и внедрения новшеств в современном обществе (в отличие от директивной экономики, где эту роль играло государство). Компании, во-первых, жизненно заинтересованы в нововведениях для обеспечения собственных конкурентных преимуществ и, во-вторых, обладают средствами, необходимыми для этого. Для эффективной инновационной деятельности они должны иметь собственные системы создания и внедрения новшеств, а также работников, способных реализовать этот процесс. Первое означает их потребность в создании и управлении организационного знания, второе — в обеспечении полноценного и эффективного бизнес-образования.

Управление знаниями - это технология, включающая в себя комплекс формализованных методов, охватывающих:


  • поиск и извлечение знаний из живых и неживых объектов (носителей знаний);

  • структурирование и систематизацию знаний (для обеспечения их удобного хранения и поиска);

  • анализ знаний (выявление зависимостей и аналогий);

  • обновление (актуализацию) знаний;

  • распространение знаний;

  • генерацию новых знаний.

Александр Громов (директор по развитию фирмы "Весть-МетаТехнология") предлагает рассматривать дисциплину управления знаниями как средство уменьшения энтропии во Вселенной, а Вадим Федоров (заместитель директора фирмы "Интертраст") предлагает такой вариант: "Управление знаниями - это управление отношениями между людьми, конкретными формами этих отношений, сопровождающими рабочие процессы. Достаточно обоснованно можно утверждать, что объектом управления в данном случае является не документ, не таблица-классификатор, а люди и отношения между ними".

Взаимосвязь знаний, обучения и ключевой компетенции организации представлена на рис.1, где сделана попытка показать, как на знаниях базируются все хозяйственные и управленческие отношения, выявляются предпочтения хозяйствующих субъектов, происходит обмен и поставляется информация на рынки.



Рисунок 1 - Знание, обучение и базовая компетенция организации

Вариативность подходов к управлению знаниями является следствием различий между формализованными и персонализированными знаниями. На этих различиях базируются 2 основных подхода:



 

Управление формализованными знаниями

Управление персонализированными знаниями

1

Концептуальная схема





2

Генерация знаний

Знание генерируется человеком и впоследствии кодифицируется, либо создается информационной системой на основании уже имеющихся знаний

Знание генерируется человеком, который и становится его владельцем

3

Хранение знаний

Физические носители информации

Головы людей

4

Распространение знаний

Посредством информационной системы и/или имеющихся материалов

Системы наставничества, корпоративные университеты

5

Основной акцент в управлении

Информационная система, упрощающая формализацию, хранение, распространения и использование знания

Создание социальной сети, ориентированной на распространение знаний внутри компании

6

Плюсы

Разовые инвестиции в формализацию знания и неограниченное дальнейшее его использование

Постоянный обмен знаниями стимулирует их генерацию и развитие

7

Минусы

Носители знаний не заинтересованы в его формализации

 

Далеко не все знания формализуемы (например, плавание или езда на велосипеде)

Постоянные инвестиции в сотрудников, обладающих знанием

 

Знание покидает компанию вместе с сотрудником



Рассмотрим схему, отражающую связи между блоками знаний внутри компании. Очевидно, что для управления используемыми знаниями требуется комбинация рассмотренных подходов.



Рисунок 2 – Подходы к управлению знаниями



Рисунок 3 - Тройственная модель управления знаниями
На практике существует ряд моделей управления знаниями, одна из которых приводится ниже. Модель основывается на 3-х основных элементах:

  • Сотрудники используют и транслируют имеющиеся знания; управление знаниями в контексте людей позволяет создавать эффективную социальную сеть внутри компании и за ее пределами

  • Технологии используются для упрощения коммуникации, накопления и распространения знаний.

  • Процесс выстраивает всю деятельность по управлению знаниями в единую систему.

Говоря о практическом применении этой модели, приведем методику построения системы управления знаниями. Методика состоит в выявлении точек использования знаний, связей между ними и определении подходящих источников знаний и инструментов управления.

Основные шаги:

  1. Выявление точек использования знаний – на основании модели деятельности Компании мы можем выделить точки принятия решений, алгоритмы взаимодействия, типовые задачи.

  2. Для каждой из выявленных точек мы можем описать используемые знания; например, для прогнозирования длительности проекта я бы использовал знания о потенциальных рисках, статистике реализации подобных проектов и используемых инструментах

  3. Определение источников знаний (используя информацию об IT-системе, компетенциях сотрудников и т.д.).

  4. Построение путей движения знаний внутри Компании – мы получили карту, отражающую движение знаний от источников к точкам их использования.

  5. Выявление ключевых сотрудников (носителей и потребителей знаний) в построенной модели.

  6. Выбор инструментария обмена, накопления, хранения, распространения знаний.

  7. Постепенное внедрение разработанной модели и коррекция процесса управления знаниями.

Таблица 1 - Этапы управления знаниями

1. Определить

какие знания имеют решающее значение для успеха

2. Собрать

приобретение существующих знаний, опыта, методов и квалификации

3. Выбрать

поток собранных, упорядоченных знаний, оценка их полезности

4. Хранить

отобранные знания классифицируются и вносятся в организационную память (в человеческую, на бумаге, в электронном виде).

5. Распределить

знания извлекаются из корпоративной памяти, становятся доступными для использования

6. Применить

при осуществлении заданий, решении проблем, принятии решений, поиске идей и обучении

7. Создать

выявляются новые знания путем наблюдения за клиентами, обратной связи, причинного анализа, эталонного тестирования, опыта, исследований, экспериментирования, креативного мышления, разработки данных

8. Продать

на основе интеллектуального капитала - новые продукты и услуги, которые могут быть реализованы вне предприятия.



Бесспорно, что в современном бизнесе главный капитал любой компании – люди, их квалификация, умения, опыт. При этом знания и опыт сотрудника важны для него и для компании как на начальном этапе карьеры работника (проблема максимально быстрой адаптации на новом месте), так и на закате его трудового пути (проблема передачи дел, накопленных знаний). Знания сотрудников – важный стратегический запас, которым необходимо управлять.

Как правило, для реализации проекта внедрения системы управления знаниями компания приглашает консультанта, который пошагово проводит следующие мероприятия:

Шаг первый: анализируются общее состояние управления знаниями, приоритетность выполнения задач, информационные потребности сотрудников, их навыки и умения (в части работы с IT-системами).

Шаг второй: определяется аудитория, которая будет иметь доступ к системе (все сотрудники, часть подразделений, целевые группы – менеджеры, эксперты, маркетологи и т. д.).

Шаг третий: проводится опрос, позволяющий выяснить, знания по каким разделам наиболее востребованы сотрудниками/на поиск какой информации тратится больше всего времени.

Шаг четвертый: обработка данных.

Шаг пятый: выбирается оптимальный информационный продукт, отвечающий специфике компании и ожиданиям специалистов. Консультант помогает заказчикам не только сформулировать максимально полный перечень требований, но и выбрать технологии. Наиболее действенной помощь будет в случае, если консультант знаком с функционалом инструментов нескольких производителей, имеет достаточный опыт практического внедрения систем данного класса в организациях разного типа, владеет методологией многоэтапного выбора, настройки и адаптации решений.

Дальнейший алгоритм действий: пилотное внедрение, обучение сотрудников, разработка руководства пользователей по ресурсам и процедурам, тестовое испытание, корректировка.

Перспективы IT управления знаниями в России:

Стратегическое направление: создание технологий как социально-деятельностных систем и их капитализация.

Культурные и практические предпосылки: отечественная методологическая школа СМД-методологии.

Реальная потребность: поддержка управленческой деятельности методологическими формами организации мышления.


Отметим, что индустриальное развитие в том числе, сегодня должно вестись с учетом пост-индустриальных технологи: прежде всего социального управления и IT.

Так, стратегическим для России сегодня является перенос центра тяжести стоимости с сырья на знаниевый и человеческий капитал. Нужно осознать как национальное богатство русскую инженерную традицию, отечественную СМД-методологию, систему образования, русские информационные технологии. Понимая, что движение "сверху вниз" упирается в культуру управленческой деятельности, сформулируем задачу: обеспечить методологическую поддержку корпуса управленцев, причем сделать это в массовом, воспроизводимом масштабе. Место IT управления знаниями - технологическое оформление трансляции методологической культуры (языка, мыслительного, коммуникативного и рефлексивного и пр. инструментария) в управленческую деятельность

При этом IT управления знаниями выступает в функциях:

-языковой среды

-"проявителя" и "закрепителя" МД форм

-способа опредмечивания мета-знаний, в управленческой действительности

В целом система управления знаниями изображена на рис.4.

Рисунок 4 - IT управления знаниями

Интересно отметить, что решение компании "ИнтерТраст" (www.intertrust.ru), относящееся к системам класса knowledge management, называется Knowledge Pump и базируется на программных решениях фирмы IBM-Lotus. Эта технология позволяет предприятию справиться с информационными перегрузками и резко повысить эффективность обработки потоков новостей и другой информации, поступившей извне или созданной на самом предприятии и требующей быстрой и согласованной реакции всех его подразделений и партнеров, связанных с ним сетью обмена электронными документами. Суть технологии Knowledge Pump состоит в следующем. На вход системы из всевозможных источников поступает событийная информация любого рода (видео, текст, графика...), достаточно, чтобы она была понятна оператору, который производит ее первичную обработку - составляет "смысловые карты документов" (СКД). СКД представляет смысл исходного сообщения в удобной для машинной обработки форме. Составляя СКД, оператор расчленяет сообщение на элементарные факты и приводит их к общей схеме триад "субъект-действие-объект". Элементы триады имеют обязательные атрибуты (например, название) и дополнительные параметры, набор и структуру которых можно усложнять в зависимости от выбранной глубины предварительной обработки. Составление триад осуществляется с использованием библиотек шаблонов (рубрикаторов), которые значительно упрощают и ускоряют эту ручную работу. Затем все СКД попадают в единую корпоративную магистраль, служащую для распространения и о бработки информации. Наиболее важная функция магистрали - доставка информации получателям (сотрудникам и программным агентам других компонент информационной системы) на основе сопоставления СКД сообщения с картой интересов получателя. Это позволяет создать "Должностные каналы", через которые сотрудник получает всю необходимую ему информацию, при этом конечный пользователь вообще ничего не знает об СКД, а работает с информацией в ее исходной форме. СКД можно использовать не только для организации доставки информации, но и для автоматизации других действий, традиционно считающихся прерогативой человека: синтеза логических предположений и трансляции сообщения в термины другой предметной области, проверки системы предположений, устранения дублирования (избыточности) информационных потоков, агрегирование близких по смыслу сообщений, выявления пропусков и противоречий в потоке событий и хранилищах данных, автоматического заполнения последних по данным лент новостей. Технология Knowledge Pump реализована на базе Lotus Notes, сейчас происходит ее увязывание с языком XML. Аппаратные требования и программная платформа определяются свойствами Lotus Notes (возможна работа в распределенной среде, через Интернет, с любыми типами данных). Наряду с использованием в Knowledge Pump встроенных средств криптозащиты Lotus Notes, технология Crypto Broker компании "ИнтерТраст" позволяет использовать и внешние сертифицированные средства криптозащиты и электронной подписи. В