Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Характеристика объекта автоматизации
1.3 Описание функций проектируемой ИС
2 Функционально-ориентированное проектирование ИС
2.1 Функциональное моделирование IDEF0
2.2 Проектирование ИС средствами UML
2.3 Построение ER-модели предметной области
3. Проектирование и разработка БД
3.1 Описание групп пользователей и прав доступа
3.2 Основные таблицы информационной системы
4 Реализация программного обеспечения
4.1 Выбор среды разработки и языка программирования
Список использованных источников
Приложение А – Листинг основных элементов программы
2.4.1 Инфологическое проектирование базы данных
Инфологическое проектирование является первоочередным этапом проектирования БД. На первом этапе проектирования БД определяется предметная область рассматриваемой системы, и формируется взгляд на БД со стороны будущего пользователя. Также на этом этапе строится семантическая модель рассматриваемой области с наиболее высоким уровнем абстракции.
К особенностям создания такой модели можно отнести отсутствие привязки к конкретной модели данных или СУБД. В большинстве случаев для проектирования БД используется графический способ с использованием модели «сущность-связь» посредством создания ER-диаграммы.
Рисунок 2.5 - ER-диаграмма сематической модели БД
Так как база данных создается для обслуживания сотрудников салона. Она должна содержать информацию о сотрудниках, автомобилях, клиентах, и завершенных сделках. Исходя из этих задач была построена ER-диаграмма, представленная на рисунке 2.5.
На втором этапе осуществляется проектирование БД, суть которого заключается в создании схемы данных на основании ранее построенной ER-диаграммы с последующим выбором модели данных [6].
2.4.2 Даталогическое проектирование базы данных
Взяв в учет построенную ER-диаграмму, был выделен список основных сущностей, который представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Выделенные сущности системы
Название сущности | Описание класса |
Сотрудник | таблица хранящие данные о сотрудниках |
Клиенты | таблица хранящие данные о клиентах салона |
Покупка | таблица хранящая данные о завершённые сделках по покупке авто |
Заказ | таблица, хранящая данные о заказ авто у поставщиков |
Тест-драйв | таблица, хранящая данные о результатах тест драйва авто |
Авто | таблица, хранящая данные о автомобилях салона |
Поставщик | таблица содержащие сведения о поставщиках автомобилей |
Определение необходимых атрибутов, а также выделение связей для данных сущностей представлено в ER-диаграмме схемы данных на рисунке 2.6. В ходе проектирования и разработки, в зависимости от задач количество сущностей и их атрибутов может уменьшаться или увеличиваться. Так в таблице 2.1, количество выделенных сущностей было 7, а в ходе построения ER-диаграмме схемы данных БД, у чет требований нормализации и соблюдением правил проектирований и разработки БД, количество сущностей увеличилось до 17. В ходе проектирование БД, были добавлены сущности для Авторизации, и отслеживания авторизации сотрудников фирмы, также отдельные атрибуты выделенных сущностей в таблице 2.1, были вынесены в отдельные справочники [6].
Рисунок 2.6 - ER-диаграмма схема данных
Использование специализированного ПО позволяет сделать процесс проектирования БД комфортным и приятным. Так при использовании, draw.oi для построения UML диаграмм в частности ER-диаграмма и использование встроенных шаблонов, позволяет прописать первичные и внешние ключи.
2.4.3 Нормализация базы данных
Нормализация – это процесс преобразования БД к виду, соответствующе требованиям нормальных форм.
Предназначение нормализации заключается в приведении структуры БД к виду, обеспечивающему минимальную логическую избыточность, то есть уменьшение потенциально возможных противоречивостей хранимой информации. Нормализация, никак не относится, к процессам отвечающими за производительности системы и физическому объему БД.
Нормализация БД сокращает количество ошибок, при которых невозможно изменить один объект хранящейся в БД, при этом не затронув другой. От части нормализация повышает скорость работы с БД и упрощает написание запросов к БД. На практике для нормального функционирования БД, ее приводят к третей нормальной форме, из восьми возможных.
Приведение БД к формам больше чем третья, создает большое количество таблиц, которые постепенно начинают снижать производительность ИС, и так же увеличивает физический объем БД, а при создание сложных запросов, процесс превращается в головную боль, так как требуется подтягивать данные с множества различных таблиц.
В случаях, когда после процесса нормализации БД, превращается в «табличного гиганта» существует обратный процесс – денормализацияя, намеренное приведение БД в состояние противоречащие условиям нормализации. На практике это способствую ускорению процесса чтения из БД за счет добавление избыточных данных. Так что, процесс нормализации требует тонкой чуйки от специалиста, который проводит нормализацию.
Приведем понятия и определения о трех типах НФ:
Первая нормальная форма – кортеж каждого атрибут БД, содержит только одно значения, тогда говорят, что отношение находится в первой нормальной форме.
Вторая нормальная форма – для нахождения отношения во второй нормальной форме, требуется, чтобы оно удовлетворяло требованиям первой нормальной формы, и не ключевые атрибуты функционально полно зависели от потенциального ключа.
Третья нормальная форма – отношение может быть приведено к третье форме, только тогда, когда оно приведено ко второй нормальной форме, и в тоже время отсутствуют транзитивные зависимости не ключевых атрибутов от ключевых, то есть нельзя вычислить некоторый атрибут на основании других атрибутов отношений.
Подход к нормализации БД с учетом первых трех форм нормализации, в ходе их проектирование, позволяет избежать в дальнейшей работе затраты времени, но нормализацию БД. Так базы данных используемых в разрабатываемой информационной системе соответствуют первым трём нормальным формам нормализации, а требования к детальной нормализации отсутствуют [6].
3. Проектирование и разработка БД
При выборе системы управления базами данных были рассмотрены существующие и наиболее распространенные реляционные на СУБД рынке: Oracle Database, PostgreSQL, Microsoft SQL, MySQL.
Реляционной базой данных называют набор организованных данных в виде таблиц с предопределенными связями между ними, где каждая строка в таблице имеет уникальный первичный ключ.
Проведя анализ и рассмотрев преимущества распространенных СУБД, для разработки автоматизированной системы была выбрана система управления базами данных Microsoft SQL,так как она имеет ряд преимуществ по сравнению с остальными:
-
хорошая поддержка работы с другими решениями Microsoft; -
на начальных этапах разработки бесплатная лицензия перекрывает весь спектр задач без ограничений, а в случае расширения объёма работы приобретение лицензии позволит без проблем расширить базу данных; -
высокая производительность; -
высокая надёжность СУБД.
3.1 Описание групп пользователей и прав доступа
Завершающим этапом перед физическим проектированием БД является описание групп пользователей и их права доступа к каждой таблице. Стоит заметить, что для каждого объекта БД должен быть хотя бы один пользователь, который имеет право добавлять и удалять данные из объектов [7].
В ходе этапов проектирования, которые позволяют изучать систему под разными углами, взгляд на систему может меняться. Так, в начале работы был представлен штат автомобильного салона и на его основе описаны группы пользователей, которые могут взаимодействовать с системой. Права групп пользователей можно просмотреть на таблице 3.1 в ней будут использованы следующие сокращения:
S – Чтение данных (select);
I – Добавление данных (insert);
U – Модификация данных (update);
D – Удаление данных (delete).
Таблица 3.1 - Группы пользователей и прав доступа
Таблицы | Группы пользователей | ||||
Инженер-программист | Директор и его заместитель | Начальники отделов | Главный бухгалтер | Остальные сотрудники | |
Авто | SIUD | SIUD | SIU | S | S |
Марка | SIUD | SIUD | SIU | S | S |
Модель | SIUD | SIUD | SIU | S | S |
Цвет | SIUD | SIUD | SIU | S | S |
Склад | SIUD | SIUD | SIU | S | S |
Статус заказа | SIUD | SIUD | SIU | S | S |
Заказ | SIUD | SIUD | SIU | SIU | SI |
Тест-драйв | SIUD | SIUD | SIU | S | SI |
Поставщик | SIUD | SIUD | SIU | SI | SI |
Покупка | SIUD | SIUD | SIU | SIU | S |
Сотрудники | SIUD | SIUD | SIU | S | S |
Клиент | SIUD | SIUD | SIU | S | SI |
Должность | SIUD | SIUD | SI | S | S |
Авторизация | SIUD | SIUD | - | - | - |
Логи авторизации | SIUD | SIUD | - | - | - |
Пол | SIUD | SIUD | - | - | - |