Файл: Содержание Введение 3 Теоретические основы организации стратегического планирования на предприятии 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 456

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.4 Оценка и контроль реализации стратегии


Оценка и контроль реализации стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении.

Данный процесс обеспечивает устойчивую связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.

Основные задачи любого контроля следующие:

определение того, что и по каким показателям проверять

оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями

выяснение причин отклонений, если таковые выявляются в результате проведённой оценки

осуществление корректировки, если она необходима и возможна.

Для стратегического контроля эти задачи имеют определенную специфику, обусловленную его направленностью на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей. И это является основным критерием оценки выбранной стратегии, за которым принципиально отличается стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, поскольку правильность осуществления стратегии или выполнения отдельных работ, функций и операций не являются главными. Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовать выбранную стратегию и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегии, которую реализовывают, так и целей фирмы.

В случае контроля реализации стратегий эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций. Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию, и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей фирмы.


В зависимости от полученных результатов контроля может быть выбрана одна из трёх линий поведения:

·ничего не предпринимать, если реальное состояние соответствует желаемому;

·устранить возникшие отклонения, если они выходят за пределы допустимых значений.

· пересмотреть стандарты контроля.

На практике стратегический контроль может реализовываться различными способами. Выбор системы стратегического контроля определяется характером деятельности организации, степенью нестабильности и сложности внешней среды, размерами организации, используемой формой организационного построения, выбранной стратегией, стилем руководства

Приемлемость риска, заложенного в стратегии. Оценка оправданности риска осуществляется по трем направлениям:

1) или реалистичными являются предпосылки, положенные в основу выбора стратегии;

2) к каким негативным последствиям для фирмы может привести провал стратегии;

3) оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.

Считается, что есть несколько вполне определенных групп показателей, по которым фиксируется состояние деятельности фирмы:

- показатели эффективности;

- показатели использования человеческих ресурсов;

- показатели, характеризующие состояние внешней среды;

- показатели, характеризующие внутренние организационные процессы.

При контроле выполнения стратегий эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность выполнения стратегического плана, правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций, ибо он сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятые стратегии и приведет ли их реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегий, так и целей организации.

В оценке стратегии существуют определенные трудности. Необходимая для оценки стратегии информация может быть недоступна нерелевантна

, либо же несвоевременна. Следует взять во внимание, что оценка стратегии ни в коем разе не может быть качественнее информации, на которой она основана. Существование значительного различия во мнениях о том, по каким критериям следует оценивать стратегии. Это может стать политизированным процессом.


Заключение


Стратегическое планирование представляет собой принимаемые руководством действия и решения, которые ведут к разработке стратегий, предназначенных для достижения организацией своих целей. Процесс стратегического планирования – это инструмент принятия управленческих решений. Это одно из средств воспроизведения предприятием предпринимательского поведения.

При определении стратегических целей, а также выборе вида и типа стратегии применяются разнообразные методы анализа (прогнозирования), подходы и технологии.

Исследованиями, проведенными в части организации стратегического планирования на ООО «Катюша» выявлено следующее:

Предприятие работает прибыльно, его финансовое положение является устойчивым, но имеется высокий финансовый риск зависимости от кредиторов. Оно является ликвидным, то есть платежеспособным: своими активами способно погасить все имеющиеся долговые обязательства. Общество широко использует заемные средства, вовремя погашает свои обязательства по кредитам, имеет хорошую репутацию в деловом мире.

Система управления текущей деятельности ООО «Катюша» организована в виде бизнес – процессов, т.е. регулярно выполняемых циклических операций. Итак, реализацию стратегии нужно организовывать путем выделения и решения конкретных стратегических задач, чтобы на них было сконцентрировано внимание, и отделить их от текущей деятельности. Для решения перечисленных проблем, улучшения показателей деятельности предприятия (прибыли, рентабельности, увеличения объемов продаж, оборачиваемости, эффективности использования персонала и других) автором совместно со специалистами предприятия разработаны следующие рекомендации:

Провести инвентаризацию материальных запасов с целью выявления неликвидных запасов, с низкой оборачиваемостью. За счет снижения цен следует снизить сумму материальных запасов, тем самым высвободив средства для уменьшения кредиторской задолженности.

Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.


Регулярно проводить анализ финансовой устойчивости предприятия с целью выявления тенденций, принимать меры по повышению устойчивости предприятия; привлекать к выполнению анализа специалистов всех уровней.

Улучшить маркетинговую деятельность предприятия путем активного использования рекламы, анкетирования, изменения структуры товарооборота в пользу товаров, имеющих наибольшую доходную ставку – увеличения доли промышленных товаров ежедневного спроса. Чтобы избежать невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Провести модернизацию оборудования, включить в стратегический план строительство магазина по торговле промышленными товарами.

Привлекать к грузоперевозкам частных предпринимателей, предоставляющих более дешевые транспортные услуги. При заключении договоров на перевозку грузов использовать наиболее выгодный договорной тариф.

Разработать эффективную комбинированную систему оплаты труда.

Повышение уровня квалификации персонала на курсах переподготовки, дополнительного профессионального образования, на семинарах, тематических совещания.

Активнее изучать положительный опыт торговых предприятий в России и за рубежом при помощи специальной литературы, публикаций в периодической печати по специальности; использовать его в работе ООО «Катюша».

Организовать стратегическое планирование на основе SWOT- анализа, выявляя слабые и сильные стороны предприятия, возможности и угрозы внешней среды, разрабатывать детальный комплексный план по совершенствованию деятельности.
Список литературы


  1. Алпатова Н. Куда идем, чего хотим? / Управление корпорацией. – 2006. - № 4. – с.45-48.

  2. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007.

  3. Вахтеров С. Управление эффективностью / Управление корпорацией. – 2005. - №12.- с.35-38.

  4. Годовая бухгалтерская и статистическая отчетность ООО «Северяночка» (форма №1, 2, 3, 5, 5-з, 1-предприятие, 4-П) за 2004-2008 гг.

  5. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 285с.

  6. Жиделева В.В. Среда бизнеса: Учебное пособие. Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет, 2003.

  7. Ильин А.И. Планирование на предприятии. – 2-е изд. – М.: Издательство: Новое знание, 2004. – 640 с.

  8. Карпов А. Стратегия: от разработки до реализации / Управление корпорацией. - 2006.- №2, №3, №4.

  9. Малых В.В. Управление маркетингом торговой фирмы. – М.: Экзамен, 2000. – 192с.

  10. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело , 2004 - 702 с.

  11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 272с.

  12. Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г.Лапусты. – 5-е изд, пераб. и допол. – М,: ИНФРА-М, 2003/ – 750 с.

  13. Стратегическое планирование: Учебник / под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 2006. – 440с.

  14. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006 - 669 с.

  15. Устав ООО «Северяночка».

  16. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов/ Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ.-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2004. - 447с.

  17. Чавкин А.М. Методы и модели рационального управления в рыночной экономике. – М.: Финансы и статистика – 2004. - 320 с.

  18. Экономика: Учебник / под. ред. А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2007. – 896с.


19.Аткина Н.А., Ханжина В.Л., Попов Е.В. «Менеджмент в России и за рубежом», №2, 2003.

20. Мамонов В.И., Мамонова Е.В. Стратегическое планирование деятельности компании и роль маркетинговых исследований. «Менеджмент в России и за рубежом», №2, 2003.

21. Боумэн Клифф. Основы стратегического менеджмента. - М. Юнити, 2001.

22. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

23. Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И. Основы менеджмента. - М.МЭСИ, 2006.

24. Менеджмент. Учебник для вузов, 2-е изд. Под редакцией М.М. Максимцева, М.А. Комарова, - Москва: изд. полит. лит-ры «Единство», 2003.

25. Основы менеджмента. Под редакцией профессора Д.Д. Вачугова, - Москва: изд. «Высшая школа», 2002


1 Карпов А. Стратегия: от разработки до реализации / Управление корпорацией. - 2006.- №2.- с.46

2 Стратегическое планирование: Учебник / под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 2006. – с.54


3 Стратегическое планирование: Учебник / под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 2006. – с.86


4 Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006 - с.112.


5 Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов/ Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ.-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2004. - с.156


6 Карпов А. Стратегия: от разработки до реализации / Управление корпорацией. - 2006.- №3.- с.67

7 Стратегическое планирование: Учебник / под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 2006. – с.245


8 Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов/ Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ.-4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2004. - с.273