Файл: Отчет о лабораторных работах по учебной дисциплине Основы алгоритмизации и программирования олр 090207. 09.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Д епартамент образования Ярославской области

Государственное профессиональное образовательное

автономное учреждение Ярославской области

«ЯРОСЛАВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Н.П. ПАСТУХОВА»







Отчет о лабораторных работах

по учебной дисциплине

«Основы алгоритмизации и программирования»

ОЛР 090207.09
















Студент

_____________ В.О. Терентьева

«____»______________2022____г.




Преподаватель

_____________ Е.С. Шестёркина

«____»______________20____г.






2022

Содержание


Практическая работа № 1,2. 3

Теоретическая часть 3

Практическая часть 4

Задача 1 4

Задача 2 8

Задача 3 10

Вывод: Мы научились составлять блок-схемы линейных, разветвляющих и циклических алгоритмов и писать корректно работающие программы к этим задачам. 14



Практическая работа № 1,2.


Тема: Составление блок-схем линейных и разветвляющихся и циклических алгоритмов.

Цель: Научиться составлять блок-схемы линейных, разветвляющих и циклических алгоритмов

  1. Выполнить этапы 1-3 для решения задач.

  2. Построить алгоритм, используя программу MS Visio.

  3. Для циклических алгоритмов построить трассировочную таблицу на одном из тестовых наборов

Теоретическая часть


Этапы решения задачи на ЭВМ:

1. Постановка задачи (должно быть четко сформулировано, что дано и что требуется найти, определить полный набор исходных данных).


2. Формализация задачи (задача переводится на язык математических формул, уравнений, отношений).

3. Построение алгоритма.

4. Составление программы на языке программирования.

5. Отладка и тестирование программы.

6. Проведение расчетов и анализ полученных результатов.

Базовые алгоритмические структуры:

  • следование,

  • ветвление,

  • повторение.

На рисунке 1 представлены условные обозначения, используемые при записи алгоритма с помощью блок-схем, для указанных структур: для следования, ветвления, выбора (частный случай ветвления), для повторения (цикл с предусловием, цикл с постусловием, цикл с параметром).







Рисунок 1. Условные обозначения, используемые при записи алгоритма с помощью блок-схем.

Практическая часть


Вариант №24

Задача 1


Определить, сколько времени в минутах затратит школьник на дорогу из школы до стадиона, если известна длина этого расстояния S км и средняя скорость движения школьника v км/ч?

  1. Вход: S (вещественное число, расстояние от школы до стадиона); v (вещественное число, средняя скорость движения школьника). Ввод с клавиатуры.

Выход: t (вещественное число, время, затраченное на дорогу в минутах) или t1 (вещественное число, время, затраченное на дорогу в часах) и t2 (вещественное число, время, затраченное на дорогу в минутах).

Вывод на экран

  1. Формализация

S – км

v – км/ч

t=S/v

t, S, v>0 – число

t, S, v<0 – нет решений

v=0 – нет решений

t = t*60 – в минутах; если t>60, то t1=t/60 (часов), t2=t-t1*60 (минут)

  1. Блок-схема

На рисунке 2 представлена блок-схема для вычисления времени, которое затратит школьник на путь от школы до стадиона.
Рисунок 2. Блок-схема для вычисления времени, которое затратит школьник на путь от школы до стадиона.




  1. Программа

На рисунке 3 представлена программа для определения, затраченного времени (в минутах) школьником на дорогу из школы до стадиона.


Рисунок 3. Программа для 1 задачи



  1. Тестирование

В таблице 1 представлены тестовые наборы для проверки работоспособности программы, выполненной в предыдущем шаге.

Таблица 1. Тестовые наборы для 1 задачи

N

Вход

Выход

результат

S

v

t

t1

t2

сообщение

нормальное

11

5

-

2

12

-

2 часа 12 минут

нормальное

4

3

-

1

20

-

1 час 20 минут

нормальное

0,5

5

6

-

-

-

6 минут

экстремальное

3

0

-

-

-

Нет решений

-

экстремальное

1

-2

-

-

-

Нет решений

-

экстремальное

-3

2

-

-

-

Нет решений

-

исключительное

?

1

-

-

-

Введено не число

-

исключительное

3

ъ

-

-

-

Введено не число

-


На рисунках 6-8 представлены скриншоты окна консоли с работающей программой со значениями из таблицы тестирования.



Рисунок 4. Окно консоли с нормальными значениями из таблицы тестирования



Рисунок 5. Окно консоли с экстремальными значениями из таблицы тестирования



Рисунок 6. Окно консоли с исключительными значениями из таблицы тестирования


  1. Вывод

Мы написали корректно работающую программу для задачи, по поиску времени, которое школьник затратил на путь от школы до стадиона.

Задача 2


Определить стоимость заказа печати фотографий. Исходные данные для расчета— размер (9x12, 12x15 или 18x24) и количество фотографий. Если количество фотографий больше 20, то предоставляется скидка 10%.

  1. Вход: 1 (фотография размером 9х12), 2 (фотография размером 12х15), 3 (фотография размером 18х24); t (вещественное число, количество фотографий) вводится с клавиатуры.

Выход: x (вещественное число, стоимость заказа).

Вывод на экран

  1. Формализация

Если а1=> x=14, a2=>x=16, a3=>x=20

t>0 - число

t<0 – нет решений

t=0 – нет решений

Sum=t*x, если t>20, то Sum=sum-0.1*sum

  1. Блок-схема

На рисунке 3 представлена блок-схема, для определения стоимости фотографии.


  1. Рисунок 7. Блок-схема для вычисления стоимости фотографии.
    Программа




  1. Тестирование

В таблице 2 представлены тестовые наборы для проверки работоспособности программы, выполненной в предыдущем шаге.
Таблица 2. Тестовые наборы для 2 задачи


N

Вход

Выход

Результат

1

2

3

t

x

сообщение




нормальное

14

16

20

4

56

-

56

нормальное

14

16

20

20

320

-

320

нормальное

14

16

20

23

414

-

414

экстремальное

14

16

20

0

-

Нет решений

-

экстремальное

14

16

20

-6

-

Нет решений

-

исключительное

14

16

20

T

-

Введено не число

-

исключительное

14

16

20

^

-

Введено не число

-





  1. Вывод

Мы написали корректно работающую программу для задачи, по определению стоимости заказа печати фотографии.

Задача 3


Вывести таблицу значений функции y= +lnx с шагом h на отрезке [a,b] (h,a,b вводятся с клавиатуры)

  1. Вход: х (вещественное число). h (вещественное число, шаг на отрезке), a (вещественное число, начало отрезка) b (вещественное число, конец отрезка)> ввод с клавиатуры.

Выход: таблица значений функции y=x2 +lnx – пары [a,b]. Вывод на экран.

  1. Формализация

y=x2 +lnx – возрастающая функция

[a,b] – отрезок

a – начало, b – конец.

a, b, h – числа

a<=b

  1. Блок-схема

На рисунке 4 представлена блок схема, для вывода таблицы значений функции y= +lnx с шагом h на отрезке [a,b].



Рисунок 8. Блок-схема для вывода таблицы значений функции y=х^2+lnx с шагом h на отрезке [a,b].

  1. Программа

На рисунке 5 представлены скриншоты программы, для вывода таблицы значений функции y=х^2+lnx с шагом h на отрезке [a,b].

Рисунок 9. Программа для 3 задачи




  1. Тестирование

В таблице 3 представлены тестовые наборы для проверки работоспособности программы, выполненной в предыдущем шаге.

Таблица 3. Тестовые наборы для 3 задания

N

Вход

Выход

Результат

h

a

b

x

y

сообщение

нормальное

0.5

2

6

2

2,5

3

3,5

4

4,5

5

5,5

6

4,6931

5,9163

7,0986

8,2528

9,3863

10,5041

11,6094

12,7047

13,7918

-

| 2|4,6931|

| 2,5|5,9163|

| 3|7,0986|

| 3,5|8,2528|

| 4|9,3863|

| 4,5|10,5041|

| 5|11,6094|

| 5,5|12,7047|

| 6|13,7918|

экстремальное

1

-2

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1,0000

4,6931

10,0986

17,3863

26,6094

37,7918

50,9459

66,0794

83,1972

-

| 1|1,0000|

| 2|4,6931|

| 3|10,0986|

| 4|17,3863|

| 5|26,6094|

| 6|37,7918|

| 7|50,9459|

| 8|66,0794|

| 9|83,1972|

экстремальное

-1

-2

2

-

-

Шаг должен быть положительным

-

исключительное

!

2

4

-

-

Введено не число

-

исключительное

1

ъ

3

-

-

Введено не число

-