Файл: Реферат Тема Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат
Тема: Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей
Оглавление
Введение 3
1. Понятие-педагог дополнительного образования 5
2. Понятие и виды профессиональной компетентности педагога дополнительного образования 7
3. Роль профессиональной педагогической переподготовкой педагогов, работающих в системе дополнительного образования детей 11
Заключение 16
Список литературы: 17
Введение
В отечественном образовании последние несколько лет характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.
Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.
Дополнительное образование детей по сути является практико-ориентированным, поэтому необходимо принимать во внимание, что оно в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счёте — результативность».
В настоящее время любой стране, любому обществу нужны одаренные, талантливые люди как залог прогресса. Важно не только рассмотреть педагогический талант, дар, но и создать максимум условий для его развития.
Обучение педагогов в системе дополнительного образования детей имеет много общего со школьным и осуществляется через изучение, обобщение и распространение опыта, подготовку методических рекомендаций и предложений, совершенствование педагогической деятельности (системная консультационная помощь молодым педагогам, проведение открытых занятий, занятий мастер-класс опытными педагогами), обновление программного обеспечения образовательного процесса, руководство работой методических объединений, творческих групп педагогов, участие в аттестационных, экспертных комиссиях, проведение семинаров, совместных педагогических советов, конкурсов.
Цель реферата: изучить профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей.
Задачи реферата:
1. Рассмотреть понятие-педагог дополнительного образования.
2. Определить понятие и виды профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.
3. Выявить роль профессиональной педагогической переподготовкой педагогов, работающих в системе дополнительного образования детей 9
1. Понятие-педагог дополнительного образования
Кто же это такой педагог дополнительного образования, чем он занимается?
Вот что нам говорит профстандарт: Организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ
Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей детей, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования.
Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.
Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:
- быть чутким и доброжелательным;
- понимать потребности и интересы детей;
- иметь высокий уровень интеллектуального развития;
- обладать широким кругом интересов и умений;
- быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;
- быть активным;
- обладать чувством юмора;
- располагать творческим потенциалом;
- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
Важно и наличие у специалиста позитивной оценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке со стороны коллег через публичные благодарности, грамоты, признание руководителей и т. д.
Чем ниже самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше, и тем, как правило, ниже профессионализм. Высокая экспертная оценка является показателем профессионализма человека. Критериями этого могут быть консультации коллег по профилю специалиста.
Частота обращений к работнику по проблематике, связанной с его профессиональной деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.
2. Понятие и виды профессиональной компетентности педагога дополнительного образования
«Профессионализм педагога — это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Современный педагог дополнительного образования должен быть прежде всего направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к партнерским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, ее организации и анализа».
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Успешная реализация общеобразовательных программ дополнительного образования предполагает наличие у педагогов определенных компетенций, которые определяют готовность и умение:
-обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка;
-организовать конструктивное взаимодействие обучающихся в разных видах деятельности и различных направленностях;
-создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности и материалу;
-выстраивать общеобразовательную программу дополнительного образования, опираясь на разные варианты примерных и авторских программ, поддерживать индивидуальность ребенка и обеспечивать развитие его потенциала, образовательных потребностей;
-оказывать недирективную поддержку детской инициативе, обеспечивать пространство трансформируемой и полифункциональной среды. Так же определяют способность: использовать в образовательном процессе формы и методы сотрудничества с обучающимися, соответствующие их психолого-возрастным особенностям и индивидуальным особенностям;
-выстраивать образовательный процесс на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентируясь на возможности и способности каждого ребенка; поддерживать положительное, доброжелательное отношение друг к другу;
-выстраивать взаимодействие с родителями учащихся.
Задачей номер один, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых, американского ученого М. Ш. Ноулза, стало «производство компетентных людей — таких, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».
Готовность к развитию профессионализма, напряженность труда педагога значат для формирования педагогической квалификации гораздо больше, чем врожденная предрасположенность. Главное, неустанно развивать свое мастерство и активно призывать к этому педагогическое сообщество. Педагог должен учиться, и учиться постоянно: на своих ошибках, у коллег и более сведущих и более опытных людей, в различных местах и различными способами. При этом учеба должна основываться не на симпатии к процессу обучения. Самообразование, самосовершенствовние для педагога должна стать образом жизни, как наиболее верный путь к педагогической успешности.
На основе анализа современных тенденций дополнительного образования, нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность учреждения дополнительного образования, исследований, посвященных изучению специфики педагогической деятельности педагогов учреждений дополнительного образования ( А.Г. Андрейченко, Л.Н. Буйловой, С.В. Кочневой, О.Е. Лебедевой, Л.Г. Логиновой, Н.Н. Михайловой, В.А. Березиной, А.К. Бруднова, Е.Б. Евладовой, В.В. Комарова, Г.Н. Поповой, Т.И. Рудневой и др.), функциональных компонентов педагогической деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев) теоретически обоснован и определен список профессиональных компетенций педагогов учреждения дополнительного образования.
Инструментальные компетенции: проектирование и планирование педагогического процесса по развитию учащихся в условиях учреждения дополнительного образования; организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования; установление дефицитных компетенций на основе анализа и рефлексивной оценки педагогических результатов.
Социально-личностные компетенции: управление взаимоотношениями с обучающимися, их родителями, коллегами; работа в команде педагогов конкретного учреждения дополнительного образования; самодиагностика уровня профессиональных компетенций в условиях учреждения дополнительного образования; профессиональное развитие в условиях учреждения дополнительного образования.
Выделенные компетенции являются основой для разработки модели компетенций учреждения дополнительного образования. Учитывая, что под компетенцией понимается определенное профессиональное поведение при решении педагогических задач, каждой компетенции были подобраны поведенческие признаки, которые можно зафиксировать в деятельности педагога учреждения дополнительного образования.
К видам профессиональной компетентности педагога относят:
1. Компетенция «Педагогическая оценка развития обучающегося» подразумевает следующие поведенческие признаки: педагог собирает информацию обучащимся: наблюдает; беседует с учащимися, родителями и специалистами; анализирует деятельность, проводит диагностические процедуры в соответствии с рекомендациями реализуемых программ учреждения дополнительного образования.
2. Компетенция «Проектирование и планирование педагогического процесса по развитию учащихся» предполагает поведенческие признаки: педагог разрабатывает планы работы. Планирует образовательные процессы, занятия, продуктивную деятельность учащихся; проектирует динамичную развивающую среду, разрабатывает педагогические проекты.
3. Компетенция «Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования», подразумевает: построение образовательного процесса в соответствии с образовательной программой дополнительного образования, рабочим планом, проектом деятельности. Использование современные технологии физического, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития учащихся; технологии, обеспечивающие реализацию приоритета учреждения дополнительного образования.